Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы форм политико-территориального устройства государства 5
1.1. Понятия и признаки политико территориального устройства современного государства 5
1.2. Конституционные модели форм политико-территориальных устройств, их многообразие в современном мире 6
Глава 2. Российская форма политико-территориального устройства, конституционный статус и его особенности 13
2.1. Принципы федеративного устройства РФ, проблемы их реализации 13
2.2. Способы и практика разграничения предмета ведения и полномочий в российском федерализме 16
Глава 3. Сравнительный анализ унитарной и федеративной формы политико-территориальных устройств 20
3.1. Виды унитарных государств в современном мире 20
3.2. Модели федерализма в современном мире 23
3.3. Предложения по развитию и совершенствованию федеративной формы РФ, исходя из международного опыта 28
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 32
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Политико-территориальное устройство – важный атрибут любого современного государства и фактор его стабильного развития. Для такой страны как Россия с ее обширной территорией, региональным разнообразием условий жизни, многонациональным составом населения, качество политико-территориальной организации имеет особое значение. Именно это обстоятельство предопределяет особую актуальность исследования исторического развития и структурных особенностей политико-территориальной организации России.
Актуальность выбранной темы также обусловлена и тем, что проблемы, связанные с формой государства, являются, во-первых, одними из наиважнейших, так как характеризуют государство наиболее обширно, затрагивая при этом все принципы его построения и функционирования. Во-вторых, находятся в постоянном обсуждении со стороны политологов, философов, юристов и других учёных. И, в-третьих, в связи с множеством изменений, происходящих сегодня на мировой арене, такими, как, например, глобализация (в частности политическая), происходит смена форм государства, способствующая деформации сущности государственных образований и определяющая их дальнейшее развитие.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере регулирования современных форм политико-территориального устройства государства.
Предметом выступают правовые нормы, регулирующие современные формы политико-территориального устройства государства.
Целью данной курсовой работы является изучение современных форм политико-территориального устройства государства.
Цель работы предполагает решение следующих задач:
– рассмотреть понятие и признаки политико территориального устройства современного государства;
– проанализировать конституционные модели форм политико-территориальных устройств, их многообразие в современном мире;
– раскрыть принципы федеративного устройства РФ, проблемы их реализации;
– охарактеризовать способы и практика разграничения предмета ведения и полномочий в российском федерализме;
– исследовать виды унитарных государств в современном мире;
– раскрыть модели федерализма в современном мире;
– рассмотреть предложения по развитию и совершенствованию федеративной формы РФ, исходя из международного опыта.
При написании курсовой работы были использованы труды таких авторов, как Д.В. Абражеева, А.В. Балакин, К.А. Лапина, Е.А. Цыганкова, А.А. Васильев, Е.Л. Пинясова, А.В. Баранов, У.Я. Жумаева, Е.С. Соболева, Е.А. Горлова, Е.Н. Ярмонова, А.З. Куканов, А.Э. Мамедов, Е.Ю. Позднякова и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы форм политико-территориального устройства государства
1.1. Понятия и признаки политико территориального устройства современного государства
Территориальная организация политической власти предполагает распределение органов власти по территории страны и характер связи между ними. Территориальная организация населения определяется региональной структурой государства, в том числе делением его на политические регионы, имеющие собственные региональные органы власти.
Как справедливо отмечают некоторые авторы, территориальное устройство государства является политической формой территориального устройства общества .
К основным элементам политико-территориального строения можно отнести: 1) территорию; 2) межгосударственные и внутригосударственные границы (межрегиональные границы); 3) территориальную организацию, в том числе политико-территориальное деление и территориальное строение системы государственной власти; 4) форму государственного устройства.
Структура политического пространства зависит от модели взаимоотношений центра и периферии. Ускоренное развитие центров сопряжено с вступлением данной страны или региона в стадию (цикл) общественного развития. Для этого центр мобилизует необходимые силы и средства, в частности, прибегает к территориальной концентрации. Во второй фазе территориального цикла происходит трансляция достижений центра на периферию, сглаживание контрастов между ними.
Таким образом, политико-территориальная организация может быть рассмотрена как система, включающая в себя центр власти и политические регионы, на которые разделено государство. В них действуют региональные органы власти, в рамках которых организована общественная жизнь и функционируют территориальные общности людей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
I НПА и иные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 18.10.1999. N 42. Ст. 5005.
II Научная литература
3. Абражеева Д.В., Балакин А.В. Дискуссии о формах государственно-территориального устройства // Право: история, теория, практика: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2018 г.). СПб.: Свое издательство, 2018. С. 1-3.
4. Васильев А.А., Фольк Е. Федеративное государство или унитарное // Евразийская интеграция: Материалы I Международной научно-практической конференции. 2016. С. 122-125.
5. Газизова Л.М. Стандарты федеративного государства // Проблемы статуса современной России: историко-правовой аспект Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях. 2018. С. 108-115.
6. Ерохина Д.С. Конфедерация и иные формы государственного устройства // Актуальные проблемы реализации российского права Сборник статей к 20-летию Рязанского филиала Московского университета МВД России. Рязань, 2018. С. 84-88.
7. Жумаева У.Я. Понятие, признаки и виды унитарного государства // Государство и право в условиях гражданского общества: сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2016. С. 131-133.
8. Зайцева Л.А., Кониченко Ж.Д. Политико-территориальная модернизация россии: эволюция и современный период трансформации // Региональная дифференциация и консолидация социального пространства России: реалии и новые вызовы. 2015. С. 289-296.
9. Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. М.: Издат. Дом «Городец», 2004. 587 с.
10. Куканов А.З. Понятие и основные признаки унитарной формы государственного устройства // Правовая жизнь. 2018. № 2 (22). С. 69-77.
11. Лапина К.А., Цыганкова Е.А. Унитарное государство как форма государственного устройства // Научная дискуссия: вопросы юриспруденции. 2016. № 12 (51). С. 11-15.
12. Мамедов А.Э. Конфедерация и формы межгосударственного объединения // Право, общество, государство: проблемы теории и истории Сборник материалов Международной студенческой научной конференции. 2018. С. 75-78.
13. Назаров В.В. Федерализм политики и политика федерализма в преодолении проблемных тенденций современного мирового развития // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 2. С. 262-265.
14. Неженец О.В. О некоторых вопросах российского федерализма // Эпомен. 2018. № 17. С. 85-92.
15. Пинясова Е.Л., Баранов А.В. Проблема суверенитета унитарных государств // Юридическая наука в XXI веке: Сборник научных статей по итогам работы международного круглого стола. 2018. С. 54-55.
16. Позднякова Е.Ю. Федерация и конфедерация: сходства и различия // Эпомен. 2018. № 17. С. 93-101.
17. Почепнев К.Е., Морозова А.С. Конституционные основы федерализма в России // Проблемы обеспечения, реализации, защиты конституционных прав и свобод человека. 2016. № 5. С. 190-196.
18. Семичева А.С. Правовые тенденции становления российского федерализма: проблемы теории и практики // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2018. № 1 (48). С. 35-38.
19. Соболева Е.С., Горлова Е.А. Особенности административно-территориального устройства федерации и унитарного государства // Наука молодых - будущее России. 2017. С. 362-365.
20. Сравнительное конституционное право: учебное пособие для магистрантов и аспирантов / В.Е. Чиркин. М.: ИД «Юриспруденция», 2011. 400 с.
21. Топорнин Б.Н. Современный российский федерализм: человеческое измерение // Права человека и межнациональные отношения. М., 1994. С. 4-37.
22. Федощева Н.Н. Форма государства и государственное устройство: сравнительно-правовой анализ // Современные проблемы права, экономики и управления. 2017. № 1 (4). С. 150-154.
23. Ярмонова Е.Н. Унитарная форма государственного устройства // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № S41. С. 231-236.