Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Защищенность здоровья детей и молодежи – главный показатель развития общества. Физическое воспитание детей, забота о сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных государственных задач. Ее решение дает возможность сохранения генофонда нации, повышения научного и экономического потенциала страны. В связи с этим, забота о развитии физической культуры и спорта – важнейшая составляющая социальной политики России, которая обеспечивает воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.
Физическое воспитание детей предусматривает охрану и укрепление их здоровья и полноценное физическое развитие, которое направлено на своевременное формирование двигательных навыков и умений детей. Сегодня система физического воспитания в образовательных учреждениях все еще находится на этапе модернизации, направленной на обеспечение максимально качественного уровня физической и спортивной культуры.
Среди школьных форм физического воспитания, урок физической культуры является традиционно основным. Одним из направлений оптимизации уроков в школе является внедрение программы мотивирующих, интересных и эстетические привлекательных для детей элементов физической культуры, одним из которых, в частности, является раздел гимнастики с элементами акробатики. Кроме того, данная форма работы может осуществляться в группах дополнительного обучения при разделении детей на малые группы по 10-12 человек.
Воздействие физических упражнений на организм ребенка будет максимально эффективным, если учитывать уровень биологического созревания школьника. В средней школе, в 6-7 классам, ребенок переходит на этап пубертатного возраста. Известно, что неадекватная возрасту и полу учебно-спортивная нагрузка в период школьного обучения, является одним из факторов риска репродуктивного здоровья девочек-подростков (Л.М. Сухарева, Н.Н. Куинджи 1998).
В связи с этим, если в вопросах методики обучения движениям, различия степени половой зрелости не имеют принципиального значения, именно дозирование физических нагрузок следует учитывать в препубертатном и пубертатном возрасте. В подростковом возрасте рекомендуется применение упражнений, требующих поддержания статических поз, стоек, висов, упоров. Физиологическими предпосылками использования длительных упражнений, способствующих воспитанию выносливости в подростковом возрасте, является повышение устойчивости организма к изменению внутренней среды.
Одним из эффективных средств физического воспитания младших подростков обоего пола является гимнастика с элементами акробатики (В.В. Матов, О.А. Иванова, Л.А. Ланцберг, Т.С.Лисицкая и др.). Сочетание динамичности, развития гибкости, саморегуляции, эстетики упражнений и т.д. позволяет применять гимнастику с элементами акробатики в качестве неспецифического оздоровительного средства. Именно сказанным выше, определяется актуальность данного исследования и выбор темы данной работы: «Проектирование раздела «Гимнастика с элементами акробатики» для обучающихся 6 классов».
Объект исследования: раздел «Гимнастика с элементами акробатики» для школьники 6 классов, как компонент учебной программы по физической культуре в образовательном учреждении.
Предмет исследования: создание проекта раздела «Гимнастика с элементами акробатики» для обучающихся 6 классов.
Цель исследования: обоснование и проектирование раздела «Гимнастика с элементами акробатики» для обучающихся 6 классов.
Задачи исследования:
- описать особенности физического развития младших подростков;
- дать общую характеристику гимнастики с элементами акробатики как вида спорта в школьной программе;
- представить обоснование проектирования учебного раздела «Гимнастика с элементами акробатики» для обучающихся 6 классов;
- описать проект раздела «Гимнастика с элементами акробатики» для 6 класса.
Методы исследования: изучение литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез, проектирование, моделирование.
Структура исследования: исследование включает введение, две главы, разделенных на параграфы, заключение, список литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАЗДЕЛА «ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССОВ.
1.1.Особенности физического развития младших подростков
Разработка и проведение занятий физической культурой и гимнастикой с элементами акробатики, в частности, именно в шестом классе имеет свою специфику. В шестой класс традиционной общеобразовательной школы, ребенок приходит к 11-12 годам, что приходится на период младшего подросткового или начала пубертатного возраста, что отражается на особенностях развития организма и физических особенностях младших подростков.
Подростковый возраст в целом является периодом бурного роста и развития организма. Глядя на подростка, сразу же можно отметить некоторые изменения в его внешности, которые заметны даже без специального профессионального наблюдения . Это некоторая непропорциональность частей тела, угловатость движений, вытянутость конечностей, что подтверждается также и данными антропометрических измерений, с учетом того, что эти данные незначительным образом варьируются в различные годы исследования .
В среднем, увеличение роста за год у мальчиков в подростковом возрасте –4,3 см, и в период самого интенсивного роста доходит до 8 см в год; у девочек от 2,9 до 5,8 см. Наибольшее увеличение роста в значительной мере происходит за счёт роста конечностей, при том, что грудная клетка, таз отстают в развитии. Именно поэтому, фигура становится несколько вытянутой. Несоответствие между быстрым ростом трубчатых костей и относительно медленным развитием мышц, также отмечается данный период. Эти особенности физического развития, безусловно, накладывают свой отпечаток и на внешнее поведение и на характер движений подростков.
Движения в этот период могут быть несколько неловкими, резкими, несоразмерными и не скоординированными. Для гармонизации движений подростков используются именно занятия различными видами спорта.
Очень важно в данный период развиваться физически, тренировать гибкость, силу, вестибулярный аппарат и др. . Физические комплексы, упражнения, способствующие тренировке плавности движений, координации, включены в программы именно гимнастики. Систематические занятия, повторение движений, постепенно устраняют резкость, порывистость, не скоординированность движений подростков.
С увеличением роста подростков, одновременно, отмечается и увеличение его веса. Приросты веса неравномерны в разные годы и могут колебаться от 2,5 до 5 кг за год. У подростков постепенно происходит рост мышечной силы, по сравнению с младшим школьным возрастом. Если в младшем школьном возрасте, ребёнок ещё не способен длительно поддерживать мышечные усилия, в силу чего ему свойственна частая смена характера движений; подростковый возраст как раз характеризуется постепенным развитием силы и выносливости мышц. С 12 лет отмечается усиленный рост мышц, который продолжается и в дальнейшем. Мускулатура, особенно у мальчиков, укрепляется, строение мышц меняется. Растёт именно волокно мышцы, его диаметр волокна, но это еще не максимальное развитие свойств мышц, аналогичное строению мышц взрослого человека .
Рост мускулатуры и совершенствование мускульного аппарата, ведет к осознанию подросткам свои силы, которая, зачастую, переоценивается. Очень важно здесь контролировать нагрузку подростка призанятиях спортом. Тем не менее, рост силы и выносливости, создает условия для включения подростка в более сложные физические комплексы, хотя возможности младшего подростка ещё ограничены. Организм недостаточно окреп и ещё находится на стадии развития, в связи с чем, подросток быстро утомляется, и большие нагрузки могут надорвать его силы.
В младшем подростковом возрасте быстро усваиваются и совершенствуются сложные движения. В спорте подросток легко овладевает сложными прыжками, запоминает танцевальные па, быстро «схватывает» последовательность движений в акробатических комплексах, осваивает гимнастические элементы. Младший подросток хорошо обучаем. Описываемый период является одним из сензитивных для развития именно пластичности и красоты движений, ловкости. Все это позволяет развить спорт, и, в частности, гимнастика с элементами акробатики. В более позднем юношеском возрасте сложнее развивать эстетику движений .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева Т.Г. Детская спортивная медицина. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 320 с.
2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. - Нижний Новгород: Линка Пресс, 2004.- 110 с.
3. Бальсевич В.К. Теория и технология спортивно-ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 5. - С. 50-53.
4. Баранова А.А. Физиология роста и развития детей и подростков. - М.: издательская группа «ГЭОТАР - Медиа», 2006. - 414 с.
5. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. - М.: Просвещение, 2007. - 64 с.
6. Виленский М.Я. Физическая культура. 5-7 класс.- М.:Просвещение, 2011. – 314 с
7. Выдрин В. М. Деятельность специалиста физической культуры: уч. Пособие. - СПб.: 2006. -74 с.
8. Горохов Н.М. Интеграция здоровьесбережения и образования в сфере физической культуры. - М.: Теория и практика ФК, 2004. - 351 с.
9. Дубровский В.И. Спортивная медицина. М.; Владос, 2009. - 480 с.
10. Игнашенко А.М. Акробатика / А.М. Игнашенко. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 157 c.
11. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. – М.: Просвещение, 1965. - 314 с.
12. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. А.А.Зданевич. Москва, 2014. - 68 с.
13. Лях В.И. Тесты и физическое воспитание школьников: пособие для учителя. / В.И. Лях, - М.: ООО АСТ, 2008. - 65-68 С.
14. Курысь В.Н. Основы силовой подготовки юношей. - М.: Советский спорт. 2004. - 264 с.
15. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2004. - 192 с.
16. Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе. - М.: НИЦ «Теория и практика ФК и спорта», 2006. - 174 с.
17. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: Воронеж, 1997. – 216с.
18. Мартовский А.Н. Гимнастика в школе. – М: Физкультура и спорт, 1981
19. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005. - 320 с.
20. Фурманов А.Г. Оздоровительная физическая культура. - Мн., Тесей, 2010. - 528 с.