Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современный потребитель не знает отсутствия в предложениях согласно своему спросу, а рынок давно не страдает товарным дефицитом. Продовольственный сектор перенасыщен как отечественной, так и зарубежной продукцией, что, помимо, положительного момента - полного снабжения продуктовых ниш, несет в себе и тревожные ноты – соответствие уровня качества продовольственных товаров и их безопасности, предъявленным к ним нормам и стандартам. Поэтому в складывающейся ситуации крайне важна позиция государственной политики, целью которой должна быть борьба и пресечение поступления на рынок некачественного товара, обеспечение продуктовой безопасности, борьба с нарушителями во всех возможных сферах (нормативной; практической в отношении исследований, испытаний и технических характеристик товара) продовольственного направления.
Человеку важно, чтобы приобретаемая продукция была и вкусной, и полезной. Но не всегда качество продуктового товара соответствует необходимым нормам. Возможно ли выполнить возврат продуктов питания? Как это сделать?
Когда покупка вызывает сомнения относительно ее качества, тогда следует убедиться в дефектах и начать процедуру возврата, т.е. требовать выплаты ее полной стоимости или обмена на аналогичный товар, но должного качества.
Правда, практика свидетельствует о том, что продавцы нередко препятствуют выполнению такого требования покупателя, выдвигая обоснованные или нет причины. Бывает, что продавец идет навстречу покупателю и сразу обменивает товар либо возвращает деньги. А бывает, что процедура возврата затягивается на столь длительный период, что клиент не желает тратить время и силы для доведения, начатого дела до конца.
Целью курсовой работы является изучение факторов, сохраняющих качество товаров.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие качества продовольственных товаров;
- рассмотреть показатели качества продовольственных товаров;
- проанализировать факторы, сохраняющие качество продовольственных товаров;
- проанализировать роль доставки в сохранении качества продовольственных товаров;
- рассмотреть хранение товаров в магазине;
- рассмотреть упаковку продовольственных товаров, как фактор, обеспечивающий сохранность качества.
Проанализировав учебную литературу, можно сделать вывод о том, что тема не является достаточно изученной и требует дальнейшего исследования.
Объектом курсового исследования выступает качество продовольственных товаров.
Предмет – факторы, сохраняющие качество продовольственных товаров.
Для изучения выбранной темы, возможно использовать следующие методы: изучение и анализ научной литературы, синтез полученных данных, анализ и оценка факторов, сохраняющих качество продовольственных товаров.
Работа состоит из следующих структурных элементов: введение, 2 главы, 4 параграфа, заключение, список использованных источников, включающий в себя 20 учебных пособий. Объем работы 24 страницы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЧЕСТВА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
1.1 Понятие качества продовольственных товаров
Качество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. С улучшением качества потребительная стоимость продукта повышается.
Особое место в товароведении продовольственных товаров занимает контроль качества, под которым понимают проверку соответствия показателей качества продуктов требованиям нормативно-технической документации. Контроль качества в торговле проводят при приемке, хранении и реализации товаров.
Объектом товароведного исследования является средняя проба, т. е. небольшое количество продукта, взятое для определения качества партии товара. Средняя проба по составу должна быть тождественна всей партии, от которой она отобрана. Техника отбора средней пробы указывается в стандартах на методы испытания.
Законодательством вопрос продовольственных товаров рассматривается в ГК РФ и в ФЗ «О защите прав потребителей». Именно на эти документы следует ориентироваться при возникновении потребности вернуть приобретенный товар в магазин. ГК РФ к продовольственному товару относит продукцию, что находится в магазине (продуктовой базе), и которая может быть использована человеком в пищу после приобретения (либо проведения дополнительных действий с ней).
Товарные группы продовольственных товаров объединяются по схожести их применения, предусматриваются на одинаковую группу покупателей, имеют определенный ценовой диапазон.
Нередко магазины являются узкоспециализированными, т.е. реализуют одну товарную группу: мясная или молочная продукция, кондитерские изделия, кофе и чай, фрукты и овощи, табачная продукция, алкоголь и пр.
Разделение продовольственных товаров на группы по назначению представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 - Разделение продовольственных товаров на группы по назначению
Массового потребления, т.е. их реализация рассчитана на большое количество населения.
Специализированного потребления, т.е. те, что подходят определенной группе населения (например, для диабетиков).
Детское питание, т.е. предназначены товары детей до 3-х лет.
Многие магазины предлагают огромное количество различных товарных групп. Но также есть и специализированные магазины, в которых представлен ассортимент одной группы продуктов.
Безопасность товаров продовольственного ряда — это, прежде всего, исключение неблагоприятных последствий после потребления продукта в нормированном количестве, к которым относятся влияние канцерогенного, токсического или мутагенного характера. Соблюдение безопасности основывается на уровнях содержания биологических, природных, химических элементов в составе продуктового товара.
1.2 Показатели качества продовольственных товаров
Методы определения качества продукции делятся на органолептические и лабораторные.
Оценку качества пищевых продуктов начинают с определения органолептических (сенсорных) показателей, по которым устанавливают степень их доброкачественности и пригодность к употреблению в пищу. Основаны органолептические методы на анализе восприятия органами чувств человека, при этом оцениваются такие свойства продукции, которые нельзя измерить, а можно оценить субъективно по определенной шкале, выраженной в условных баллах. К органолептическим показателям качества относятся внешний вид продуктов (форма, цвет, общая привлекательность), оцениваемый визуально, и вкус, запах, консистенция, определяемые в процессе дегустации. Органолептические показатели являются субъективными, то есть на результат определения качества влияет индивидуальность восприятия свойств продуктов разными людьми. Большое значение в данном случае имеет квалификация кадров, которые проводят дегустацию пищевой продукции. Несмотря на субъективизм, сенсорные показатели качества очень важны, так как они дают основную оценку пригодности пищевых продуктов к употреблению.
Для наиболее полной и объективной характеристики пищевых продуктов, выявления их биологической и энергетической ценности необходимо применять лабораторные, или измерительные методы определения качества, осуществляемые по стандартной методике с использованием инструментального лабораторного оборудования. С помощью этих методов определяют химический состав (содержание полезных веществ и их компонентов), калорийность продуктов и некоторые другие показатели.
Таким образом, оценка качества пищевой продукции должна быть комплексной и всесторонней, ее необходимо провести с использованием и органолептических, и лабораторных методов.
По качеству продовольственные товары подразделяются на классы:
— товары, пригодные к использованию по назначению. Это стандартные товары, которые подлежат реализации без ограничений;
— товары, условно пригодные для использования по назначению. Условно пригодные товары могут быть реализованы по сниженным ценам, отправлены на промпереработку или на корм скоту;
— товары опасные, непригодные для использования по назначению. Это неликвидные отходы, которые не подлежат реализации и не могут быть отправлены для промпереработки или на корм скоту.
С соблюдением определенных правил, они могут быть уничтожены или утилизированы.
В оптовой и розничной торговле реализуются товары, пригодные к использованию по назначению.
При оценке качества продовольственных товаров могут быть выявлены разнообразные отклонения от заданных или ожидаемых требований (дефекты).
Дефекты в товарах могут быть малозначительными, значительными и
Фрагмент для ознакомления
3
1) ФЗ РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.04.2018) «О защите прав потребителей»
2) ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 N 29-ФЗ (последняя редакция)
3) ГОСТ 4427-82. Апельсины. Технические условия
4) ГОСТ 7194-81. Картофель свежий. Правила приемки и методы определения качества.
5) СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов»
6) Абоимова Н.Э. Организация и технология розничной торговли: учебник для учреждений нач. проф. образования / Н.Э. Абоимова. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 256 с
7) Базарова В.И., Боровикова Л.А. и др. Учебник. - М.: Исследования продовольственных товаров. М.: Экономика, 2015. - 350с.
8) Вилкова, С.А. Товароведение и экспертиза хозяйственных товаров: Учебно-практическое пособие / С.А. Вилкова. - М.: Дашков и К, 2015. - 500 c.
9) Дубцов Г.Г. Товароведение продовольственных товаров: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.Г. Дубцов. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2016.— 336 с.
10) Красина Ф.А. Управление персоналом: Учебное пособие. — Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2014. — 177 с.
11) Кременевская М.И. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: Учеб.-метод. пособие. – СПб.: Университет ИТМО, 2015. – 97 с
12) Мальцева, С. В. Инновационный менеджмент : учебник для академического бакалавриата / под ред. С. В. Мальцевой. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 527 с.
13) Маслова, В. М. Управление персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. М. Маслова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 492 с.
14) Памбухчиянц О. В. Технология розничной торговли: Учебник / О. В. Памбухчиянц. — 9 е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. — 288 с.
15) Товароведение продовольственных товаров: краткий курс лекций для студентов 3 курса направления подготовки 38.03.06 Торговое дело / Сост.: Н.А. Колотова // ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ». – Саратов, 2016. – 108 с.
16) Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: учебник/ под ред. А.Н. Неверов, Т.И. Чалых, С.С. Шипилова – ПрофОбрИздат, 2015- 464с.
17) Товароведение продовольственных товаров: краткий курс лекций для студентов 3 курса направления подготовки 38.03.06 Торговое дело / Сост.: Н.А. Колотова // ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ». – Саратов, 2016. – 108 с.
18) Управление персоналом: учеб.-метод. пособие / И.Б. Тесленк; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. – 80 с.
19) Ходыкин А.П., Ляшко А.А., Волошко Н.И., Товароведение непродовольственных товаров: учебник / А.П. Ходыкин, А.А. Ляшко, Н.И. Волошко. - Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. - 540с.
20) Шепелев А.Ф., Кожухова О.И. Товароведение и экспертиза плодоовощных товаров. – Ростов – на – Дону.: Учебное пособие, 2014.- 145 с.