Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Европейский союз (Евросоюз, ЕС) – экономическое и политическое объединение 28 европейских государств, целью которых является региональная интеграция. Под Европейской интеграцией понимают процесс производственной, политической, правовой, экономической, (иногда социальной и культурной) интеграции держав, входящих в состав ЕС.
Стоит отметить, что основным фактором, повлиявшим на создание ЕС, были тяжелые послевоенные года. В целях объединения Европы и создания мощной коалиции и был задуман Евросоюз. Процесс развития ЕС происходил в четыре этапа. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Этап (1948-1966гг). Формирование зоны свободной торговли
В это время шесть стран принимают решение объединиться, с целью улучшения эффективности внутреннего производства. Этими странами были Германия, Бельгия, Италия, Франция, Люксембург и Нидерланды, все они являются частью Западной Европы, поэтому решение было целесообразным. С 1951 года был принят ряд законопроектов, упрощающий торговые отношения между указанными странами. Были отменены пошлины и количественные ограничения импорта и экспорта. Был установлен единый тариф для торговли в отношении остальных стран. Между странами, входящими в ЕС упростился денежный оборот и обмен рабочей силой.
Этап (1968-1986гг.). Создание таможенного союза
В это время Евросоюз переживает не самые светлые времена. Этот период считается застойным, так как быстрые темпы развития, наблюдаемые вначале, серьезно замедлились. ЕС стал уступать в темпах роста экономики таким странам, как США и Япония. Однако именно в это время был сформирован Таможенный союз, упрощающий систему торговых отношений между странами участницами. В 1973 году, в ЕС вступило еще три страны: Великобритания, Дания и Ирландия. Через пять лет была создана Европейская валютная система (ЕВС), главной валютой которой стал Экю. Именно в это время интеграция стала затрагивать, в том числе кредитную и валютную сферы, промышленность и науку.
Этап (1987-1992гг.). Создание общего рынка и интеграция внешней политики
Знаменит созданием Договора о Европейском Союзе от 7 февраля 1992 года, в котором говорится о создании единого гражданства ЕС, которое может существовать наравне с обычным основным гражданством. В этот период государства договариваются о ведение единой внешней политики в отношении друг друга, разрабатываются методы борьбы с преступностью, а также интегрируются все остальные сферы. Разработана и внедрена новая, едина валюта – Евро. Для СССР этот период значим подписанием договора о сотрудничестве между ЕС и СССР.
Этап (1987-2000гг). Усиление политической и экономической интеграции
В состав Евросоюза входит уже 15 государств, Евро используется только для безналичных расчетов, а с 2002 года, она становится единственной волютой, которой осуществляют расчет, в том числе и наличный. Все более совершенствуются и укрепляются внутренние политические и экономические процессы между странами-участницами.
На сегодняшний день — это уже устоявшаяся и полностью сформирована организация со своими органами власти и управления, основная цель которых надзорная функция. Для контроля за деятельностью стран - участниц был создан Суд Европейских Сообществ, как высший судебный орган власти, регулирующий любые вопросы не только между ними, но и между странами и Евросоюзом. Для проведения международных расчетов были созданы европейская счетная палата, Единый Центральный Банк, Европейский Инвестиционный Банк Комитет регионов и это не весь перечень политических и финансовых органов.
Сегодня Евросоюз – это полноправный участник экономических отношений, оказывающий свое непосредственное влияние на многие политические отношения. Будучи субъектом международного права, ЕС имеет право заключать договора и участвовать в международных отношениях. По всему миру располагаются представительства Евросоюза, также они есть в каждой крупной организации, к примеру, в ВТО, Большой восьмерке, НАТО и т.д.
Целью работы является изучение финансовых проблем Европейского союза.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить особенности финансовой системы Европейского Союза и ее правовое регулирование;
- провести финансово-экономический анализ стран ЕС;
- проанализировать проблемы финансовой системы Европейского Союза;
- рассмотреть перспективы экономического развития в странах ЕС.
Проанализировав учебную литературу, можно сделать вывод о том, что тема не является достаточно изученной и требует дальнейшего исследования.
Объектом курсового исследования является финансово-экономический анализ стран ЕС.
Предмет – финансовые проблемы стран ЕС.
Для изучения выбранной темы возможно использовать следующие методы: изучение и анализ научной литературы, синтез полученных данных, анализ и оценка финансовых проблем стран Европейского союза.
Работа состоит из следующих структурных элементов: введение, 2 главы, 4 параграф5, заключение, список используемых источников, включающий в себя 20 учебных пособий. Объем работы 20 страниц.
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА СТРАН ЕС
1.1 Особенности финансовой системы Европейского Союза и ее правовое регулирование
Одной из характерных особенностей функционирования финансовой системы Европейского Союза является то, что в отличие от других международных экономических организаций ЕС имеет самостоятельный бюджет, который объединяет подавляющее большинство совместных финансовых фондов. Бюджет ЕС - основная финансовая база интеграционных мероприятий в рамках Союза, важный инструмент наднационального регулирования экономики стран-участниц.
Бюджет ЕС концентрирует более 95% всех объединенных финансовых ресурсов Союза. В смету Комиссии ЕС входят все бюджетные фонды - Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства, Европейский фонд регионального развития, Европейский социальный фонд, расходы на научно-технической и промышленной политики ЕС и др.
Правовое регулирование: положения системы договоров ЕС, вторичное законодательство, положения меж институционального соглашения. Так, Договор о Европейском Союзе 1992 г. ввел положения о финансовых операциях в рамках проведения общей внешней политики безопасности, а также сотрудничества в сфере правосудия и внутренних дел (вторая и третья основы Сообщества).
Статья 44 Договора о Европейском Союзе устанавливает специальные условия для регулирования процедур, механизмов и институтов, возникающих при взаимодействии между государствами-членами ЕС.
К системе вторичного законодательства, регулирующего финансовые вопросы Сообщества, относятся принимаемые решения, касающиеся системы собственных ресурсов, а также другие инструменты, принятые в этой сфере.
Межинституциональное соглашение от 17 мая 2006 г. между Европейским парламентом, Советом и Комиссией о бюджетной дисциплине и соответствующем управлении финансами. Этот документ с 1 января 2007 г. заменяет важнейший акт в области бюджетной политики ЕС – Меж институциональное соглашение от 6 мая 1999 г. о бюджетной дисциплине и совершенствовании бюджетной процедуры.
1.2 Финансово-экономический анализ стран ЕС
Рассмотрев все основные статистические показатели по отдельным областям, можно констатировать, что Европейский союз до сих пор не преодолел последствий этого кризиса и до сих пор находится в вялой стадии восстановления.
Труднее преодоление кризисных последствий из-за проблемы евро идет в еврозоне Евросоюза. Нельзя не заметить структурные особенности этого процесса. Например, за счет экономики Германии экономика Евросоюза и еврозоны явно приняла более экспортную направленность. По этой части экономики в абсолютных значениях кризис 2008 года как будто уже преодолен.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Журнал «Портфельный инвестор», №4, 2008 год - По материалам статьи Б.Б. Рубцова «Финансовый рынок Великобритании»
2) Ромашенко О.В. «Особенности бюджетной политики Великобритании в условиях глобального кризиса»: научная статья / Ромашенко О.В. – журнал
3) Агапова Т.А. «Макроэкономика»: учебник/Т.А. Агапова – «Дело и Сервис», 2013-442с.
4) Агибалов А.В. Международные финансы: учебное пособие / А.В. Агибалов, Е.Е. Бичева, О.М. Алещенко – Воронеж: ВГАУ, 2015. – 241 с.
5) Балабанов, И. Т. Банки и банковское дело / И. Т. Балабанова; под ред. И. Т. Балабанова. – СПб: Издательство «Питер», 2015. – 256 с.
6) Берёзкин Ю.М. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Ю.М. Берёзкин, Д.А. Алексеев. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2014. – 333 с.
7) Вечканов Г.С. «Макроэкономика. Краткий курс»: учебник/ Г.С. Вечгаков – Питер, 2012.-240с.
8) Корпоративные финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. М.А. Эскиндарова, М.А. Федотовой. — М.: КНОРУС, 2016. — 480 с.
9) Кириченко Т.В. Финансовый менеджмент: Учебник/Т.В. Кириченко М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2013. – 483с.
10) Колесников, В. И. Банковское дело: учеб. пособие для студентов вузов / В. И. Колесников; под ред. В. И. Колесникова, Л. П. Кромвецкой. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 480 с.
11) Кузнецов Б.Т. «Макроэкономика»: учебник/ Б.Т.Кузнецов. – ЮНИТИ, 2014 – 458с.
12) Лемешевский И.М. «Макроэкономика»: учебник/И.М. Лемешевский. - МИУ, 2014 – 266с.
13) Макушина Т.Н. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие/Макушина Т.Н. Кинель: РИЦ, 2015. – 375с.
14) Право и правовая система Великобритании/ Под ред. А. К. Романов — Санкт-Петербург, Форум, 2010 г.- 288 с.
15) Рудый, К.В. Финансово - кредитные системы зарубежных стран: учеб. пособие / К.В. Рудый. - М.: Новое знание, 2014. - 300с.
16) Саталкина, Н. И. Макроэкономика для бакалавров: учебное пособие / Н. И. Саталкина, Г. И. Терехова, Ю. О. Терехова. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. – 108 с.
17) Словарь финансово-экономических терминов / А. В. Шаркова, А. А. Килячков, Е. В. Маркина и др.; под общ. ред. д. э. н., проф. М. А. Эскиндарова. — М.: Издательско&торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 1168 с.
18) Финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е. В. Маркиной. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2014. — 432 с.
19) Финансы и финансовый рынок. Учебное пособие: А. Д. Молокович, А. В. Егоров — Санкт-Петербург, Издательство Гревцова, 2013 г.- 272 с.
20) Четырыкин, Е. М. Финансовая математика: учеб. пособие для вузов/ Е. М. Четырыкин. – М.: Дело, 2001. – 400 с.