Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Экономическая деятельность любой страны может быть сопряжена с возникновением внешнего долга, поскольку развитие и продвижение текущей международной деятельности страны требует заемных средств.
Для грамотного распределения денежных средств и недопущения банкротства государства, использующие огромные финансовые ресурсы, должны осуществлять их регулирование.
Государственный долг представляет собой сумму обязательств страны перед физическими, юридическими лицами и различными странами. Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренняя задолженность государства формируется путем продажи хозяйствующим агентам (компании и домохозяйства) государственных облигаций, а внешний долг страны образуется за счет размещений облигаций на мировом рынке и приобретения кредитов от других стран.
Государственный долг также связан с бюджетным дефицитом. Если появляется разрыв из-за наличия большой разницы между расходами и государственными доходами, правительство должно получать денежную помощь от резидентов или нерезидентов. Каждая страна испытывает нужду для покрытия своих растущих, как правило, расходов либо осуществляет дополнительную эмиссию денежных средств или облигаций. Однако, в любом случае это приводит к росту внутренних проблем внутри страны, которые должны быть решены.
Актуальность данной темы заключается в том, что осуществление контроля над управлением государственным внешним долгом позволит уменьшить дефицит бюджета. В противном случае страна будет испытывать большие внутренние проблемы с финансами, для урегулирования которых она будет вынуждена обращаться к третьей стороне.
Анализ зарубежного опыта управления государственным долгом показывает, что в большинстве развитых стран и некоторых развивающихся, используется метод активного управления займом, предполагающая учет параметра долга и конъюнктуры на рынке. Так проводится постоянный мониторинг колебаний процентной ставки и курса валют, а также осуществляется выбор сегмента рынка.
В любом случае выделяют два главных следствия роста долга:
1) увеличение расходов за счет усиления налогообложения, снижение потребительских расходов;
2) увеличение расходов за счет повышения величины государственного долга. Будущее поколение унаследует меньший экономический потенциал страны и будет иметь более низкий уровень жизни.
Самым серьезным следствием роста государственного долга является возможный дефолт.
Таким образом, в общем случае наличие растущего государственного долга приводит к негативным социальным и экономическим последствиям. Со стороны населения растет неуверенность в действиях правительства, поскольку растет налоговое бремя. Со стороны международного сообщества падает рейтинг страны, которой отказывают в предоставлении новых кредитов.
Объект работы – государственный внешний долг РФ.
Предмет – управление внешним долгом России.
Цель работы заключается в анализе понятия и сущности государственного внешнего долга, основных его факторов и последствий для экономик страны мира, методов управления им на основе использования опыта зарубежных стран.
В связи с этой целью ставятся задачи:
- раскрыть сущность государственного внешнего долга,
- выявить методы управления им,
- определить последствия внешнего долга для РФ,
- проанализировать динамику роста внешнего долга в России,
- предложить пути совершенствования политики управления государственным долгом.
В качестве методов исследования был использован метод анализа (динамика государственного долга на протяжении определенного периода) и сравнения (сопоставление показателя долга РФ).
Работа состоит из двух частей. В первой главе раскрываются теоретические основы управления государственным внешним долгом. Во второй главе дается анализ внешнего долга России, и приводятся меры по управлению им.
Для раскрытия темы были использованы учебные пособия по экономической теории, статистические данные Министерства финансов и государственной статистики по внешнему долгу РФ, государственные порталы и ресурсы Интернет.
1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ
1.1.Сущность государственного внешнего долга РФ
Государственный долг страны представляет собой сумму обязательств государства перед физическими и юридическими лицами и другими странами.
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренняя задолженность государства формируется путем продажи хозяйствующим агентам (компании и домохозяйства) государственных облигаций, а внешний долг страны образуется за счет размещений облигаций на мировом рынке и приобретения кредитов от других стран [7, c.126].
Рис.1. Виды государственного долга РФ [7, c.130]
Государственный долг представляет общую сумму всех задолженностей государства перед разными субъектами: физические и юридические лица, другие государствам и любые другие иностранные субъекты.
Задолженность связана с полученными государством кредитами, займами, договорами на представление государственных гарантий, выпущенными государством ценными бумагами и другими долговыми обязательствами.
Государственный долг также подразделяется на:
- текущим
- капитальный.
Текущий долг страны связан приходом и наступлением сроков выплаты по обязательствам.
Капитальный долг связан с выпущенными и непогашенными обязательствами государств, в том числе и процентами.
Таким образом, долгом являются разные обязательства правительства страны перед разными хозяйствующими субъектами внутри или вне государства, выражаемые в валюте.
Если на обслуживание государственного долга приходится тратить около 20-30% от внешнеэкономического оборота страны, тогда государство становится должником.
Внешний долг связан с обязательствами государства перед другими государствами, международными организациями и прочими иностранными субъектами [4, c.57].
Государственный долг также связан с бюджетным дефицитом. Если появляется разрыв из-за наличия большой разницы между расходами и государственными доходами, правительство должно получать денежную помощь от резидентов или нерезидентов. Каждая страна испытывает нужду для покрытия своих растущих, как правило, расходов либо осуществляет дополнительную эмиссию денежных средств или облигаций. Однако, в любом случае это приводит к росту внутренних проблем внутри страны, которые должны быть решены.
Рис.2. Причины образования государственного долга [15, c.115]
На сегодняшний день существует не одна классификация государственной задолженности. В данном случае все зависит от признака, который будет положен в основу такой классификации.
Например, согласно Бюджетному кодексу РФ предусматривается разделение долга государства на внутренний и госдолг по привлекаемым извне ресурсам. Первый является частью госдолга по внутренним займам и остальным долговым обязательствам перед резидентами, которые стали для своего государства кредиторами.
Ярким примером внутреннего госдолга является ситуация, когда министерство финансов выпускает облигации и предлагает их купить своим гражданам, а также компаниям. В данном случае покупатели, приобретая эти ценные бумаги, становятся его кредиторами.
Правительство осуществляет обязанности по выплате процента долга. В этом случае, если присутствует недостаточность денежных средств для реализации процентной выплаты, государства могут опять осуществить выпуск облигаций.
Итак, правительства оплачивают часть задолженности, сроки платежа которой уже наступают. Тогда продолжительный дефицит бюджета страны связан с увеличением государственного долга.
При реализации экономического анализа анализируется абсолютный государственный долг, размеры и его доля по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП).
Если процентная ставка превышает темпы ВВП, то государственный долг будет расти, и государство вынуждено будет запускать механизмы его стабилизации. В связи с этим выделяют два основных механизма:
- обеспечение профицита за счет уменьшения дефицита бюджета. Этот способ связан с сокращением расходов и увеличением налогов.
- реализация финансирования госбюджетного дефицита. Центральный банк здесь осуществляет покупку некоторой части долга облигациями, выпущенными Минфином [7, c.140].
Такое механизмы стабилизации долга экономистами называется сеньораж. Однако, из-за опасности роста инфляции и денежного потока, стабилизация должна осуществляться осторожно.
Поскольку некоторый государственный займ не подвергается индексации, долг потеряет свою реальную стоимость, что приведет к инфляционным налогам для владельцев облигаций.
Экономическая стабильность многих государств на данный момент находится под большим вопросом. Многие из них, в том числе и достаточно влиятельные и могущественные, такие как США или Великобритания имеют значительный внешний долг, который легко может привести к дефолту. Подобные ситуации не так давно произошли в Греции и на Кипре, где ситуация из плохой быстро стала критической. И главным образом это отразилось на рядовых гражданах, для которых были сокращены различные социальные выплаты, уменьшилась зарплата, а некоторые предприятия, вообще, были вынуждены закрыться, вследствие чего десятки тысяч людей остались и вовсе без работы. Граждане были вынуждены выходить на митинги, акции протеста, но все эти мероприятия никоим образом не повлияли на ситуацию, так как всему виной был государственный долг.
Государственный долг, по сути, обычный заем. Только в этом случае речь идет о внушительных суммах. Ситуация возникает не на пустом месте. Вначале в стране возникает дефицит бюджета. Причин для этого может быть несколько, от стихийного бедствия, на ликвидацию последствий которого требуются значительные суммы, до завышения расходов на различные социальные программы. Когда возникают финансовые сложности. Государство вынуждено обратиться за помощью к тем, кто на данный момент находиться в более стабильном положении. Займ чаще всего представляется в долларах США, хотя бывают и исключения, когда используется национальная валюта.
Узнать о том, какой долг имеет любая из стран совсем не сложно. Эти данные есть на официальном сайте МВФ. Лидером, как это ни парадоксально, является США. Долг этой страны к началу 2014 года составлял почти 18 трлн.долларов. Почти в два раза меньший долг у Японии – 10 трлн.долларов. Она находится на втором месте. Замыкает тройку Китай с долгом в 4 трлн.долларов. В основной десятке должников оказались такие европейские страны, как Франция, Германия и Великобритания. Общемировой государственный долг в 2014 году составил 60 триллионов дол.США.
Япония долгое время считалась довольно стабильным государством, до событий 2001 года, когда на территории страны произошло цунами. Правительство было вынуждено брать займ, чтобы справиться с последствиями наводнения. Как следствие, Япония стала лидером среди должников, имеющих самый большой процент государственного долга по
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
2) Проект бюджетной стратегии РФ на период до 2023 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minfin.ru/ru/document/
3) Абышева А.В. Государственный долг России: оценка современного состояния// Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ», том 8. - №5. – 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-dolg-rossii-otsenka-sovremennogo-sostoyaniya
4) Агаев И.А. Особенности концепции национальной безопасности в современных условиях// Российское предпринимательство. – 2016. - №13. – с. 114-123
5) Афанасьева С.А. Некоторые особенности организации и деятельности Счетной Палаты РФ// Юридические науки. - №3. – 2016. – с.44-51.
6) Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учебник для бакалавров / [Л. Д. Андросова [и др.]; под ред. Г. Б. Поляка. - Москва: Проспект, 2016. - 438 с.
7) Гукасьян Г. М., Маховикова Г. А., Амосова В. В.. Экономическая теория. — СПб.: Питер,2013. — 480 с.
8) Дмитриева, О.Г. Деформация бюджетной политики и управления долгом вследствие формирования стабилизационных фондов / О.Г. Дмитриева // Вопросы экономики. – 2013. – № 3. – с. 20 - 32.
9) Иванова Р.Г. К вопросу правового регулирования Счетной палаты Российской Федерации// Инновационная наука. - №1. – 2016 г.
10) Карандин Д.Ю. Роль государственного внешнего долга в формировании бюджета Российской Федерации// Вестник университета. - №7. – 2016.
11) Кокаев, З. А. Теоретические аспекты управления государственным долгом / З. А. Кокаев, А. И. Скопинский, С. И. Капова // Вестник академии. — 2014. — № 1. — С. 126–132
12) Лавров Е.И. Экономический рост: теории и проблемы. Доступ через http://producm.ru/books/economic_theory_books/book46/
13) Ломакин В.К. Мировая экономика. – М.: Экономика, 2017. – 350 с.
14) Марков М.А. Теоретический анализ особенностей инновационного развития России в условиях финансовой нестабильности. – М.: Дашков и К, 2016. – 226 с.
15) Пахомова Е.Н. Управление государственным долгом РФ// Молодой ученый. - №25. – 2016.
16) Пешкова, Х. В. Бюджетное устройство России [Электронный ресурс] : монография / Х. В. Пешкова. - Москва : ИНФРА-М, 2016. - 176 с. http://znanium.com/go.php?id=432578
17) Реальные перспективы развития российской экономики// ИГСУ– 2016. - №6. – с.32
18) Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Доступ через http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/smit/smit_1.pdf
19) Толстоброва Н.А. Влияние государственного долга на динамику развития экономики Российской Федерации / Н.А. Толстоброва, В.П. Постников, М.А. Каменских // Финансы и кредит. – 2013. – № 20. – с. 37-42.
20) Хамалинский И.В. Государственный долг Российской Федерации: современное состояние// Вестник МИЭП. - №1. – 2017. – с.32-45
21) Хейфец, Б.А. Глобальный долговой кризис и риски долговой политики России. – Москва: Институт экономики, 2014.- 56 с.
22) Цареградская Ю.К. Исторический опыт государственного управления внешним долгом// Вестник университета им. Кутафина. – 2014.
23) Экономическая теория. Экономические системы: формирование и развитие// под ред. И.К. Ларионова, С.Н. Сильвестрова. – М.: Дашков и К, 2014. - 874 с.
24) Министерство финансов [Электронный ресурс]. Режим доступа: РФ http://minfin.ru/
25) Внешний и внутренний долг РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://refru.ru/debt.pdf