Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Одним из неотъемлемых видов государственного контроля является финансовый контроль. Он осуществляется на всех, без исключения, стадиях финансовой деятельности. Такими стадиями являются: процесс образования, распределения или же распределения, и использования фондов денежных средств.
Финансовый контроль, со стороны государства, в лице его органов, направлен на проверку соблюдения, и недопущения нарушения финансового законодательства, а также целесообразности деятельности всех государственных и муниципальных органов власти.
Учреждение Главного управления ревизии государственных счетов с правами министерства и введение должности Государственного контролера относится к 1811 году. В их функцию входило «усматривать выгоды, приобретенные казною при различных операциях», говоря современным языком проводить «аудит эффективности».
В 1836 году Главное управление ревизии государственных счетов переименовывается в Государственный контроль.
К середине XIX в. бюджет Российской империи находился в состоянии постоянного дефицита. Все бюджетное дело было сосредоточено в руках руководства Министерства финансов. По существующему законодательству государственная роспись должна была рассматриваться Государственным советом. После утверждения росписи Государственным советом каждый министр мог по своему усмотрению распоряжаться отпущенными на его ведомство средствами. Государственная роспись держалась в строжайшей тайне и охватывала далеко не полный объем доходов и расходов. Отдельные ведомства безотчетно распоряжались целыми отраслями государственных доходов, не включая в сметы различные поступавшие к ним сборы и доходы. Кроме того, учреждения накапливали значительные, так называемые экономические капиталы (в 1860 году их насчитывалось до 300 наименований), которые в государственную роспись также не включались.
Расходы, производившиеся из всех этих источников, в сметах не показывались; рядом с общими государственными финансами существовали отдельные финансы учреждений, которые собирались и расходовались без ведома Министерства финансов. Таким образом, ни император, ни Комитет министров в точности не знали ни собственных средств государства, ни того, правильно ли эти средства расходуются.
Официальная отчетность по государственным доходам и расходам составлялась недостоверно, так как суммы доходов и расходов, включенные в государственную роспись, не подтверждались обоснованными данными министерств и ведомств. Значительное число доходов не вносилось в росписи и тем самым ускользало от всякого государственного контроля. Проверить правильность расчетов, требуемых министерствами казенных средств было практически невозможно, и суммы, ассигнованные какому-либо ведомству, исчезали навсегда из поля зрения государственного казначейства.
Цель исследования – характеристика деятельности В.А. Татаринова как организатора финансово-бюджетной реформы 1860-х годов с расширением функций Государственного контроля Российской империи.
В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
1. Характеристика деятельности В.А. Татаринова по подготовке бюджетной реформы в Российской империи.
2. Анализ осуществления и результатов бюджетной реформы.
3. Оценка значения идей В.А. Татаринова в современных условиях организации государственного финансового контроля.
Глава 1.Деятельность В.А. Татаринова по подготовке бюджетной реформы в Российской империи
1.1. Государственный финансовый контроль в России в середине XIX в.
В середине 50-х годов XIX века финансовое положение России оказалось в значительной мере подорванным колоссальными военными расходами, вызванными Крымской войной 1853-1856 гг. Бюджетный дефицит в эти годы составил около 702 млн. рублей, что почти в 25 раз превышало дефицит предвоенного 1852 года.
Министр финансов А.М. Княжевич предпринял энергичные действия по наполняемости бюджета и осуществил ряд мер по экономии государственных средств, он добился от императора Александра II распоряжения о том, чтобы другие министерства не имели права испрашивать дополнительные сверхсметные средства без согласования с министром финансов. Однако, все предпринимаемые меры не давали существенного результата и вскоре стала очевидной необходимость коренного реформирования всей финансовой системы России.
Проведение финансового контроля в армии во время Крымской войны привлекло внимание к злоупотреблениям в расходовании государственных средств в этой области. Александру II был представлен доклад Государственного контроля о необходимости организовать фактический контроль за деятельностью хозяйственных учреждений армии во время войны. Доводы в пользу этого предложения сводились к тому, что для проверки расходов военного времени недостаточно одной последующей ревизии отчетности и что только сопутствующий войскам контроль может предотвратить и вовремя устранить злоупотребления.
В 1859 году было принято решение о введении предварительного контроля, который является важной частью преобразований Государственного контроля.
Перед предварительным контролем ставилась задача «обнаруживать и пресекать корыстные поползновения на казенную собственность, хотя бы они и прикрывались внешнею формою законности». Однако имелись определенные противоречия во взглядах на предварительный контроль. С одной стороны, указывалось на недопустимость вмешательства государственных контролеров в распорядительную деятельность исполнительной власти. С другой стороны, часть министров рассматривала участие государственных контролеров в работе комитетов и комиссий как возможность разделить ответственность за принимаемые решения. В конечном счете, во многом благодаря такой позиции, государственный контроль в царской России являлся одним из элементов исполнительной власти.
В сложившейся обстановке правительство Александра II сделало некоторые шаги в преобразовании финансово-контрольной системы. С этой целью в 1855 году для изучения постановки контрольного дела в Западной Европе и возможности использования опыта европейских контрольных систем в России за границу был направлен сотрудник Государственного Контроля В. А. Татаринов.
Образование В. А. Татаринов получил в Московском университетском Благородном пансионе, по окончании курса в котором с правом на чин X класса (коллежский секретарь), он, девятнадцатилетний юноша, поступил на государственную службу в Канцелярию Государственного контроля. В 1848 году В. А. Татаринов был назначен членом Общего Присутствия Департамента Гражданских отчетов, а с 4 декабря того же года - вице-директором Канцелярии Государственного Контроля по составлению ревизионного устава с одновременным исполнением обязанностей правителя дел в Комитете по устройству отчетности и ревизии. Вскоре Татаринов был утвержден в качестве члена этого комитета с оставлением в нем же прежних обязанностей правителя дел.
С образованием в 1852 году в составе Государственного Контроля нового центрального учреждения, Центральной Бухгалтерии, Валериан Алексеевич был назначен чиновником особых поручений V класса при Государственном Контролёре. На него был возложен труд организации и заведывания этим новым учреждением с оставлением и прежних обязанностей. 22 сентября 1852 года на Татаринова были возложены новые обязанности правителя дел в Контрольном комитете по изучению и исправлению существовавшей государственной контрольной системы отчетности.
Приобретя солидный служебный опыт, В. А. Татаринов в январе 1853 года был назначен на должность генерал-контролёра Контрольного Департамента Гражданских отчетов. Вся предшествующая деятельность Татаринова как нельзя более отвечала вновь возложенным на него обязанностям. Он в совершенстве усвоил теоретические принципы в сфере контрольного законодательства и на практике ознакомился со всеми недостатками действовавшей контрольной системы.
1.2.Разработка плана реформ системы Государственного финансового контроля
В. А. Татаринов обратил внимание на ненормальное положение отчетности в государстве. Он пришел к убеждению, что России нужен реальный финансовый контроль, обладающий правом и обязанностью указывать хозяйственным учреждениям все их ошибки и ложные приемы, раскрывать и преследовать все злоупотребления и недосмотры в хозяйственных распоряжениях, не соответствующих или вредящих интересам государства.
Вместе с тем В. А. Татаринов уяснил себе и тесную зависимость контрольной реформы от реформы финансовой и окончательно убедился, реформа в контрольной системе не может иметь успеха, или даже, вернее, немыслима без соответствующих реформ в финансовом управлении, в системе смет, счетоводстве и отчетности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андрюшин С.А. Опыт организации государственного финансового контроля в Российской Империи, М.: ИЭ РАН, 2002
2. Богославский Е.А. Значение финансового контроля в системе общего государственного контроля // Право.- 2015. - №3 - С. 46-49.
3. Васильева М.В. Методология формирования эффективной системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля / ДАЙДЖЕСТ-ФИНАНСЫ: № 10 (202) — 2011, с. 31-43.
4. Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. - М., 2011. - 240 с.
5. Гамукин В.В. Финансовые ошибки // Финансовая аналитика. - 2015. - №12. - С. 15-24.
6. Горбунова И. Е. Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации //Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф.- 2014. - С. 67-69
7. Гутцайт Е.М. Эффективность в финансовом контроле: методы оценки //Теория и методология аудита. - 2014. - №4. - С. 3-10.
8. Дементьев Д.В. Областной программный бюджет: необходимость и результативность //Финансы и кредит. 2015. № 7(631). С. 12-23.
9. Дементьева Н.М. Генезис теории и методологии науки о финансах //Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9. С.50-53.
10. Колесов Р.В., Юрченко А.В. Система государственного финансового контроля РФ: проблемы и перспективы: Монография. - Ярославль: ЯФ МФЮА, 2013. - 100 с.
11. Нещадим Е. Г. О содержании бюджетной реформы В. А. Татаринова 1862-1868 гг. // Общество и право. - 2011. - № 1 (33). - С. 43-45.
12. Никольский Д.В. Государственный финансовый контроль в России и реформы В.А. Татаринова // «Финансы». 2003. № 2. С. 72-75.
13. Степашин С. В. Государственный финансовый контроль в России: прошлое, настоящее и будущее // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. - № 5. - С. 13-16.
14. Чхутиашвили Л.В. Аудит эффективности как инструмент противодействия коррупции в РФ // Финансы и управление. - 2014. - №3. - С. 1-22.
15. Широбоков В.Г., Литвинов Д.Н. Государственный финансовый контроль и аудит: ретроспективный анализ и вектор развития // Международный бухгалтерский учет, 2015, № 28. С. 40-53.
16. Ялбулганов А. А. Государственный контролер В. А. Татаринов и реформа финансового контроля в России (1850-1860-ые гг.) // Финансы. - 2000. - № 1. - С. 69-70.
17. Яндиев М.И. Теория финансов: необходима корректировка восприятия //Финансы. 2013. № 5. С.60-63.