Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Одним из известнейших мифических существ является дракон – огромная рептилия, наделённая разумом. Наверное, в фольклоре любого народа существует его образ. Однако у каждого народа он, этот образ, имеет свои отличительные черты. У каждого народа свой облик дракона. Представления о фантастических существах змеиной природы отражены в фольклоре и мифологии многих народов. Несмотря на удивительную устойчивость ряда черт, присущих змеям и драконам в различных народных традициях, можно выделить широкий спектр вариаций этих образов, отличия которых друг от друга характеризуются рядом параметров. В качестве одного из таких показателей выступает степень антропоморфности змееподобного существа.
Степень разработанности темы. Образ дракона так или иначе связан с мифологическими представлениями, поэтому можно назвать исследования В.Я. Проппа, А.Я. Гуревича, Э.В.Померанцевой.
В массовой культуре предприняты свои попытки систематизировать виды драконов, например, у Дж. Р. Р. Толкина (кстати, являющегося автором исследования по средневековому эпосу «Беовульф», где также фигурирует мотив драконоборчества) различаются урулоки – огнедышащие бескрылые драконы, как Глаурунг, собственно крылатые огнедышащие драконы, например, Анкалагон Чёрный и Смог Ужасный, и «ледяные», не огнедышащие бескрылые драконы, причём именами Глаурунга и Анкалагона были названы впоследствии новые виды ящериц; Дж Роулинг называет десять «чистых» видов драконов).
Цель исследования – характеристика образа дракона в мифологии различных народов. Исследовательские задачи предусматривают определение происхождения образа дракона и сравнение его восприятия в различных культурах – на примере Западной Европы, Юго-Восточной Азии и славянских стран.
1.Драконы в античной мифологии и средневековых легендах в Европе
Одни из древнейших цивилизаций – Египет и Междуречье. В мифах этих древних государств есть уже свои драконоподобные существа. Так, например, в Египте змей Апоп (в греческой транскрипции Апофис) каждую ночь сражается с богом солнца Ра, и каждую ночь проигрывает ему, из-за чего и наступает новый день. Змей обладает огромными размерами, живёт в подземном царстве. Он является олицетворением злых сил.
В легендах Междуречья существовала огромная дракониха Тиамат, являвшаяся океаном-хаосом и родителем всего сущего. Вопреки столь всеобъемлющему созидательному, казалось, началу, Тиамат также была олицетворением зла, потому её и сразил бог Мардук, создав из её тела небо и землю. Образ Тиамат примечателен наличием не одной головы, а семи (в некоторых вариантах – пяти, причём каждая изрыгает свой вид разрушения, именно на этом образе основана «королева драконов Тиамат» в массовой культуре, встречается, например, в мультсериале «Dungeon & Dracons»).
Кроме этого, в мифах Междуречья были и другие змееподобные чудища. Так, герой легенд Гильгамеш (имевший, к слову, реально существовавший прообраз в лице правителя Гильгамеша) сражался с чудовищем Хумбабой, покрытым розовой чешуей, лапами льва, ястребиными когтями и рогами. А на воротах храма Иштар в Вавилоне изображено существо, именуемое Сируш, обладающее рогатой змеиной головой, телом змеи, передними лапами льва и задними – орла. Неизвестно, откуда взялся этот образ и что он обозначал, однако его схожесть с драконами отрицать нельзя.
В мифологии Греции дракон имел облик огромной змеи. Зачастую обладал не одной, а сразу несколькими головами, как, например, Лернейская гидра. Основной чертой дракона считалось не изрыгание огня и не полёт, а гипноз.
Само слово «dragon» - греческое, использовавшегося для обозначения «большой змеи или червя». Именно поэтому для номинации драконов в русском переводе используются слова «змий», «змей».
Драконов в греческой мифологии огромное множество. Один из ярчайших примеров – стоголовый Тифон. Тифон мог выпускать огонь, но несколько нестандартным образом – через глаза. Этого монстра сразил глава Богов Зевс.
Лернейская гидра – тоже драконоподобное существо. У неё было тело собаки. Голов у неё было девять, однако на месте каждой срубленной головы гидры вырастали новые. Дыхание её помутняло разум, а желчь, заменявшая ей кровь, была ядовита. Победа над ней – второй подвиг Геракла.
С угасанием культуры античной развивается культура средневековая. Одним из важных её элементов являлась Библия; именно в Средние века христианство считалось единственно возможным образом жизни – именно образом жизни, а не религией.
В Библии тоже встречаются упоминания о драконах. Наиболее известный дракон, упомянутый в Библии – дракон Апокалипсиса. Он красного цвета и обладает семью головами и десятью рогами, неведомо каким образом распределёнными по головам. И у этого змея тоже есть крылья. Дракон есть сам дьявол. С ним воевали Михаил и ангелы, свергнув его.
Вновь дракон представляет собой начало отрицательное, сугубо отрицательное, абсолютную противоположность добру. В Библии драконы пусть и имеют внешние отличия со своими предшественниками – крылья, лапы, огненное дыхание, – но всё равно олицетворяют тьму, зло.
Однако даже и вне Библии – в легендах, преданиях народов Европы, с этим учением не связанных, – драконы тоже имеют место быть. Вспомнить предания о воевавшем с драконами Беовульфе, о драконоборце Тристане из легенд о короле Артуре и рыцарях круглого стола.
Этот облик дракона и есть тот, который мы привыкли видеть в современном мире и в нашей современной культуре – чешуйчатое тело,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адилханян Н.Л. Континуум существ потустороннего мира в эмблематическом аспекте (на материале русского и китайского языков) //Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2012. № 4. С.13-17
2. Гуревич А.Я. Эдда и сага. - М.: Наука, 1977. – 225 с.
3. Померанцева Э. В. Народные верования и устное поэтическое творчество // Фольклор и этнография. Л.: Наука, 1970. С. 158-168.
4. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Изд. 2-е. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. 367 с.
5. Пропп В. Я. Русская сказка / науч. ред., коммент. Ю. С. Рассказова. М.: Лабиринт, 2000. 416 с.
6. Пропп В. Я. Русский героический эпос / комментирующая ст. Н. А. Криничной; сост., науч. ред., именной указ. С. П. Бушкевич. М.: Лабиринт, 1999. 640 с.