Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена переходным периодом на современном этапе развития
туризма в России и мире. Изучение потребностей сегмента въездного и внутреннего туризма
поспособствует формированию привлекательного для путешественников имиджа города, страны.
В современных условиях экономической нестабильности и наличия многочисленных проблем,
замедляющих развитие туристского рынка, данная работа позволит провести анализ рынка туризма,
выявить сильные и слабые стороны, ведь туризм имеет возможность привлечь большое количество
средств в экономику, тем самым послужит скачком для ее развития, а также способствует сохранению
ценностей и мира.
1. Вклад туризма в сохранении мира
1.1. Туризм и его роль в развитии страны и мира
Издавна туризм развивался по всему миру и воздействовал не только на экономику, но и на развитие
общественных отношений в торговле, культуре, истории и т.д. В прошлом к туризму относились не как
к отдыху, а как к укреплению связей между народами и открытию новых городов, стран и материков.
3
Первое упоминание о путешествии было еще в древней Греции, в те времена она считалась центром
мировой культуры и торговли. Из Греции во все страны мира отправлялись торговые пути, что
способствовало развитию туризма.
Современный туризм – комплексное и массовое явление, форма организации отдыха, способ
познания окружающего мира, область межрегионального и международного сотрудничества, область
услуг и предпринимательства, часть государственной региональной политики. Индустрия туризма в
международной экономике имеет высокие темпы развития, о чем свидетельствуют показатели
мировой статистики [12, с. 11].
Под влиянием быстрого темпа развития туристический бизнес является одним из основных и более
развитых направлений в экономики. Исходя из этого, можно сделать вывод, что он действительно
является феноменом столетия. В большинстве стран туризм выступает как важный сегмент в
активизации внешнеторгового баланса, организации дополнительных рабочих мест и обеспечении
трудоустройства населения. Значительная доля налоговых поступлений в бюджеты островных
государств идет из туристической сферы.
Однако, данная особенность характерна не только для выше указанных государств. Так в
современности туристическая сфера, являясь одной из наиболее развитых отраслей экономики,
способствует ежегодным поступлениям денежных средств в бюджеты различных стран. В
большинстве стран приходится от 1/5 части до половины валового национального продукта. В
туристической сфере занято менее половины всей рабочей силы в мире. Индустрия путешествий
увеличивает не только поступления платежей в казну государства, но и формирует сферы хозяйства,
которые параллельно развиваются с туризмом, например, производство товаров пользующиеся
спросом у потребителей, торговля, также изменяется к лучшему инфраструктура города и многое
другое. С каждым годом увеличивается количество сфер, вовлеченных в сферу туризма, в индустрию
путешествий [7, с. 21].
1.2. Факторы, влияющие на развитие туризма в мире
Туризм считается одной из самых прибыльных статей в экономике страны, которой повезло с
климатом и географическим положением. Каждый десятый работающий человек занят в этой
увлекательной сфере. Такие секторы, как торговля, транспорт, связь тесно связаны с ним. По расчётам
специалистов наш век может стать эрой туризма.
Международный туризм - в нём переплетается потребность с деятельностью людей, технические
процессы с процессами экономики. Можно выявить закономерности этого явления.
Факторы, рассмотренные выше, относятся к позитивным условиям, способствующим росту туризма. Но
существуют и отрицательные моменты, которые существенно тормозят его развитие.
Например, высокая преступность, безработица и инфляция. Кризис экономики, сбой товарообмена,
нерациональное использование природных ресурсов, - все эти показатели крайне негативно
отражаются на туризме и могут погубить его полностью для определённой страны.
2 Роль туризма в сохранении мира на примере Северо-Западного федерального округа
4
2.1. Особенности туризма в регионе
Туризм является своеобразным индикатором социально-экономического развития СЗФО, а также
отдельных регионов и туристических центров, поскольку расходы на туристические услуги не
рассматриваются как первоочередные нужды для жизнедеятельности человека, рост туристического
спроса населения имеет прямую корреляцию с повышением уровня социально-экономического
развития государства и повышения платежеспособности населения, то есть увеличением ВВП, доходов
и заработной платы и как следствие – ростом расходов на туристические услуги, развлечения и отдых.
Необходимо указать отличные характеристики и преимущества, которые отличают внутренний туризм
от выездного и въездного, которые можно сгруппировать в определенные направления
(экономические, социальные, правовые, технологические), которые также могут касаться как
отдельных туристов, так и предприятий, предоставляющих туристские услуги, а также регионов и
государства в целом (табл. 2.1).
По предварительным оценкам профильных экспертов, в 2016 году весь объем рынка делового
туризма в России достиг 716 млрд. рублей, в то время как в 2015-м эта цифра составляла 670 млрд., а в
2014-м – 531,6 млрд. Рост денежного оборота на этом направлении рынка во многом объясняется
переориентацией на проведение деловых мероприятий в России.
Санкт-Петербург – не только культурный, но и деловой центр России с огромным выбором мест для
проведения конференций и встреч на международном уровне, развитой транспортной
инфраструктурой и гостиницами высокого уровня, список которых постоянно расширяется.
Интересным трендом является возможность проведения мероприятий (конференции, гала-ужины,
продвижение продукта) во временных (тентовых) конструкциях с уникальным видом на всемирно
известные объекты.
Петербург единовременно является привлекательным городом как для организации поощрительных
поездок (инсентивов), в т.ч. комбинации культурных программ с активными, так и для организации
конференций, конгрессов и т.п. Помимо прочего, Петербург является первым городом в России, где
внедряются «зеленые» (экологически чистые, ресурсосберегающие) ивент-технологии.
Санкт-Петербург уже второй год подряд признается ведущей европейской туристической дестинацией
по версии WorldTravelAwards. Звание почетное и в то же время обязывающее держать марку и
соответствующий уровень оказываемых услуг.
Петербург играет важную роль в воздушных перевозках. Через него проходят авиалинии из
Скандинавских стран и Великобритании в Японию и Китай. Регулярные воздушные рейсы начались в
1932 году из аэропорта «Шоссейная» (сейчас «Пулково»). Сегодня в городе один международный
аэропорт и два внутренних, планируется построить второй международный.
Аэропорт «Пулково» является одним из наибольших аэропортов России:
общая площадь аэропорта: 1350 гектаров;
количество взлетно-посадочных полос: 2;
взлетно-посадочные полосы: Южная — 3780×60 м, Северная — 3397×60 м.
Динамика количества пассажиров аэропорта «Пулково» приведена на рис. 2.1.
5
Данные рис. 2.1 свидетельствуют о том, что количество пассажиров аэропорта «Пулково» за
исследуемый период увеличилось в 2,2 раза: в 2007 году данный показатель составлял 6137,8 тыс.
человек, а в 2014 году – 13499,6 тыс. человек.
Кроме того, на конгрессную площадку «Экспофорум» внедряется интерактивная система навигации в
пассаже; прорабатываются проекты введения службы «Единый бесплатный номер заказа такси на КВЦ
и установки в пассаже таксоматов для заказа такси.
2.2. Экономическое значение развития инфраструктуры региона для туризма
Главными направлениями развития туристской отрасли в СЗФО являются:
а) совершенствование институциональной структуры управления и поддержки туризма,
совершенствование нормативной базы;
б) развитие инфраструктуры туризма (модернизация существующих и строительство новых
объектов санаторно-курортной направленности с учетом своеобразия погодных условий,
рекреационных ресурсов, строительство гостиниц эконом - класса (2 - 3 звезды) в исторических
городах, а также пансионатов в местах интенсивного посещения туристов, приютов и баз на туристских
маршрутах;
в) совершенствование маркетинговой политики в туризме;
г) повышение конкурентоспособности туристических продуктов;
д) сохранение единого культурного пространства Русского Севера как особого региона
российского культурного наследия и уникального памятника мировой культуры;
е) развитие человеческого фактора, предполагающее подготовку квалифицированных кадров
для туризма и рекреации;
ж) повышение инвестиционной привлекательности туристического комплекса;
з) развитие научно-исследовательской базы туристической отрасли;
и) развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей доступность объектов природного и
культурно-исторического наследия;
к) развитие рекламы и создание брендов.
Заключение
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: развитие туризма имеет как
положительные, так и отрицательные аспекты: во-первых, он обеспечивает поступление зарубежной
валюты и помогает в регулировании проблемы трудоустройства населения, во-вторых, помогает в
развитии автотранспортной сети и инфраструктуры региона в целом и реализации рекреационных
возможностей. Вместе с тем быстрое развитие данной сферы услуг обостряет разногласие между его
масштабами и причиняемыми убытками: происходит то, что для местного населения страны
6
уменьшаются продовольственные ресурсы, запасы чистой питьевой воды и что немало важно
загрязняется окружающая среда.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. ФЗ–№132 «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.96 (в ред. от 1.03.2016).
2. Астахова Е. В. Особенности функционирования субъектов рынка туристических
услуг.//Регулирование экономики, 2014, №11 – С.58–60.
3. Бейдыка А.А. Туристские ресурсы и экономические механизмы
природопользования.//География и туризм, 2015, №2 – С.106–125.
4. Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий. –М., «Теис», 2015 – 360 с.
5. Джанджугазова Е.А. Туристско–рекреационное проектирование. Учебник. М.: Академия, 2015.
– 380 с.
6. Долженко Г.П. Основы туризма.–М: МарТ, 2015.– 320 с.
7. Лавренов Р.Н. Методические основы планирования устойчивого развития туристско–
рекреационных комплексов. Актуальные проблемы труда и развития человеческого потенциала //
Межвузовский сборник научных трудов.– СПб.: Изд–во СПбГУЭФ.– 2015. – 145 с.
8. Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебное пособие. – Томск: Издательство ТПУ, 2014.
– 152 с
9. Лыкова Т. Р. Значение культурно–познавательного туризма в формировании патриотизма//
Материалы I Международной научно–практической конференции «Человек в постиндустриальном
обществе». – Варна: «Парадигма» (Болгария) и АНО «Пресс–Лицей» (Россия), 2014. C.158–164.
10. Лысикова О.В., Фоменко А.В. Операционный менеджмент туризма.–ММПСИ, 2016.– 120 с.
11. Можаева Н.Г., Богинская Е.В. Туризм.–М: Гардарики, 2014.– 272 с.
12. Научная библиотека. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://earthpapers.net.
13. Новикова В.И. Составляющие территориальной рекреационной системы: определение,
классификация.// Вопросы туризмоведения. 2016. № 3. С. 133–149.
14. Остроумов О.В. Туризм. Продвижение российского турпродукта.–М: Финансы и статистика,
2015.–128 с.
15. Официальный веб–сайт «Ростуризма». [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.russiatourism.ru.
16. Шарапов В.В. Экономические особенности рынка туристско–рекреационных услуг.// Журнал
правовых и экономических исследований, 2014.№1. С.190–193.
7
17. Шматько Л.П., Жолобова Л.В., Ляшко Г.И. Туризм и гостиничное хозяйство.– М: Март, 2015.–
352 с.
18. Экономика туристской отрасли.–М: Феникс, 2015.– 448 с.