В качестве материала исследования были использованы выпуски газеты «Аргументы и факты» за ноябрь-декабрь 2018 года.
Объект исследования – язык современной газеты.
Предмет исследования – экспрессивные средства в языке современной газеты.
Цель исследования – проанализировать применение экспрессивных средств в языке газеты «Аргументы и факты».
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть общие представления об экспрессии.
2. Охарактеризовать экспрессию газетных заголовков как средство выразительности.
3. Изучить фразеологизм как форму экспрессии в газетных текстах.
4. Определить принципы применения иностранных заимствований как средства экспрессии в современных газетных текстах.
5. Привести общую характеристику информационно-аналитической газеты «Аргументы и факты»
6. Проанализировать использование заимствованной лексики как экспрессивный прием в газете «Аргументы и факты».
7. Определить стилистические особенности заголовков статей в газете «Аргументы и факты».
8. Провести анализ использования фразеологизмов в тексте статей в газете «Аргументы и факты».
Методы исследования: анализ научной литературы и материалов газеты, описательный, сравнительный, историографический, хронологический, классификация, синтез, моделирование, контент-анализ.
Научная база исследования. Теоретическая часть курсовой работы построена на изучении работ таких авторитетных специалистов как: В.П. Аристархова, М.А. Вавилов, И.М. Еропкин, О.Ю. Илатовская, Ю.В. Кутепова и др.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты изучения экспрессивных средств в языке современной газеты. Вторая глава посвящена практическому разбору экспрессивных языковых средств, которые используются в материалах газеты «Аргументы и факты».
Объем курсовой работы составляет 36 страниц, не считая приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКСПРЕССИВНЫХ СРЕДСТВ В ЯЗЫКЕ СОВРЕМЕННОЙ ГАЗЕТЫ
1.1. Общее представлении об экспрессии
Экспрессия – это понятие синонимичное выразительности, интенсивности, яркости проявления и преподнесения своего эмоционального состояния, чувств, переживаний. Кроме того, термин экспрессия может использоваться для обозначения непрямых посланий и мыслей человека в невербальной форме (слезы, истерика, восклицания и прочее).
Экспрессия затрагивает не описательную сторону состояния, когда человек способен отрефлексировать происходящее, а непосредственный момент бытия, проживания эмоции, ее реализации во внешнем пространстве .
Слово экспрессия значение свое реализует исключительно на внешнем плане проявления личности. Сила и качество личности во многом обусловлено врожденными характеристиками, связанными с темпераментом, силой и подвижностью нервной системы, темпом, амплитудой и интенсивностью психических процессов. Выражает экспрессия значение для человека другого или произошедшего события, причем выражает, как степень важности, так и направление (позитивное или негативное).
Экспрессивные компоненты проявления во внешнем мире отражают статус личности (принятие обществом располагает к большей экспрессивности), а также принадлежность к той или иной культуре, общности (например, итальянцы более экспрессивны, чем эстонцы). Уровень развития коммуникативных навыков также проявляется через степень развитости экспрессивных проявлений и их адекватного использования для создания социально-приемлемых форм поведения .
Кроме таких внешних факторов, экспрессия служит прекрасным регулятором внутреннего состояния личности, предоставляя способ эмоциональной разрядки при стрессах.
Экспрессия во многом служит для контроля и регулировки отношений, позволяя устанавливать определенную оптимальную близость дистанции, изменять характер взаимодействия .
Так, экспрессивно проявленная злость оттолкнет нежелательного собеседника, а столь же сильно выраженная радость от появления человека будет способствовать сближению. Яркое выражение собственных чувств позволяет придавать общению определенную форму: конфликта, прояснения, взаимодействия, согласия, подчинения и пр.
1.2. Экспрессия газетных заголовков как средство выразительности
Эффективность газетной статьи во многом определяется ее заголовком, т.к. известен тот факт, что с помощью умело составленного заголовка часто легче убедить читателя, чем с помощью резкого памфлета. Кроме того, исследования психологов показывают, что около 80% читателей уделяют внимание только заголовкам.
В научной литературе под заголовком понимают некий компонент текста, тесно связанный с другими компонентами этой системы, занимающий стилистически сильную позицию, называющий текст и дающий первоначальную информацию о нем .
В СМИ есть такие виды заголовков, как «шапка», рубрика, над- и подзаголовок, вводка, афишка, крик и др. В Интернете есть два основных вида заголовков – это «Title» и теги <Н1>-<Н6>.
Рассмотрим основные виды заголовков, которые встречаются в современных периодических изданиях :
1. Основной, главный заголовок. Самый распространенный тип, дает представление о содержимом материала. Может иметь такие формы, как вопрос, восклицание, обращение, утверждение, отрицание.
На страничке в Интернете это заголовок статьи, публикации и т.д., стоит между тегами
и
. Также вместе с ним зачастую идет «Title» и плюсуется «Title» главной страницы. Например,Заголовки статей в СМИ и в Интернете
;2. «Шапка». Применяется в подборках материалов, в тематических полосах, разворотах, номерах. Используется в виде призывов, приветствий, на 1 страницах, например, к празднику. Чаще находится выше названия газеты и всего текстового материала. Этим редакция подчеркивает важность события, выделяет его из массы других. «Шапки» обычно ставят вверху полосы, набирают крупным шрифтом .
Шапки в заголовках в периодической печати или электронных изданиях могут быть :
– приветственными – это не значит, что вся газета заполнена такими материалами, просто автор приветствует читателей;
– призывными, которые содержат обращение к читателям относительно успешного решения какого-то вопроса;
– обобщающими – образно выражающими основное содержание помещенных под ним материалов;
– констатирующими, которые называют факты, события, явления.
3. Рубрика.
4. Суперрубрика – тематическая направленность публикаций всей полосы. Ее размещают чаще всего над верхним колонтитулом.
5. Надзаголовок – детализирует основной заголовок, акцентирует внимание на главной мысли публикации, сжато выражает отношение к сообщаемым фактам.
6. Подзаголовок – второй заголовок или поясняющая его фраза. Имеет отношение ко всему материалу, играет вспомогательную роль.
7. Внутренний подзаголовок. Применяется для расчленения большого по размеру текста. Сплошной текст выглядит серо, читается тяжело. Для лучшего восприятия его делят на части подзаголовками. Помогают читателям лучше ориентироваться в материале, облегчают чтение .
В Интернете подзаголовками можно назвать теги от
до (меньше дробить нет смысла, т.к. поисковиками уже не учитываются). Выполняют ту же функцию, что и в СМИ. Желательно, чтоб каждая часть, разделенная подзаголовком, имела смысловое окончание. Создатели статей дают возможность читателю пробежаться глазами по подзаголовкам, а потом прочитать нужную часть без ущерба для полного восприятия текста.
8. Вводка – краткое вступление к тематической подборке или странице.
9. Афишка. Применяется при публикации больших материалов. Автор выносит 5–6 главных тезисов, определяющих дальнейший ход публикации. Используется как дополнительный авторский комментарий и как зрительный ориентир для читателя .
10. «Крик». Похож на подзаголовок, но отличается формой подачи, целью, содержанием. Подзаголовок поясняет, «крик» дополняет. В «крик» выносится наиболее значительные, интересные факты из материала. Его задача – заострить внимание читателей.
Визитная карточка газеты – это заголовки статей, призванные привлечь внимание читателя и заинтересовать его. Журналист преследует коммуникативную цель – привлечь внимание к своей публикации, кратко изложить свою тему, помочь читателю сориентироваться в широком потоке информации и выбрать полезную и интересную. Чтобы реализовать эту цель, он создает заголовок.
Сегодня каждая газета осуществляет поиск выразительных средств для создания новых интересных заголовков. Любая стилистическая новинка привлекает внимание, вызывает интерес, создает определенное настроение. Журналисты хотят, чтобы читатель всегда ощущал оригинальность мысли .
Используя название в качестве примера, можно увид
8. Вводка – краткое вступление к тематической подборке или странице.
9. Афишка. Применяется при публикации больших материалов. Автор выносит 5–6 главных тезисов, определяющих дальнейший ход публикации. Используется как дополнительный авторский комментарий и как зрительный ориентир для читателя .
10. «Крик». Похож на подзаголовок, но отличается формой подачи, целью, содержанием. Подзаголовок поясняет, «крик» дополняет. В «крик» выносится наиболее значительные, интересные факты из материала. Его задача – заострить внимание читателей.
Визитная карточка газеты – это заголовки статей, призванные привлечь внимание читателя и заинтересовать его. Журналист преследует коммуникативную цель – привлечь внимание к своей публикации, кратко изложить свою тему, помочь читателю сориентироваться в широком потоке информации и выбрать полезную и интересную. Чтобы реализовать эту цель, он создает заголовок.
Сегодня каждая газета осуществляет поиск выразительных средств для создания новых интересных заголовков. Любая стилистическая новинка привлекает внимание, вызывает интерес, создает определенное настроение. Журналисты хотят, чтобы читатель всегда ощущал оригинальность мысли .
Используя название в качестве примера, можно увид