Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Жизнь и здоровье человека, также как и судьба его собственности, постоянно пребывают в непосредственной зависимости от самых различных по характеру и зачастую непредвиденных обстоятельств.
Не имеющие возможности оказать какое-либо воздействие на происходящие события, люди остаются озабоченными тем, как предотвратить либо хотя бы смягчить отрицательные последствия подобных событий. Страхование предоставляет возможность восстановить уничтоженные либо поврежденные материальные ценности.
Страхование гарантирует восстановление нарушенных имущественных интересов в условиях непредвиденных природных, техногенных и других явлений.
Страхование в обстоятельствах рыночной экономики требует изучения результативного юридического механизма, который бы обеспечил бы четкость и абсолютную полноту правил поведения страхователя и страховщика при обязательном страховании автогражданской ответственности. Определенную значимость подобная проблема приобретает в наше время, когда страна пребывает в условиях активного становления страхования как механизма охраны имущественных интересов граждан.
Из-за высоких темпов развития рынка страховых услуг договор обязательного страхования автогражданской ответственности динамично применяется в гражданско-правовой деятельности субъектов права. Заключая подобный контракт, страхователь желает добиться охраны своего имущества от разнообразных неблагоприятных последствий. При всем этом имеющиеся пробелы в имеющемся законодательстве, которые влекут неоднозначность в правоприменительной практике, не могут позволить страхователю осуществить свои законные права, которые предусмотрены договором обязательного страхования автогражданской ответственности.
Целью курсовой работы выступает изучение страхования автогражданской ответственности.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю развития обязательного страхования автогражданской ответственности;
- изучить понятие и виды страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- осуществить анализ проведения страхования автогражданской ответственности;
- выделить актуальные проблемы правового регулирования обязательного страхования автогражданской ответственности;
- рассмотреть судебную практику заключения договора ОСАГО.
Степень разработанности темы курсовой работы. Обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств посвящено большое количество работ. Такое пристальное внимание ученых и иных представителей страховой общественности к проблемам одного вида страхования, по идее, должно способствовать детальной проработке всех проблем и пробелов в правовом регулировании и правоприменительной практике. Однако поток статей и научных работ по различным вопросам ОСАГО с течением времени не уменьшается. Очевидно, следует говорить не об отдельных проблемах прикладного характера, но о системных вопросах правового регулирования.
Объект исследования составляют отношения, складывающиеся при осуществлении обязательного страхования автогражданской ответственности.
Предметом исследования являются нормы гражданского права, регулирующие обязательного страхования автогражданской ответственности, а также правоприменительная практика, связанная с рассмотрением споров, вытекающих из вышеуказанных отношений.
Методологическую основу курсовой работы составляют такие общенаучные методы познания, применяемые в юриспруденции, как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, диалектический, логический, структурный, сравнительный и другие методы, а также частнонаучные методы познания – формально-юридический, метод обобщения и другие.
В качестве теоретической основы курсовой работы были изучены труды известных ученых: В.Ю. Абрамова, С.П. Гришаева, С.В. Дедикова, Н.В. Елизарова, Красавчикова, Е.А. Крашенинникова, Ю.Б. Фогельсона, А.И. Худякова и др.
Научная новизна работы заключается в том, что обнаруженные проблемы и сформулированные положения и выводы развивают и дополняют теоретические положения обязательного страхования автогражданской ответственности.
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
1.1 История развития обязательного страхования автогражданской ответственности
История развития обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) определено динамичным становлением мореплавания в середине XVIII в. Отечественная история этого вида страхования связана с возникновением Волжского общества речного страхования. Так, в 1781 г. был издан Устав купеческого водоходства по рекам, водам и морям. Данный документ содержал постановления о морском страховании . Функции страховщика-монополиста реализовывала Страховая экспедиция при Государственном заемном банке (1786 - 1822 гг.), который осуществлял страхование строений и имущества от огня.
Во времена царствования Павла I при Государственном банке в 1798 г. была образована Страховая экспедиция для кораблей и товаров.
В рассматриваемый период из-за отсутствия необходимого кодифицированного акта в страховой области существенную роль в ее юридическом регламентировании сыграл обычай делового оборота. Законодательство преподносило принципы свободы договора, тем самым не утруждая страхователей обязанностью на заключение подобных договоров.
В 1906 г. вступил в силу Закон об осуществлении страхования жизни государственными сберегательными кассами. Тем не менее, роль подобных организаций была мизерной для всего страхового дела в нашей стране.
Страхованием автомобилей, либо, так называемых «моторных экипажей», в России стали заниматься в 1910 г., когда в стране начало активно увеличиваться транспортное движение. В это время автомобили уже рассматривались в качестве как результативных средств передвижения, так и причин возникновения пожаров, повреждений и увечий, хотя в то время институт источников повышенной опасности в гражданском праве еще не был создан. Отсюда в России встал вопрос о страховании имущественной ответственности владельцев транспортных средств.
В нашей стране гражданское законодательство о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств на постоянной основе стало создаваться с 1913 г. и следовательно возникла своя система подобного страхования .
Изначально, под страхованием гражданской ответственности рассматривали только часть страхования общих автотранспортных рисков. Договор страхования в это время считался реальным, так как в нем отмечалось, что страховщик выступал обязанным по данному договору, «если иное не было специально оговорено участниками сделки, с полудня того числа, которое в полисе указано правлением как начало страхования, но при условии, что при подаче объявления страхователем был внесен задаток в размере причитающегося по полису первого взноса премии; в противном же случае - с полудня того числа, которое следовало за днем, когда был произведен первый платеж премии в кассу общества или агенту» .
В процессе Октябрьской революции по указанию В.И. Ленина страховое дело подверглось национализации. Итогом подобной политики выступило установление государственного регламентирования всего страхового дела в нашей стране Декретом Совнаркома от 23 марта 1918 г. «Об учреждении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального» .
Существенным этапом в истории страхового дела выступило утверждение ЦИК и СНК СССР 18 сентября 1925 г. Положения о государственном страховании СССР , объявившее страхование во всех его видах и формах государственной монополией СССР, а также в ст. 3 определило, что «государственное страхование осуществляется на всей территории Союза ССР единым предприятием – Госстрахом» .
Это был первый подробно разработанный нормативный акт о государственном страховании в России.
Новая экономическая политика выступила этапом становления советского государственного страхования. В данный период возрастает рост числа страхователей, а также список объектов, которые подлежали страхованию, начали формироваться системы тарифов и льгот для нищих слоев населения.
К 1962 г. была осуществлена попытка принятия закона об обязательном страховании автогражданской ответственности. Но в мае 1962 г. на Совете Министров СССР, который вел А.Н. Косыгин, законопроект
Фрагмент для ознакомления
3
РАЗДЕЛ I НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ИНЫЕ ОФИЦИАЛЬНЫЕ АКТЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 29.01.1996. - № 5. - Ст. 410.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
3. Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Собрание законодательства РФ. - 06.05.2002. - № 18. - Ст. 1720.
4. Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» // Российская газета. - 02.08.2010. - № 169.
5. Федеральный закон от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 27. - Ст. 3881.
6. Федеральный закон от 30.12.2012 № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ - 31.12.2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7627.
7. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 14.01.1993. - № 2. - Ст. 56.
8. Указание Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Вестник Банка России. - № 88. - 02.10.2014.
9. Указание Банка России от 14.11.2016 № 4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Вестник Банка России. - № 115-116. - 30.12.2016.
РАЗДЕЛ II ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЫСШИХ СУДЕБНЫХ ИНСТАНЦИЙ И МАТЕРИАЛЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
10. Определение Конституционного Суда РФ от 06.07.2010 № 1082-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «УРАЛРОС» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 20, пунктов 2 и 3 статьи 27 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Спарвочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 06.11.2018.
11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. - № 9. – 1996.
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Российская газета. - № 297. - 29.12.2017.
13. Решение Верховного Суда РФ от 17.04.2012 № АКПИ12-205 // Справочно-правовая система Гарант.
14. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2017. № 2.
15. Постановление Президиума Новосибирского областного суда от 14.08.2015 по делу № 44Г-57/2015 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс (документ официально опубликован не был).
16. Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 27.10.2016 по делу № 33-20949/2016 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 06.11.2018.
17. Апелляционное определение Ростовского областного суда от 1 ноября 2016 г. № 33-19277/2016 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 06.11.2018.
18. Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 1 ноября 2016 г. по делу № 33-8887/2016 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 06.11.2018.
РАЗДЕЛ III ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
19. «Автогражданка» родилась в Госстрахе // Газета ОАСГ Российская государственная страховая компания. 2003. № 18 (60).
20. Аминжанова М.А. Актуальные вопросы совершенствования ответственности страховщика // Гражданское право. 2017. N 2. С. 20 - 22.
21. Андрианов Н. Договоры и обязательства // ЭЖ-Юрист. 2017. № 11. С. 1, 4.
22. Архипова А.Г. Новый этап унификации европейского страхового договорного права // Вестник гражданского права. 2016. № 5. С. 248 - 273.
23. Ахмеджанова Э.Ф. Автострахование // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 06.11. 2018.
24. Бабкин А.И. Отдельные вопросы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Законодательство и судебная практика // Российский судья. 2017. № 6. С. 3 - 10.
25. Бажина М.А. Понятие «транспортное средство» в транспортном праве // Транспортное право. 2017. № 1. С. 10 - 13.
26. Барсегян В. Хитрая ловушка для нехитрого покупателя // ЭЖ-Юрист. 2016. № 47. С. 15.
27. Белых В.С., Кривошеев И.В. Страховое право. - М.: Норма. 2011. - С. 152-154.
28. Бланд Дэвид. Страхование: принципы и практика. - М.: Финансы и статистика, 2010. - С. 93.
29. Бухарин Д., Чеботарева Н. Договор страхования // ЭЖ-Юрист. 2017. № 11. С. 1, 6.
30. Галаган А.А. История предпринимательства российского. От купца до банкира. М., 1997. С. 31 - 37.
31. Гражданское право. Т.2. Учебник/Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - С. 501.
32. Лаптев В.А. Ответственность «будущего»: правовое существо и вопрос оценки доказательств // Гражданское право. 2017. № 3. С. 32 - 35.
33. Овчинникова Ю.С. Правовая природа страховой премии: основные черты // Право и экономика. 2017. № 8. С. 37 - 42.
34. Рассолова Т.М. Страхование автогражданской ответственности в Российской империи // Юридическая и правовая работа в страховании. 2005. № 4.
35. Рассолова Т.М. Страховое право. Москва: Закон и право, 2013. С. 142.
36. Сокол П.В. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. – М.: Деловой двор, 2012.
37. Спор о взыскании страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (по риску «ОСАГО») (на основании судебной практики Московского городского суда) // Помощник адвоката: электрон. журн. 2017.
38. Станкевич Г.В. Проблемы правоприменительной практики при реализации регрессных требований // Власть Закона. 2015. № 2. С. 41 - 50.
39. Шихов А.К. Страховое право. Учеб. пособие. - М., 2013. - С. 111-115.