Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день не остается сомнений, что тренд развития туристического бизнеса внутри нашей страны уже начался. На самом деле вкладываются огромные деньги в развитие отдельных регионов, которые выглядят с точки зрения туризма и отдыха весьма привлекательными. Подтверждением этому может служить успешно проведенная олимпиада в Сочи-2014. Государство наряду с частными инвесторами вложили большую сумму и в строительство олимпийских объектов и в инфраструктуру всей близлежащей местности. После олимпиады эти разрекламированные на весь мир достопримечательности стали доступы и обычным людям.
Объектом исследования является ООО «София Турс».
Предметом исследования выступает методология бизнес-планирования.
Целью исследования является разработка бизнес-плана по открытию турагентства ООО «София Турс».
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
разработка бизнес-плана;
расчет основных финансовых показателей проекта;
оценка рисков проекта.
Методы исследования. В работе применялись также методы ситуационного, структурно–функционального анализа, изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, моделирование, сравнение, табличная и графическая интерпретация информации.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов исследования на практике, а именно, реализации проекта открытия турагентства.
Раздел 1. Предприятие туризма и сервиса как основное звено экономики
1.1 Выбор и характеристика сферы деятельности
Актуальность открытия турагентской фирмы обусловлено активным ростом туристской отрасли.
Из результатов отчета Всемирного совета по путешествиям и туризму, экономическую эффективность туристского сектора в России можно представить в виде рисунка 1.
Рисунок 1 - Экономическая эффективность развития туристского сектора в России в 2015-2017 гг. (в реальных ценах 2017 г., млрд. руб.) [2]
На основании рисунка 1 можно проанализировать динамику внутреннего и внешнего туризма в России. Показатель внутреннего туризма включает в себя туристский экспорт и национальный туризм.
Туризм сейчас является довольно прибыльным бизнесом, объединяющим деятельность многих отраслей народного хозяйства [5, с. 122]. Появление такого вида предпринимательской деятельности как туроперейтинг способствовало вовлечению в процесс формирования и продвижения туристского продукта индустрий досуга, развлечения, здравоохранения, образования, спорта. В туристскую деятельность уже давно включены даже такие «фундаментальные» отрасли экономики, как промышленность и сельское хозяйство. Это обусловлено тем, что туроператор должен представить конкурентоспособный туристский продукт. В свою очередь современный турист также желает видеть на рынке уникальный турпродукт с услугами, которых прежде не «ощущал». Включение необычных услуг в тур делает его ярким, отличающимся от стандартного пакета, распространенного повсеместно, а, значит, и более конкурентоспособным. В данный момент времени наблюдается неблагоприятная тенденция, которая в турбизнесе называется «отрицательным сальдо туристского баланса». Аутгоинговый (выездной) туризм преобладает над другими видами (въездным и внутренним) [1, с. 123]. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)» рекомендует туроператорам исследовать туристский потенциал российских регионов.
Туризм в России развивается преимущественно в крупных городах, которые позиционируются на туристском рынке как научные, культурные и религиозные центры. В Москве, например, получили развитие многие виды туризма — познавательный, деловой, лечебно-оздоровительный. Рынок предложения переполнен турами в Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Волгоград. Однако сеть поселений не ограничивается только крупными городами и городами-миллионерами. Существуют средние и малые города, а также многочисленные сельские поселения, особенности которых интересны для туризма. Но туризм можно также рассматривать и как инструмент, помогающий взглянуть на экономику субъекта под другим углом.
Среди всех городских населенных пунктов нашей страны можно выделить города, которые в научной литературе называют «моногородами». Моногород — тип поселения с численностью от 10 до 100 тысяч жителей, экономическая деятельность которого привязана к работе одного предприятия или нескольких однородных предприятий. Предприятие, которое создаёт для жителей рабочие места и приносит основной доход в бюджет, называется «градообразующим предприятием». Города такого типа активно создавались во времена СССР и выполняли, в основном, функции закрытых научно-исследовательских центров (военно-промышленного комплекса) или оплотов добычи природных (минерально-сырьевых) ресурсов. После распада Советского Союза в таких городах обострились социально-экономические проблемы. В результате конверсии ВПК и реструктуризации экономики многие градообразующие предприятия прекратили свою деятельность, вследствие чего большое количество бывших работников, жителей моногорода, потеряли работу.
В 2009 году специальной комиссией Министерства регионального развития был сформирован список моногородов России. На тот момент он включал 335 позиций. Было выяснено, что на территории этих 335 населенных пунктов проживает 16 млн. человек (25 % городского населения страны). В 2014 году в Правительстве РФ заявили о создании Фонда развития моногородов. Была разработана довольно сложная процедура включения города в список программы Фонда. Главы муниципалитетов составляли планы развития городов, затем отправляли их на утверждение в областной центр. И только потом на федеральном уровне решался вопрос о включении моногорода в программу Фонда развития. Продуктом работы госслужащего муниципального образования был комплексный инвестиционный план моногорода (КИП).
Этот документ включал в себя перечень направлений деятельности монопрофильной территории, а также алгоритм действий по её реорганизации. В международной практике можно встретить несколько форм развития так называемых узкоспециализированных территорий. Это формирование особых экономических зон, формирование программ реорганизации, реконструкция предприятий, перепрофилирование экономики. Не менее важным направлением экономической реабилитации моногородов является кластерный подход в организации производительных сил территории. Впервые определение кластера дал американец М. Портер. Согласно Портеру кластер — «это совокупность компаний и производств, а также связанных с ними фирм и организаций, работающих в определенной сфере и расположенных рядом друг с другом».
Туризм, как перспективный инструмент развития территории, может помочь моногородам, дать им толчок в развитии. Всемирная туристская организация выделяет разнообразные виды туризма в зависимости от целей, с которыми путешествует турист. Естественно, что каждый вид туризма, развиваемый на территории, должен опираться на определённый набор туристских ресурсов, необходимых для создания туристских услуг [8, с. 44]. Существуют виды туризма, очень основательно опирающиеся на ресурсную базу. Таковым, например, является лечебно-оздоровительный туризм. Технология организации лечебно-оздоровительного туризма требует наличия на территории набора разносторонних ресурсов. Этот набор включает природные ресурсы (биоклиматические, геоморфологические, гидроминеральные), экономические ресурсы (сооружения, оборудование), технологические ресурсы (методы, методики). Однако существуют виды туризма, менее зависящие от ресурсного потенциала территории. К таким видам относятся, например, охотничий туризм, гастрономический туризм, спортивный туризм, промышленный туризм, сельский туризм.
Основной формой развития сельского туризма в России служит деревня, состоящая из нескольких зон. Как правило, это средство размещения (мини-гостиница, усадебный дом, сельский домик), приусадебное хозяйство, комбинат питания. Приусадебное хозяйство помогает туристам получить навыки сельского быта, а комбинат питания изготавливает продукцию собственного фермерского производства. Туристы самостоятельно вскапывают землю, сажают овощи, доят коров, косят траву, рубят дрова. Гости такой деревни могут стать участниками процесса производства сыра, творога, молока, кефира. Несомненно, наиболее приятной услугой станет дегустация приготовленных продуктов. Желающие могут также пройти курсы обучения домашним заготовкам и получить навыки
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Азбука бизнес-планирования: учебное пособие– М.: ИД «Юриспруденция», 2017. – 128 с.
2. Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса /. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 468 с.
3. Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие. - М.: Форум, 2017. - 256 c.
4. Виноградова, М.В. Бизнес-планирование: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2017. - 280 c.
5. Волков, А.С. Бизнес-планирование: Учебное пособие / А.С. Волков. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 81 c.
6. Гарнов, А.П. Экономика предприятия: современное бизнес-планирование: учебное пособие - М.: ДиС, 2017. - 272 c.
7. Горбунов, В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: Научно-практическое пособие. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 248 c.
8. Губарец М.А. Открываем свое дело. – М.: Омега-Л, 2015. – 250 с.
9. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник для бакалавров. - М.: Дашков и К, 2017. - 432 c.
10. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник. 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2016. - 432 c.
11. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник для бакалавров. - М.: ИТК Дашков и К, 2016. - 432 c.
12. Жуков, В.В. Бизнес-планирование. - М.: МЭИ, 2017. - 568 c.