Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования состоит в том, что необходимо осветить вопросы, которые имеют отношение к развитию речи ребенка. От богатого словарного запаса зависит умственное развитие детей, так как содержание исторического опыта обобщается и отражается в речи и еще в словах, то есть их значениях. Сформированность словаря дошкольников служит для того, чтобы дети могли полноценно общаться, а также для того, чтобы была развита личность. Лексика также имеет важное общеобразовательное и практическое значение. Если у ребенка имеется богатый сформированный словарь — это значит, что у него высокое развитие речи. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены направления развития детей дошкольного возраста (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
В направлении познавательное развитие указывается о формировании первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет, не имеет значения, часто или редко он их произносит. Большой запас активного словаря говорит как о богатстве, так и о культуре речи. Пассивный словарь — слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь у человека намного больше и шире, чем активный, так как сюда можно отнести такие слова, которые человек не употребляет, но знает значение слов, а может быть, просто догадывается об этом [24].
Бедность словарного запаса влияет на полноценное общение ребенка с окружающими людьми, а это, в свою очередь, на общее развитие ребенка. Богатый словарь является признаком хорошо развитой речи и показателем более высокого уровня умственного развития. Развитие словаря в свое время является одним из самых главных факторов подготовки к школе. От того насколько у ребенка развит словарный запас, зависит и успешность обучения. Речь взрослого является еще одним образцом для подражания. Так как ребенок постоянно пытается подражать взрослым как в поступках, движениях, так и в словах и предложениях, которые он произносит. Следовательно, взрослый должен отнестись к этому весьма серьезно, поэтому речь должна быть для детей образцом: правильной в грамматическом плане, выразительной с точки зрения интонации, четкой, не тихой, а также не сильно громкой.
Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор обогащения связной речи детей первенствующего значения. Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.
Русские народные сказки как средство обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста
Объект исследования – процесс обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования – русские народные сказки как средство обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования – изучить и проанализировать русские народные сказки как средство обогащения словарного запаса дошкольников.
Задачи исследования:
1) проанализировать русские народные сказки как средство развития и воспитания детей среднего дошкольного возраста;
2) рассмотреть особенности развития речи и пути обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста;
3) провести исследование уровня сформированности словарного запаса детей среднего дошкольного возраста;
4) проанализировать разработку и анализ результатов реализации проекта использования русских народных сказок как средства обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста
Гипотеза исследования: русские народные сказки являются средством обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования: изучение специализированной литературы, диагностировнаие.
База исследования: МБДОУ «Детский сад «Солнышко»
Структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты русских народных сказок как средства обогащения словарного запаса дошкольников
1.1 Русские народные сказки как средство развития и воспитания детей среднего дошкольного возраста
Сказки любят и дети, и взрослые. Сказка - один из основных видов устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. Сказка - произведение, в котором главной чертой является знаки в работе изменить на «установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла» [10]. В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти, куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная… Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил; и глаголов: хвать вместо схватил, поди вместо пойди. Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: маленький, братец, петушок, солнышко. … Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка… (Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо).
Композиция народной сказки:
1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).
2. Основная часть.
3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости. Воспитатель должен понимать, что излишние наставления, по поводу прочитанного приносят большой вред; чаще всего произведение, разобранное на мелкие части, становится менее интересным для ребенка, а потеря интереса приводит к не самым лучшим результатам. Воспитателям и родителям следует полностью довериться воспитательным возможностям художественного произведения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Андреева И. Н., Бадьина К. Ю., Петухова О. А. Народная сказка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста // Proceedings of SOCIOINT 2017. 4th International Conference on Education, Social Sciences and Humanities 10–12 July 2017. — Dubai, UAE, 2017. — Pp. 226–230. Брутова М.А., Буторина А.Н. Социальная педагогика: учеб.- метод. пособие / сост. М.А. Брутова, А.Н. Буторина; Сев.(Арктич.) федер. ун – т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. – 76 с.
2. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду М.: Мозаика – Синтез 2011 – 368 с.
3. Вераксы Н.Е., Коморовой Т.С., Васильевой М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы ФГОС. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Коморовой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с
4. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.
5. Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. — Казань, 2003. – 212 с.
6. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2011. — 528 с
7. Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций. 18 апреля 2014 г.– Мурманск: ГАОУ МО СПО «МПК», 2014. – 380 с.
8. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения./Под ред.А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
9. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: Юрайт, 2012. – 510 с.
10. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: ТЦ Сфера. – 2008. – 96 с.
11. Загвязинский, В. И. Теории обучения и воспитания: учеб. для студентов вузов: рек. УМО вузов РФ по психолого-пед. образованию/ В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. — М.: Академия, 2012. − 257 с.
12. Консультация для педагогов на тему: "Пополнение словарного запаса с помощью игр" - https://multiurok.ru/index.php/files/konsul-tatsiia-dlia-piedaghoghov-na-tiemu-popolnieniie-slovarnogho-zapasa-s-pomoshch-iu-ighr.html
13. Коробейникова А.В. и др. (сост.). II Международная научно-инновационная конференция школьников Открой в себе ученого. - СПб.: Своё издательство, 2015. — 456 с.
14. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А.Александрова и др.– М.: Изд. центр МИРОС, 2001.- 208 с.
15. Модель психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития ребенка с разными возможностями и потребностями: Материалы городского обучающего научно-практического семинара на тему: «Психолого-педагогическая поддержка социализации и индивидуализации ребенка дошкольного возраста». (Санкт-Петербург, сентябрь 2015) / Под. общ. ред. Н.А. Вершининой. – СПб.: Изд-во «Свое издательство», 2015. - 86 с
16. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособие. — М., 2004.
17. Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (1 июня 2018 г.): в 2 ч. / отв. ред. Е.Л. Сорокина. – Новосибирск: Изд-во АНО ДПО «СИПППИСР», 2018. – Ч. 1. – 183 с.
18. Обобщение опыта работы по формированию словаря у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. - https://педпроект.рф/шафалюк-м-н-обобщение-опыта/
19. Профессиональное развитие педагогов дошкольного образования в поликультурном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 28 ноября 2014г. — Иркутск: ФГБОУ ВПО «ИГУ»; Издательство «Аспринт», 2014. — 408 с.
20. Поляк Л. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. Детство-Пресс. – 2008. – 48 с.
21. Развитие речи детей / под ред. Е. И. Тихеевой. — М.: Просвещение, 2005. — 159 с
22. Развитие словарного запаса ребёнка дошкольника. - http://marypop.ru/doshkolnik/rechevoe-razvitie/razvitie-slovarnogo-zapasa-rebyonka-doshkolnika.html
23. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. – 2008.
24. Эльконин Д. Б. Развитие речи в раннем детстве // Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1989. — 236 с