Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что интенсивная динамика развития российской государственности дает импульсы правовой материи, направленные на ее развитие и совершенствование, а также выявление новых, инновационных подходов к современной правовой доктрине административного права.
Следует отметить, что о предмете административного права, в настоящее время не так уж и много публикаций, заслуживающих внимания. Отсутствие современных разработок, направленных на развитие концепции административного права, вполне закономерно, т.к. большая часть таких работ была написана на первоначальных этапах проведения административной реформы. В настоящее время иновационных концепций современного административного права практически не выдвигается. Совершенствование действующего административного законодательства во многом обусловлено необходимостью следования заложенному в Конституции Российской Федерации принципу разделения властей. Надо заметить, что в последнее время учеными вскрываются накопленные годами противоречия в понимании универсальной теоретической конструкции единого административного процесса органов публичного управления.
Другими словами феномен административного права (в широком смысле) - явление, изучаемое соответствующей научной дисциплиной, достаточно полно описанное в рамках определенной научной парадигмы, в содержании которого и формах его проявления имеют место быть новые, еще не выявленные особенности. Интенсивная динамика развития российской государственности дает импульсы правовой материи, направленные на ее развитие и совершенствование, а также выявление новых, инновационных подходов к современной правовой доктрине.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с понятием и предметом административного права.
Предметом работы являются нормы административного права, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение понятия и предмета административного права.
Задачами работы ставится:
• изучить современное понимание административного права и его предмета;
• исследовать предмет и систему административного права;
• рассмотреть конфигурацию предмета административного права;
• проанализировать функции административного права.
Нормативно-правовой основой работы являются: Конституция РФ; Кодекс РФ об административных правонарушениях и другие.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Понятие и система административного права. Предмет административного права
1.1. Современное понимание административного права и его предмета
Административное право изучает правоотношения, возникающие в области администрирования, и в качестве главного объекта изучения имеет публичное администрирование и все отношения, связанные в том числе с управлением. Следует согласиться с мнением ряда ученых о том, что «административное право - это, по сути, правовая оболочка публичного управления, управленческой деятельности, процесса управления и его организации (структуры)».
Сегодня резко изменившиеся взгляды на роль и значение административного права сопровождаются переоценкой его предмета.
С учетом рассмотренных позиций предмет административного права сегодня представляется гораздо шире:
- во-первых, к предмету административного права прежде всего должны относиться отношения в области защиты прав человека и гражданина, удовлетворения его потребностей во всех сферах жизнедеятельности прежде всего юридическими средствами;
- во-вторых, к предмету административного права также относятся не только отношения государственного администрирования, но и совокупность других управленческих отношений, образующих отношения в сфере публичного администрирования;
- в-третьих, в предмет административного права входят отношения, которые возникают по инициативе субъектов, не имеющих властных полномочий при их обращении в органы государственной администрации (отношения реординации), которые в дальнейшем могут получить название «сервисных» отношений, отношений публичных или административных услуг либо административных обязательств;
Отношения координации, направленные на достижение согласованности их действий с целью успешного решения задач, поставленных перед объектом управления.
Модель координации (с лат. означает сорасположение) - это модель управления, при которой осуществляется горизонтальное упорядочивание, а стороны, части и элементы одной и той же социальной общности характеризуется тождеством между собой и равновеликостью. Координация подразумевает горизонтальное взаимодействие элементов одной системы или различных систем, которое характеризуется равными возможностями и равными воздействиями.
Отношения субординации - отношения администрирования, распорядительства, с одной стороны, и исполнительства, подчиненности, с другой. Отношения субординации складываются как между руководителями и исполнителями, так и между руководителями различных уровней.
Модель субординации (от лат. - соподчинение) - это модель социального управления, при которой осуществляется вертикальное упорядочивание одним из элементов деятельности других. Этот элемент является ведущим, определяющим начало деятельности остальных.
Отношения реординации - одна из организационно-технических форм человеческих взаимодействий, наряду с субординацией и координацией проявляющаяся в вертикальном упорядочении снизу вверх (управляемый предпринимает организационные действия, на которые обязан реагировать управляющий, например, вносит предложение, подает жалобу, отказывается выполнять распоряжение ввиду его незаконности и т.д.).
Модель реординации (с лат. - переподчинение) - это такая модель социального управления, при которой осуществляется правовое переподчинение одной общности другой как по горизонтали, так и по вертикали. При этом реординация осуществляется, когда значительно изменилась управляемая система и требуются коренные изменения управляющей системы. Реординация осуществляется и тогда, когда имеются противоречия внутри управляющей системы между ее развитием и функционированием. В этом случае необходимо изменять управленческую систему с целью сохранения ее устойчивости, стабильности. Реалии современной России диктуют такую необходимость.
- в-четвертых, кроме управленческих, в него входят отношения, возникающие при осуществлении правосудия в форме административного судопроизводства. Это отношения ответственности, в т.ч. государственной администрации (субъектов властных полномочий) за неправомерные деяния;
- в-пятых, в него входят отношения ответственн
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2010, N 31, ст. 4179.
4. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.06.2014, N 26 (часть I), ст. 3378.
5. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ, 09.05.2011, N 19, ст. 2716.
6. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. 2-е изд., перераб. М.: Норма; ИНФРА-М, 2016. – 704 с.
7. Административное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. проф. С.А. Старостина. М.: Инфра-М, 2010. – 506 с.
8. Васильева С.В. Передача государственных полномочий организациям: правовой механизм // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. N 5. С. 28 - 37.
9. Ведяшкин С.В. Функции современного административного права и их система // Административное право и процесс. 2017. N 1. С. 18 .
10. Винницкий А.В. Публичная собственность. М.: Статут, 2013. – 732 с.
11. Воронов А.М. К предмету административного права современной России // Административное право и процесс. 2017. N 8. С. 8.
12. Данилова И.В. Лицензирование как метод государственного регулирования экономики // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2013. N 4;
13. Зубарев С.М. К вопросу о взаимосвязи предмета и системы отечественного административного права // Административное право и процесс. 2017. N 9. С. 8.
14. Козлов Ю.М. Избранные труды: Сборник научных трудов / Отв. ред. и сост. Э.П. Андрюхина. М.: Проспект, 2017. – 224 с.
15. Мамедов А.А. Международное право в управлении экономикой в условиях глобализации // Международное публичное и частное право. 2014. N 6. С. 14 - 16.
16. Медведев Е.В. Классификация функций права // История государства и права. 2012. N 6. С. 6.
17. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2010. – 752 с.
18. Радько Т.Н. Теория функций права: Монография. М.: Проспект, 2014. – 272 с.
19. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М.: Норма; Инфра-М, 2015. – 576 с.
20. Старостин С.А. О концептуальных основах законодательства об административной ответственности // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2014. N 2. С. 19.
21. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Городец, 2013. – 544 с.
22. Шамаров А.М. Актуальные проблемы современной российской теории права. М., 2015. – 192 с.
23. Юридические лица в российском гражданском праве: Монография: В 3 т. Общие положения о юридических лицах / А.В. Габов, О.В. Гутников, Н.Г. Доронина и др.; отв. ред. А.В. Габов, О.В. Гутников, С.А. Синицын. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. Т. 1. – 384 с.