Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В последние десятилетия интерес к библиотекам значительно снизился. Прежде всего, россияне, которые ранее была, как «самая читающая нация», сегодня в значительно меньшей степени интересуются подобными способами получения информации. К тому же, развитие интернет пространства позволяет получить минимальный объем информации через новостную ленту социальных сетей.
Тем не менее, до сих пор остается литература, которая не может предоставляться в свободном доступе в сети Интернет и по этой причине, для ее приобретения, необходимо обратиться в библиотеку. Благодаря наличию специализированных библиотек гораздо проще и удобнее найти интересующую литературу. Тем не менее, если детские библиотеки всегда пользовались спросом, молодежные библиотеки только начинают приобретать популярность.
В рамках данного исследования предпринята попытка доказать возможное развитие молодежных библиотек с учетом современных требований.
Объект. Молодежные библиотеки России
Предмет. Состояние и развитие молодежных библиотек в России
Цель исследования. Доказать, что молодежные библиотеки России развиваются в соответствии с современными требованиями
Задачи исследования.
1.Уточнить понятие молодежь.
2.Изучение нормативно-правовой базы библиотечного обслуживания молодежи
3.Изучение особенностей молодежных библиотек как вида.
4.Практика функционирования современных молодежных библиотек
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.
1.Молодежь как социально демографическая категория населения
Молодежь представляет собой не только социальную или демографическую группу общества, сколько особая его часть, которая находится в процессе становления, положение которой определяется (определяется) социально-экономическим состоянием общества. Отличительной чертой является прежде всего то, что молодые люди находятся в переходном и социальном и возрастном периоде [9, с. 1096].
Молодежь – это социально-демографическая группа, отличающаяся по возрасту, социальному статусу и характеризующаяся особыми интересами и ценностями. В эту группу входят лица в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, которые определены российским законодательство и законодательством субъектов РФ, до 35 лет и более, имеющие постоянное проживание в Российской Федерации или проживающие за рубежом (граждане Российская Федерация и соотечественники) - это определение закреплено в «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [5].
Исследователи Ю.В. Вишневский, В.Т. Шапко, А.И. Ковалева, В.А. Луков, С.Н. Иконникова определяют наиболее характерные способы определения данного возроста следующим образом:
- психологический: молодежь - это период развития человеческой личности между «puberty» (половая зрелость) и «maturity» (полная зрелость);
- социально-психологическая: молодежь - это определенный возраст с его собственными биологическими и психологическими отношениями и всеми особенностями возрастной категории;
- конфликтология: молодежь - трудный, напряженный и чрезвычайно важный период жизни, длительный конфликт между человеком и обществом, проблемный этап развития человека;
- ролевая игра: молодежь - это особый поведенческий этап в жизни человека, когда он больше не играет роли ребенка и в то же время еще не является полноправным носителем роли «взрослого»;
- субкультурное: молодежь - это группа со своим особым образом и образом жизни, культурными нормами;
- стратификация: молодежь - это особая социально-демографическая группа, ограниченная по возрасту, с конкретными должностями, статусами, ролями;
- социализация: молодежь - это период социального роста, первичная социализация;
- интеракционистский: молодежь - одно из трех состояний души, который характерен для каждого человека: «родитель» - ориентация на нормативное поведение, «взрослый» - ориентация на принятие решений для взрослых, «молодость» – спонтанность, непосредственность;
- аксиологический: молодежь является социально значимым, важным этапом жизненного цикла человека. Именно на этом данном этапе осуществляется формирование системы ценностных ориентаций индивидуумов;
- субъективное: молодежь - это особое мировоззрение, стремление к будущему, оптимизм;
- процессуальный: молодые люди - это те, кто не завершен, не интегрирован, находятся в состоянии формированияя, образования[9, с. 1097].
В дискуссиях о возрастных ограничениях понятия «молодежь» в разных странах они обычно обращаются к позиции ООН как наднациональной и надгосударственной структуре, которая рассматривает границу молодого возраста в диапазоне от 15 до 24 лет, предполагая, видимо, что эти пределы молодежного возраста имеют решающее значение. В значительной степени это так.
Однако следует иметь в виду, что концепция молодежи ООН появилась в конце 60-х годов после того, как прошли известные «молодежные революции», которые потрясли ряд стран в Западной Европе и Северной Америке[6, с. 48]. До этого ООН не уделяла должного внимания молодежи. Именно эти «революции» привели к тому, что правительствам многих стран и международных организаций пришлось обратить внимание на феномен молодежи, подумать о месте и роли молодежи как фактора социальных изменений (участия, развития, мира), о необходимо проводить специальную молодежную политику во всех национальных государствах. по всему миру. Впервые в 1968 году на 15-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО был представлен всеобъемлющий доклад о молодежи, в котором отражен определенный взгляд на молодежь, обусловленный не только его общим теоретическим пониманием, но и реалиями исторического момента. Возрастные рамки в возрасте 15-24 лет в конце 60-х годов в значительной степени были не столько научным, сколько политическим оправданием: основная и самая агрессивная масса участников спонтанных беспорядков молодых людей того времени была в основном студентами, учениками и их сверстниками от среднего класса. Понятия «студент» и «ученик» в то время были связаны с понятиями «радикальный» и «мятежник», а понятие «молодежь» было напрямую связано со студенческим возрастом[7, с. 22].
Но даже тогда были горячие дискуссии о нижних и верхних границах возрастного понятия «молодежь». Нижний предел возраста был преднамеренно завышен, а верхний был недооценен. Другими словами, проблема не была решена с научной точки зрения, но политически.
Это возможно и вполне объяснимо. В конце концов, чем шире интервал между нижним и верхним возрастом, тем больше население попадает в категорию «молодежь», тем больше средств, которые государство должно выделять из своего бюджета на кредиты и различные льготы, специальные события, которые соответствуют концепции «молодежной политики», чем дороже молодежь для общества. Отсутствие денежных средств, финансовый императив и решение научной проблемы решаются по-волевому, политическому: молодые люди в обществе должны иметь столько же денег, сколько государство, чтобы молодежная политика была реальной, а не фиктивной, так что планы могут быть выполнены. Наука - это наука, а политика - это политика. Такой подход не может быть понят «в целом», но он вполне понятен «в частности».
Вопрос об определении верхнего возрастного предела понятия «молодежь» очень сложный. Считается, что конец молодости, то есть момент, когда молодой человек полностью занимает позицию взрослого, определяются, по крайней мере, четырьмя наиболее важными условиями:
а) экономическая независимость, то есть ответственность за приобретение необходимых средств для их собственного существования и способность создавать их;
б) личную автономию, то есть способность принимать решения относительно себя во всех сферах существования без внешней опеки без каких-либо ограничений, кроме тех, которые необходимы для сосуществования в обществе;
в) самостоятельное использование имеющихся в его распоряжении средств, независимо от их происхождения;
г) создание своего собственного, независимо от родителя, возможность взять на себя ответственность за его обслуживание и управление. Каждое из этих четырех условий необходимо, но только вместе они достаточны, чтобы признать, что человек перестает принадлежать к категории «молодежи» [26].
Нижний предел молодежного возраста чаще всего связан с половым созреванием, окончанием средней школы, началом профессиональной подготовки.
В заключении можно прийти к выводу об общей концепции «молодежи» в конце 20-го и начале 21-го веков. Молодежь - это социально-демографическая группа общества, отличающаяся на основе совокупности возрастных характеристик, характеристик социального статуса и социально-психологических свойств, определяемых одним и другим обстоятельствами, которые определяются уровнем социально-экономических и культурных
Фрагмент для ознакомления
3
1. Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 52 (часть I) ст. 7753
2. Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле" (с изменениями и дополнениями)(ред. от 3 июля 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 января 1995 г., N 1, ст. 2
3. Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодёжи : принято Конференцией Российской библиотечной ассоциации; XVII Ежегодная сессия, 17 мая 2012 года, г. Пермь / Рос. библ. ассоц. – Санкт-Петербург : Российская национальная библиотека, 2012. – 48 с
4. . Руководство ИФЛА по библиотечному обслуживанию юношества. 1996 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.vmo.rgub.ru/navigator/documents/guidelines.php#part1 (Дата обращения 10.11.2018)
5. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р <Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/(Дата обращения 10.11.2018)
6. Библиотековедение. Общий курс : учебник для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность» [Текст] / С. А. Басов, А. Н. Ванеев, М. Я. Дворкина и др. ; науч. ред. А. Н. Ванеев, М. Н. Колесникова. – СПб. : Профессия, 2013. – 240 с. – (Учебник для бакалавров).
7. Библиотека - территория молодежи : методические рекомендации в помощь работе библиотек с молодежью / Государственное учреждение культуры «Централизованная библиотечная сеть Бобруйского района», Центральная библиотека, отдел библиотечного маркетинга ; [составитель Ж.Б. Воробьева, редактор Л.И. Схаба] . – Бобруйск : Центральная районная библиотека, 2015 . - 36 с.
8. Гришина, С. М. Размышления о функциях библиотек и не только: уменьшение объема фонда снижает книгообеспеченность [Текст] / С. М. Гришина // Библ. дело. – 2015. – № 20. – С. 18–20.
9. Гутова С.Г. О будущем отечественной духовной культуры // Фундаментальные исследования. 2014. № 6, ч. 5. С. 1096-1100
10. Гурьянова, М. П. Ориентиры воспитания детей и молодёжи в современной России /М. П. Гурьянова //Молодёжь и общество. – 2015. – №1. – С. 10-18.
11. Гусев, В. Интернет: зависимость или необходимость? /В. Гусев //НаркоНет. – 2015. – №7-8. – С. 24-29.
12. Дворкина, М. Я. Функции библиотеки в культуре [Текст] / М. Я. Дворкина // Вестник МГУКИ. – 2013. – № 5(55). – С. 152– 156.
13. Джиго, А.А Основные стандарты по библиотечному делу / А.А Джиго. - М.: Книжный дом "Университет" (КДУ), 2018. - 153 c.
14. Ермолин, А. А. Человеческий капитал: спрос без предложения /А.А. Ермолин //Молодёжь и общество. – 2015. – №1. – С. 4-8.
15. Зоря О. «Студенты России»: «Мы хотим максимального развития студенческого сообщества» /О. Зоря //Наша молодёжь. – 2015. – №17 (107). – С. 16-19.
16. Иванова, Е. В. Организация проектной и исследовательской работы в новой образовательной среде /Е. В. Иванова //Молодёжь и образование. – 2015. – №2. – С. 29-35.
17. Кравцова, Н. Молодые, Активные, Яркие, Креативные привлекают всех [Текст] : способность удивлять / Н. Кравцова. - [Б. м. : б. и.]. - Библиотека-2016. - № 9 – с.56-59.
18. Лиховид, Т. Ф. Нужна ли миссия публичной библиотеке [Текст] / Т. Ф. Лиховид // Современная б-ка. – 2010. – № 3. – С. 32–36.
19. Лутовинов, В.И. Молодёжная политика России сегодня: состояние, проблемы и подходы к их решению / В.И.Лутовинов // Молодёжь и общество. - 2008. - №4. - С.4-16.
20. Маркова, В. Н. Функциональная модель библиотеки [Текст] / В. Н. Маркова // Библиосфера. – 2013. – № 1. – С. 13–19 ; То же [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.spsl.nsc.ru/download/bibliosfera/1-2013.pdf
21. О роли молодежных библиотек [Электронный ресурс] URL: http://orenbook.3dn.ru/publ/chitalnyj_zal/o_roli_molodezhnykh_bibliotek/2-1-0-83 (Дата обращения 10.11.2018)
22. Поспелов, С. Молодёжь России меняется. Мы меняемся вслед за ней и для неё /С. Поспелов // Наша молодёжь. – 2015. – №23-24. – С. 6.
23. Самохина, М. М. Библиотека как социальный институт и ее функции [Электронный ресурс] / М. М. Самохина. – Режим доступа: http://www.library.ru/1/sociolog/text/t_09/php
24. Свергунова, Н. М. Социальная миссия библиотек: аналит. обзор мнений [Текст] / Н. М. Свергунова // Науч. и техн. б-ки. – 2014. – № 7. – С. 14–17.
25. Соколов, А. В. Информационные функции и гуманистическая миссия российских библиотек [Текст] / А. В. Соколов // Библиотековедение. – 2013. – № 3. – С. 24–30.
26. Социальные практики современной молодежи: поиск новых идентичностей: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. Барнаул, 21-22 мая 2009 г. / отв. ред. С.Г. Максимова. Барнаул, 2009.