Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что Россия - государство с республиканской формой правления, государственная власть в котором осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. ст. 1, 10 Конституции Российской Федерации ).
Представительным и законодательным органом РФ является Федеральное Собрание - парламент России, который наравне с Президентом, Правительством и судами РФ осуществляет государственную власть (ст. ст. 11, 94 Конституции РФ) и согласно ч. 1 ст. 95 Конституции РФ состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Государственную Думу Федерального Собрания РФ (далее - ГД) еще называют нижней палатой парламента, и она играет особую роль в законодательном процессе.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью Государственной Думы Российской Федерации.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение компетенции и внутренней структуры Государственной Думы.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть структуру и порядок формирования Государственной Думы Российской Федерации;
• проанализировать компетенцию и статус Государственной Думы Российской Федерации;
• изучить регулирование полномочий Государственной Думы РФ;
• исследовать ответственность Государственной Думы Российской Федерации.
Методологическая основа работы - для достижения поставленных целей и решения задач использовались как общенаучные, так и частнонаучные методы познания правовых явлений.
В работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, историко-юридический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении взглядов ведущих ученых экономистов в рассматриваемой области.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и библиографического списка.
1. Структура и компетенция Государственной Думы
1.1. Структура и порядок формирования Государственной Думы
Государственная Дума РФ - выборный орган, который избирается сроком на пять лет (ч. 1 ст. 96 Конституции РФ). Порядок избрания и формирования палаты установлен специальным Федеральным законом от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее - Закон о выборах ГД РФ).
Состоит ГД из 450 депутатов (ч. 5 ст. 95 Конституции РФ), которые избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом участие в выборах является свободным и добровольным, никто не вправе принуждать к голосованию или препятствовать свободному волеизъявлению (ст. 1 Закона о выборах ГД РФ).
Депутатом ГД может стать не каждый, а только тот, кто соответствует определенному цензу по возрасту и гражданству. Так, согласно ч. 1 ст. 97 Конституции РФ депутатом может стать только:
а) гражданин РФ;
б) достигший возраста 21 года;
в) имеющий право участвовать в выборах депутата ГД.
Одно и то же лицо не вправе быть депутатом ГД и членом Совета Федерации, а также депутат ГД не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Свои полномочия и обязанности депутаты исполняют на профессиональной основе, потому не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (ч. 3 ст. 97 Конституции РФ).
Проведение выборов в ГД - обязательно (ст. 5 Закона о выборах ГД РФ).
Согласно ст. 3 Закона о выборах ГД РФ выборы осуществляются по смешанной избирательной системе:
половина депутатов - 225 - избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат).
другая половина - 225 - по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы (далее - федеральные списки кандидатов).
Назначаются выборы в ГД нового созыва Президентом РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является третье воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана ГД предыдущего созыва. При этом такой срок исчисляется со дня избрания ГД - дня голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе.
Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Если по какой-либо причине Президент РФ не назначит выборы, то решение о назначении выборов принимает Центральная избирательная комиссия РФ (ст. 5 Закона о выборах ГД РФ).
Граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно или в составе федеральных списков кандидатов.
Непосредственно выдвижение осуществляется путем:
а) самовыдвижения;
б) выдвижения политическими партиями, которые имеют право принимать участие в выборах, в т.ч. выдвигать кандидатов, списки кандидатов.
В составе федеральных списков выдвижение осуществляется только политическими партиями (ст. 6 Закона о выборах ГД РФ). При этом кандидат «от партии» может не являться членом этой партии. Но запрещено выдвигать от партии членов иной политической партии. Решение партии о выдвижении федерального списка кандидатов или кандидата по одномандатному округу принимается тайным голосованием на съезде политической партии (ст. ст. 39, 40 Закона о выборах ГД РФ).
Правом на самовыдвижение обладает любой гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом. Самовыдвижение допускается только по одному одномандатному избирательному округу. Самовыдвиженец не может быть выдвинут политической партией (ст. 41 Закона о выборах ГД РФ).
Регистрацию федеральных списков кандидатов проводит ЦИК РФ (ч. 1 ст. 50 Закона о выборах ГД РФ), регистрацию кандидата по одномандатному избирательному округу - окружная избирательная комиссия (ч. 1 ст. 51 Закона о выборах ГД РФ).
С момента регистрации кандидаты получают особый статус и особые права, в т.ч. право на проведение предвыборной агитации. При этом кандидаты в депутаты не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения: все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности (ст. ст. 52, 53 Закона о выборах ГД РФ). Работодатель, руководитель образовательной организации и т.п. обязаны по заявлению кандидата освободить его от работы, учебы, службы и т.п. в любой день и на любое время на период проведения избирательной компании со дня регистрации ЦИК кандидата до официального опубликования результатов выборов. Не допускается в этот период увольнение кандидата по инициативе работодателя, отчисление из образовательной организации, призыв на военную службу и т.п. (ст. 54 Закона о выборах ГД РФ).
Подготовка и проведение выборов депутатов ГД осуществляются открыто и гласно.
Государство обеспечивает информирование избирателей о порядке и сроках подготовки и проведения выборов, ходе избирательной кампании, итогах голосования и результатах выборов. Граждане, политические партии и иные общественные объединения вправе проводить предвыборную агитацию в допускаемых законом формах и законными методами. При этом государство должно обеспечить свободу проведения такой агитации. Зарегистрированным кандидатам и политическим партиям (зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов) гарантируются равные условия доступа к СМИ для проведения предвыборной агитации (ст. ст. 8, 9 Закона о выборах ГД РФ).
Финансирование мероприятий, связанных с выборами, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Кандидаты и выдвинувшие федеральные списки политические партии обязаны создать избирательные фонды для финансирования своих избирательных кампаний.
Для проведения выборов на территории РФ формируется:
1) 225 одномандатных избирательных округов.
Границы округов определяются исходя из численности зарегистрированных избирателей на основе единой нормы представительства избирателей, определяемой путем деления общего числа избирателей, зарегистрированных в РФ, на общее число одномандатных избирательных округов (225).
Затем число избирателей, зарегистрированных на территории конкретного субъекта РФ, делится на полученную единую норму. Целая часть полученного частного является предварительно установленным числом одномандатных округов для данного субъекта РФ. Если количество избирателей на территории субъекта меньше единой нормы, то формируется один избирательный округ. Оставшиеся одномандатные избирательные округа распределяются по одному между субъектами РФ, у которых частное больше единицы и имеет наибольшую дробную часть (ст. 12 Закона о выборах ГД РФ).
Число округов не должно превышать 225, в случае превышения при распределении округов названного числа распределение округов должно осуществляться по правилам ч. 6 ст. 12 Закона о выборах ГД РФ.
Требования к образованию одномандатных округов содержатся в ч. 7 ст. 12 Закона о выборах в ГД РФ. Так, например, не допускается образование округа из территорий двух или более субъектов РФ, а на территории каждого субъекта РФ должно быть сформировано не менее одного округа. Распределение округов между субъектами РФ должно обеспечивать максимально возможное равенство
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.02.2014, N 8, ст. 740.
3. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
4. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
5. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3466.
6. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950.
7. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 12.07.1999, N 28, ст. 3466.
8. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, N 7, ст. 801.
9. Особое мнение Судьи Конституционного Суда РФ А.Л. Кононова по делу о проверке конституционности Закона Московской области от 28 апреля 1995 года «О порядке отзыва депутата Московской областной Думы» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 24 декабря 1996 г. N 21-П // СЗ РФ. 1997. N 2. Ст. 348.
10. Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ М.В. Баглая по делу о проверке конституционности Закона Московской области от 28 апреля 1995 года «О порядке отзыва депутата Московской областной Думы в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 24 декабря 1996 г. N 21-П // СЗ РФ. 1997. N 2. Ст. 348.
Научная и учебная литература:
11. Алимов Э.В. Некоторые проблемы конституционно-правового регулирования мандата депутата // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 4. С. 49.
12. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. С. 103.
13. Конституция Итальянской Республики (от 27.12.1947) // Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: Учеб. пособие. 8-е изд., испр. и доп. М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 270 - 308.
14. Крашенинников П.В. Закон и законотворческий процесс. М.: Статут, 2017. С. 78.
15. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. С. 132.
16. Гребенюк В.В. Мандат депутата Государственной Думы РФ в системе народного представительства современной России: вопросы теории и практики // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 4. С. 58.