Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социальное страхование в современном обществе очень актуальная тема.
В большинстве случаев полное не знание своих прав и обязанностей при устройстве на работу, во
время работы. Незнание законов и обязанностей работодателей приводит к плачевным
последствиям и образует опасное социальное положение. В данной работе хочу провести
параллели между современным состоянием социального страхования в Российской Федерации и
зарубежными странами. Описать опыт запада в данной сфере деятельности.
Социальное страхование - это система социальной защиты, задача которой -- обеспечивать
реализацию конституционного права экономически активных граждан на материальное
обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности,
потери кормильца, безработицы. Из определения видно, что это сложная система, а не просто два
слова. У страхования есть свои цели и задачи. К задачам можно отнести: страхование населения
от ситуаций рисков. Цель: предотвратить социально-опасное положение.
3
Россия: история социальной службы
Впрочем, Россия со времен христианства с состраданием относилась к нуждающимся. особое
внимание им уделяли при Петре Первом и Екатерине Второй. В конце 19-го – начале 20-го века в
стране было несколько более сотни богоугодных домов. А после революции 1917 года советское
государство приступило к выстраиванию социальной политики, в защиту бедных слоев населения.
Становление социальной защиты произошло в 90-е годы прошлого века. Кризис вынудил
руководство страны на принятие срочных мер по социальной поддержке населения. По всей
стране стали создаваться Управления и отделы социальной защиты, имеющие штат сотрудников.
Существует эта система и сегодня.
В Европе служба социальной помощи также работает много лет. Есть страны, которые
предоставляют гражданам существенную социальную помощь – это и материальная поддержка,
помощь при потере работы, пенсионное обеспечение, медицинское страхование. К примеру, в
Швеции.
Этапы развития социального страхования в России
Первый этап (1861–1917 гг.) – возникновение социального страхования в дореволюционной
России. В России социальное страхование возникло намного раньше, чем в других
цивилизованных странах. Основанием для этого послужили социально-экономические реформы
60-х годов ХIХ столетия, в результате которых: появились центры фабричного производства;
увеличивалось число промышленных рабочих; происходила концентрация и рост объема
финансового капитала, способствовавшие развитию финансовых институтов, в том числе и
страхования.
Начало организации социального страхования в России было положено 6 марта 1861 года
принятием Закона «Об обязательном учреждении вспомогательных товариществ на казенных
горных заводах», закрепившим возможность создания товариществ путем объединения в
качестве своих членов всех работников завода. Страховые фонды формировались засчет взносов
работников, вычитаемых из их заработной платы в размере 2–3%, и взносов заводоуправлений,
которые были равны взносам работников. Страховые выплаты производились в форме пособий
по болезни, а также пенсий по инвалидности и потере кормильца.
К началу ХХ века в тенденциях развития социального страхования в России четко прослеживалось
понимание государством необходимости страхования населения от основных социальных рисков
в обязательном порядке. Россия стала перенимать опыт Германии, которая в 80-х–90-х годах ХIХ
века внедрила систему социального страхования. В это время такие отечественные ученые, как
К.В. Берви-Флеровский, Н.Е. Введенский, Н.А. Вигдорчик, М.М. Туган-Барановский, Г.Б. Хлопин, –
принимают участие в разработке экономической доктрины социального страхования, а также
методов оценки социальных рисков. Одной из задач, стоящих перед ними, является увязка
системы заработной платы с уровнями социальной защиты наемных работников [7, с. 64].
В результате предпринятых усилий общества и государства 23 июня 1912 года Третьей
Государственной Думой был принят так называемый общий Закон «О больничном страховании»,
включающий в себя четыре отдельных законоположения, построенных по модели О. Бисмарка:
4
«О присутствиях по делам страхования рабочих», «О Совете по делам страхования рабочих», «Об
обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев».
Положениями принятых законов был закреплен финансовый механизм системы обязательного
социального страхования в России, представленный на рисунке 1.
Застрахованными лицами по обязательному социальному страхованию на случай болезни, а
также по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев являлись все наемные
работники предприятий фабрично-заводской и горной промышленности, железнодорожного
транспорта и судоходства.
Современное система социальное страхование
Таким образом, в конце XX столетия в России законодательным путем была создана новая
система обязательного социального страхования, охватывающая основные социальные риски.
Управление социальным страхованием перешло к государству, а финансовые ресурсы системы
обязательного социального страхования стали собственностью государства, не ассоциированной с
государственным бюджетом (рис. 3).
В 90-е годы, несмотря на достаточно высокие тарифы страховых взносов, фонды обязательного
социального страхования испытывали финансовые затруднения. Так как, во-первых, работодатели
активно применяли «зарплатные схемы», во-вторых, негативное влияние на систему
обязательного социального страхования оказал финансовый кризис 1998 года, сокративший ее
финансовые ресурсы почти в 2 раза. Сложившаяся ситуация свидетельствовала о необходимости
изменения системы финансирования обязательного социального страхования. Четвертый этап
(2001 – настоящее время) – реформирование социального страхования в современной России. В
начале XXI века в нашей стране было начато реформирование социального страхования. С 1
января 2001 года главой 24 части второй Налогового кодекса был введен единый социальный
налог (ЕСН), консолидирующий обязательные страховые взносы за работающее население в ПФ,
ФСС, ФФОМС и ТФОМС.
Ставка ЕСН была установлена на 2,9 пункта ниже действовавшего страхового тарифа и
дифференцирована в зависимости от категории налогоплательщика, а также от величины
налогооблагаемой базы по регрессивной шкале.
Социальное страхование за рубежом
В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств,
которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и
привести к утрате заработной платы - основного источника средств существования. Преодолеть их
самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективными
социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью,
практически не зависят от воли отдельного человека.
Но они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на
себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальной
защиты, предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и услуги. Основным
элементом системы социальной защиты является социальное страхование. Это не просто
5
основной, но и наиболее эффективный институт социальной защиты экономически активного
населения от социальных рисков.
Традиции и современность в Китае
А как обстоят дела на Востоке? Известно, что эти страны имеют особенности развития, философию
и традиции, весьма отличные от Запада. В частности, давайте поговорим о такой своеобразной
стране, как Китай. Сегодня она играет важную роль на мировом пространстве и представляет
существенную силу.
А есть ли социальная защита в Китае? Если да, то как устроена, какую помощь здесь оказывают
инвалидам, кому выплачивают пенсии? Как сама страна, ее успехи в экономике, так и система
социального обеспечения вызывают пристальный интерес ученых. В 2015 году в “Вестнике”
Бурятского экономического института опубликована масштабная работа по особенностям
социальной защиты в Китае.
Этапы становления системы
Однако эта страна, как и многие другие, претерпевает изменения. Для Китая в связи с
перенаселением страны характерна политика сдерживания рождаемости. Хорошо известно, что
долгое время китайцев ограничивали в рождении детей. Идеальной считалась семья с одним
ребенком. Иметь второго разрешалось далеко не всем и при соблюдении ряда условий.
Возможно, такая политика и привела к сдерживанию рождаемости, однако она привела и к
проблеме – старению населения. Молодое поколение не имеет возможности сегодня содержать
родителей, бабушек и дедушек. Социальная защита приобретает особое значение.
Ее становление в Китае проходило в четыре этапа. Если в первый из них социальной поддержке
населения уделялось серьезное внимание, большую роль играли профсоюзы, то с 1966 год в
течение 10 лет происходил откат с завоеванных позиций. Затем в Китае начались преобразования,
и правительство вновь обратило внимание на необходимость государственной социальной
поддержки.
Поддержка бедняков и инвалидов
Особенно быстро система начала развиваться после 14-го съезда КПК. Этот процесс продолжается
сегодня. Какие направления хотелось бы отметить особенно? В частности, это материальная
поддержка бедных слоев населения. Такая поддержка имеет свои особенности, зависит она от
уровня прожиточного минимума, имеет различия в районных городах и районах.
Обязательные отчисления на социальное страхование в КНР
В КНР существует система обязательного социального страхования, в соответствии с которой
работодатель и работник должны делать отчисления на пенсионное страхование, базовое
медицинское страхование, страхование безработицы, страхование от производственных травм,
страхование беременности и родов, а также взносы в фонд накопления на жилье.
6
Система базового пенсионного страхования основывается на Решении Государственного совета
КНР «О создании единой системы базового пенсионного страхования работников предприятий»
(№ 26 [1997]). Государственный совет КНР отмечает, что данная система призвана обеспечить
прожиточный минимум для работников после выхода на пенсию. В то же органы социальной
защиты должны развивать дополнительное пенсионное страхование для обеспечения более
благоприятных условий для выхода на пенсию.
Система базового пенсионного страхования распространяется на работников городских
предприятий (включая предприятия с иностранным капиталом), индивидуальные частные
хозяйства и работников, вступивших в трудовые отношения с иными субъектами хозяйственной
деятельности в городах. Подробные рамки пенсионного страхования устанавливаются в
нормативно-правовых актах, принятых на местном уровне.
Доля отчислений предприятия на базовое пенсионное страхование, как правило, составляет 20%
от фонда заработной платы, при этом определение конкретного размера отчислений находится в
ведении народных правительств провинциального уровня (провинций, автономных районов,
городов центрального подчинения). В случае если провинциям необходимо установить размер
отчислений более 20% из-за чрезмерно большой нагрузки на систему пенсионного страхования в
связи с довольно большим количеством выходящих на пенсию, по разрешению Министерства
труда и социальной защиты КНР и Министерства финансов КНР допускается увеличение размера
отчислений. Отчисления работника на базовое пенсионное страхование составляют 8% от
заработной платы. Если заработная плата работника менее 60% от средней заработной платы,
отчисления производятся с суммы в размере 60% от средней заработной платы; если заработная
плата работника более 300% от средней заработной платы, то с превышающей данный процент
суммы отчисления не производятся. Отчисления предприятия поступают в фонд пенсионного
страхования, а отчисления работника – на личный счет работника.
Заключение
В данной работе я постарался приоткрыть давно интересующие меня вопросы истории развития
социального страхования в России, провести параллели системы Российской Федерации и
зарубежных стран, в частности Китая. Конечно идеальной и совершенной системы придумать
невозможно, так как в любой системе может случится сбой, который может привести к
неизгладимым последствиям которые отразятся не только на государственных устоях а в большей
степени на населении.
Но в любом случае время не стоит на месте и поэтому любую систему
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алехина, Е. С. Роль добровольного социального страхования в обеспечении защиты населения
России от социальных рисков [Текст] / Е. С. Алехина // Вестник Белгородского университета
потребительской кооперации. – 2010. – № 1 (33). – С. 174–179.
7
2. Алехина, Е. С. Сущность социального страхования, принципы его организации и значение для
развития национальной экономики [Текст] / Е. С. Алехина // Вестник Белгородского университета
потребительской кооперации. – 2009. – № 1(29).
3. Коваленко, С. А.Совершенствование налогового администрирования в России [Текст] / С. А.
Коваленко // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2012. – № 1.
– С. 245–253.
4. Кричевский, Н. А. Государственное регулирование социального страхования [Текст] / Н. А.
Кричевский, А. Г. Куксин. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. – 138 с.
5. Мамедов, А. А. Российское социальное страхование [Текст] / А. А. Мамедов // Страховое дело. –
2004. – № 3. – С. 13–18.
6. Маркузон, Ф. Д. Статистика социального страхования [Текст] / Ф. Д. Маркузон. – М., 1925. – Вып.
1.
7. Роик, В. Д. Основы социального страхования [Текст] / В. Д. Роик. – М. : Анкил, 2005. – 256 с.
8. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования [Текст] : федер.
закон РФ от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.12.2011 г. № 379-ФЗ).
9. Ромм, Т. А. История социальной работы: учеб. пособие [Текст] / Т. А. Ромм. – Новосибирск :
Издательство НГТУ, 2005.
10. Страховая статистика [Текст] // Вопросы страхования. – 1927. – № 13. – С. 2–6.
11. Тиницкий, В. М. О выравнивании бюджетной обеспеченности субъектов
Российской Федерации [Текст] / В. М. Тиницкий, Е. Н. Семенченко // Вестник Белгородского
университета потребительской кооперации. – 2011. – № 2. – С. 171–176.
12. Яблонская, А.Е. Анализ банковского кредитования по видам экономической деятельности
[Текст] / А. Е. Яблонская // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. –
2011. – № 4. – С. 336–341.