Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последние десятилетия во многих странах мира, в том числе и в России, социальные преобразования, порожденные научно-техническим прогрессом, резко повысили психические нагрузки на детей, как в условиях семьи, так и школы.
Переход к школьному обучению означает для детей, с одной стороны, переход к систематическому накоплению знаний и, с другой, предъявляет повышенные требования к аффективной сфере ребенка. Начиная с 60-х годов, количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. [1, стр. 15] Отмечается значительный рост детей, которые не справляются со школьной проблемой и уже в начале обучения попадают в разряд неуспевающих. По различным данным число неуспевающих школьников превышает 30% от общего числа учащихся и составляет от 15% до 40% в начальных классах. Проблему школьной дезадаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных проблем современности, требующих безотлагательных поисков продуктивного решения на практическом уровне.
Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшиегоды, в это же время формируются умственные и практические операции,действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическаядеятельность. Отсутствие этого фундамента, невладение начальными знаниями иумениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения.
Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития,
можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности, установить, какие из них действуют в конкретном случае (то есть диагностировать трудности в учебной деятельности) и уметь или устранить их, или корригировать последствия. [3, с. 92]
Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой
общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (М.А. Данилов, В.И. Зыкова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский).
Стойкие затруднения в обучении рождают новые проблемы: нарушение поведения в младшем школьном и подростковом возрасте, обострение имеющихся и возникновение новых нервно-психических расстройств. Школьная неуспеваемость нередко вызывает у детей отрицательное отношение не только к учебе, но и к любой деятельности, требующей волевых усилий и трудолюбия. Постоянные конфликты с родителями и учителями приводят к тому, что эти дети перестают посещать школу, приобщаются к асоциальным группам подростков, вступают на путь правонарушений. Помочь конкретному ребенку невозможно без понимания определенных трудностей, которые у него возникают. А это требует от педагога уменияраспознать типичные трудности, вызванные неуспеваемостью, и оказатьконкретную помощь.
Важностью решения этих проблем и обусловлен выбор темы курсового исследования.
Цель исследования – изучение понятия школьной неуспеваемости, психологических особенностей неуспевающих школьников, причин возникновения и путей преодоления данной проблемы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Раскрыть понятие «школьная неуспеваемость».
3. Выявить причины неуспеваемости.
4. Определить психологические особенности неуспевающих школьников.
5. Выявить систему и способы работы учителя по оказанию помощи неуспевающим детям.
6. Подобрать методики педагогической и психологической диагностики школьной неуспеваемости.
Объектом исследования является неуспеваемость как психолого-педагогическое явление.
Предмет исследования – причины школьной неуспеваемости.
Гипотеза:
Существуют различия развития младших школьников с трудностями обучения и без них;
Посредством специально разработанной коррекционной программы можно преодолеть трудности обучения первоклассников.
Глава 1. Теоретические аспекты неуспеваемости школьников и пути устранения этих причин
1.1 Понятие "неуспеваемость" в психолого-педагогической литературе
Чаще всего причиной неуспеваемости называют недостаточное умственное развитие ребенка, неспособность к обучению или банальное нежелание получать знания. Если такого мнения придерживается педагог, то назвать его специалистом или профессионал нельзя, поскольку каждый ребенок имеет способности к обучению. Вот только существуют некоторые факторы, которые могут повлиять на восприятие ребенком учебной информации. [25, с. 17-20]
Неуспеваемость школьников возникает по многим причинам: это и недостаточная квалификация педагогов, и социально-экономические условия жизни ребенка, и неправильная организация педагогической и воспитательной деятельности, отсутствие индивидуального подхода в обучении, большая нагрузка и другие. Физические недостатки также могут сказаться на качестве детского восприятия. Например, плохое зрение, слух или дефекты речи влияют на успеваемость. Таких детей нужно усаживать ближе к доске и уделять их обучению более пристальное внимание. Попадая в новый коллектив и в новую обстановку, ребенок испытывает огромный стресс, который также может негативно сказаться на дальнейшей учебе. Поэтому и родители, и учителя должны лояльно относиться к детям, строить структуру урока и домашнюю подготовку таким образом, чтобы школьники не уставали и испытывали интерес к изучению новых тем. Если ребенок будет систематически отставать от школьной программы, то в результате его обучение будет невозможным, поскольку последующий учебный материал построен на предыдущих знаниях. [26, с. 213-230]
Отсюда потеря интереса к обучению и психические изменения в личности ребенка. Как следствие, отстающие школьники начинают неуважительно относиться не только к учебному процессу, но и к учителям, устраивая на уроках дебош, отвлекая сверстников, пропуская уроки, а во многих случаях бросая школу навсегда. [6, с. 200]
Отставание в учебе может начаться еще в младших классах. В этот период родители должны приложить максимум усилий, чтобы ребенок лучше воспринимал материал и с удовольствием выполнял все задания. Это совсем не означает, что ребенка нужно принудить или заставить делать домашнее задание. Часто родители делают ошибку, заставляя детей учиться, обзывая их и унижая, если школьник принес плохую оценку. Также негативно влияют на обучение родительские нравоучения, угрозы и наказания. Ребенок, который лишен самоконтроля, самостоятельности и саморегуляции, под страхом сделать ошибку, в итоге подсознательно блокируют восприятие школьного материала, что и становится причиной дальнейшей неуспеваемости.
Но все же успеваемость учеников в большей мере зависит от учителя, от его профессионализма и преданности своей работе. Так, если педагог не уделяет особого внимания построению урока, ставит перед детьми высокие цели, предоставляет для изучения большой объем нового материала без пояснения, игнорирует индивидуальную работу, то все это может стать причиной отставания.
Преодолеть неуспеваемость в школе помогают учителя и родители. Но основная ответственность ложится как раз на плечи педагогов. В работе по улучшению успеваемости школьников в первую очередь обращают внимание на восполнение пробелов в знаниях и развитие познавательной восприимчивости. Это нужно для того, чтобы в дальнейшем отстающий ученик шел в ногу со своими сверстниками. [27, с. 143]
В этот период учитель может снизить требования к школьнику, который отстает. Это позволит ему быстрее наверстать упущенный материал и присоединиться к одноклассникам. Также важно устранить возможные причины неуспеваемости, например, это могут быть различные отрицательно действующие обстоятельства.
Кроме этого приветствуются индивидуальные занятия с отстающими детьми, в ходе которых рассматриваются самые трудноусваиваемые темы. Опрос неуспевающих детей должен быть более лояльным. Например, если
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/ под ред. Г.И. Шукиной. М., Просвещение, 1984.
2. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии // под ред. Иващенко Ф.И. Минск: Высшая школа, 1980. - 128 с.
3. Актуальные психологические проблемы обучения и воспитания в школе // Сборник научных трудов под ред. Глоточкина А.Д. Тверь: из-во ТГУ, 1994.
4. Афонина, Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия / Г.М. Афонина. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 512 с.
5. Ахутина Т.В. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. М., МПСИ, 2001
6. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения:нейропсихологический подход Питер,2008
7. Бабанский Ю.К. Об актуальных проблемах совершенствования обучения в общеобразовательной школе. -Советская педагогика, 1979, №3,с.3-10.
8. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно- воспитательного процесса. М.,Просвещение,1982.
9. Бардин, К.В. Если ваш ребёнок не хочет учиться /К.В. Бардин. - М.: Знание, 1980. - С. 24-25.
10. Блонский П.П. Школьная успеваемость. Избр. Пед. Произв. М., 1961.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
12. Божович, Л.И. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников /Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина. - М.: Известия АПН РСФСР, 2001. - №36. - С. 23.
13. Бударный А.А. Об изучении причин неуспеваемости школьников / Ю.К. Бабанский // Советская педагогика. - 1972. - №1. - С. 18.
14. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников/А. Л. Венгер, А. Г. Цукерман. - М.: Издательство «ВЛАДОС - ПРЕСС», 2004. - 534 с.
15. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии, Москва, 2005
16. Волокитина М.Н.. Неуспеваемость школьников / - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004. - 534 с.
17. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. Статей. По. Ред. Ю. К. Бабанского. Ростов - на - Дону, 1972. -523 с.
18. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.К. Бабанского. Ростов-на-Дону, 1972
19. Выгодский Л.С. Психология / М.: ЭКСМО - Пресс 2000
20. Г. Крайг Психология развития . СПб., Москва. Харьков, Минск , 2000
21. Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А.М. Гельмонт. - М.: Просвещение, 2004. - С. 326.
22. Зимняя, И.А. Педагогическая психология /И.А. Зимняя. - М.: Логос, 1999. - С. 165.
23. Интернет – ресурс [http://lib.nspu.ru/umk/4ec002d8dfebcaf6/t4/ch3.html]
24. Интернет – ресурс [www.psy.1september.ru]
25. Ищеева-Филатова, М.М. Психологические факторы повышения эффективности обучения и воспитания учащихся /М.М. Ищеева-Филатова. - Нальчик: Эльбрус, 1987. - 432 с
26. Калмыкова, Э.И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога /Э.И. Калмыкова. - М.: Знание, 1982. - 338 с.
27. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.- М.,1989.
28. Менчинская Н.А., Калмыкова З.И. Проблемы преодоления отставания в учении // Народное образование, 1963, №4
29. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников.- Минск: Народная асвета, 1977.
30. Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова Неуспевающие дети.
31. Попов В.А., Коробкина З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 192 с.
32. Шукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение, 1979.
33. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Вопросы психологи 1971, №4.