Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной работы определяется необходимостью исследования проблем бюджетной
системы Российской Федерации (РФ), а также обзору направлений ее дальнейшего развития, что
является одним из важнейших факторов экономического роста. В настоящее время происходит
динамичное изменение существующей финансово-денежной системы в связи с продолжающимся
процессом реформирования экономики России.
Бюджетная система − это совокупность финансовых отношений по поводу накопления,
распределения и использования фондов денежных средств. По мнению многих российских
экономистов, корни глубоких экономических проблем России − это слабость нашей финансовой
системы, чрезмерная сырьевая ориентация, недостаточное развитие конкурентной среды.
Управление финансами осуществляется государством, действия которого связаны с организацией
общей финансовой политики, координацией денежных средств, подготовкой финансового
законодательства.
3
1 Бюджетная система Российской Федерации
1.1 Характеристика бюджетной системы Российской Федерации
Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном
устройстве РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов
и бюджетов внебюджетных фондов .
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней :
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных
внебюджетных фондов;
местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских
округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований.
В состав бюджетной системы входят государственные внебюджетные фонды .
Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для
финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления .
1.2 Анализ структуры бюджетной системы РФ
Пенсионный фонд Российской Федерации — крупнейшая организация России по оказанию
социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года
постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР»
.
Создание Пенсионного фонда решило две основные задачи:
1. Формирование средств для выплаты пенсий за счет страховых взносов работодателями за лиц
застрахованных.
2. Выведение пенсионных средств из государственного бюджета и становление самостоятельного
бюджетного процесса.
Основные функции, которые выполняет государственный Пенсионный фонд РФ:
назначение и начисление различных видов пенсий: трудовые пенсии, социальные, для
госслужащих, военнослужащих и др.;
расчеты и осуществление социальных выплат некоторым категориям граждан (ветераны,
инвалиды, др.);
предоставление сертификатов на получение семейного капитала;
регулирование, контроль, распределение средств в пенсионной системе.
4
Несмотря на то, что средства ПФР имеют статус государственных средств, формируются они не за
счет государственного бюджета, а за счет страховых взносов .
Пенсионный фонд выполняет ряд важных функций, среди которых:
1. Назначение и реализация социальных и пенсионных выплат.
2. Индивидуальный учет застрахованных, а также учет поступающих страховых средств.
3. Выдача сертификатов и выплата средств семейного капитала.
У Пенсионного Фонда РФ как у полноценного федерального учреждения имеются неоспоримые
преимущества:
1. Накопительная система дает возможность постепенно увеличивать объем своей будущей
пенсии.
2. Высокая степень надежности фонда: он не исчезнет, не закроется, не прогорит, не
разорится.
3. Государство всегда будет поддерживать ПФР на плаву, в независимости от состояния
экономики и наличия каких-либо кризисов.
Недостатки ПФР :
4. Базой для формирования будущего пособия служит исключительно «белая», то есть
легальная, официальная зарплата. Другими словами, частным предпринимателям и людям,
получающим хорошие деньги «в конверте», такой способ пополнения пенсионного капитала не
подходит.
5. Чтобы сэкономить на взносах, работодатели часто оформляют своих сотрудников на
минимальные зарплаты, ведь взносы идут непосредственно от начальника и не являются
собственностью работника.
6. Некоторый процент от личных отчислений идет не на именной счет застрахованного лица,
а распределяется по счетам других пенсионеров.
7. Находящимися в ПФР средствами может распоряжаться Внешэкономбанк, поэтому
прибыль хоть и идет, но она минимальна.
8. Полноценно оперировать своими средствами вкладчик может только, когда достигнет
пенсионного возраста.
Пенсионная система находится в стадии реформирования последние 17 лет, с того момента, когда
страховые взносы в Пенсионный фонд начали регулироваться государством более тщательно.
Средства, полученные от работодателей и от самих работников, зачисляются в бюджет
Пенсионного фонда Российской Федерации, а затем распределяются для выплаты пенсий и
других выплат нетрудоспособному населению страны. Пенсионный фонд Российской Федерации,
как уже говорилось раннее, является самостоятельной бюджетной организацией.
5
2. Создание в России единой базы данных государственных органов по физическим лицам ее
использование в управлении бюджетами бюджетной системы
2.1. Разработка базы данных государственных органов по физическим лицам ее использование в
управлении бюджетами бюджетной системы
Создание системы единой базы данных государственных органов по физическим лицам ее
использование в управлении бюджетами бюджетной системы это логическое продолжение
проводимых преобразований в сфере управления общественными финансами и адекватная
реакция на принципиальные изменения, как в методах управления, так и в принципах
государственной политики в области информатизации.
В системе базы данных государственных органов по физическим лицам ее использование в
управлении бюджетами бюджетной системы должна обеспечиваться реализация всех бюджетных
правоотношений, реализуемых участниками бюджетного процесса.
Цель базы данных – обеспечение реализации бюджетных правоотношений между
государственными органами и физическими лицами.
Именно комплексная автоматизация финансово-хозяйственной деятельности с обеспечением
преемственности сведений управленческого учета обеспечит прозрачность, открытость и
достоверность организации процессов в органах власти и учреждениях, позволит связать
результаты с затратами и повысить качество финансового менеджмента.
Координатором создания системы является Минфин России. Учитывая межведомственный
характер вопросов, затрагиваемых при создании «Электронного бюджета», участие в работе
принимают все заинтересованные ведомства: Минэкономразвития России, Минкомсвязь России,
Минтруд России и иные. Операторами системы выступают Минфин России и Казначейство России.
Функции операторов разделены по компонентам и модулям системы, автоматизирующим
процессы, бюджетными полномочиями по которым обладают соответственно Минфин России
или Федеральное казначейство, либо процессы, взаимосвязанные с указанными полномочиями.
Это соответствует и мировым тенденциям.
Субъектами базы данных являются все участники бюджетного процесса, а также иные лица,
вступающие в правоотношения с участниками бюджетного процесса.
Схематично функциональная структура системы базы данных государственных органов по
физическим лицам ее использование в управлении бюджетами бюджетной системы состоит из
централизованных и сервисных подсистем и технологического ядра, основу которого составляют
единые реестры, классификаторы, формуляры.
На сегодняшний день пользователи получили возможность работать в подсистеме бюджетного
планирования, в отдельных модулях подсистемы управления расходами, доходами, учета и
отчетности и информационно-аналитического обеспечения.
2.2. Разработка модели мобильного приложения
6
Для того чтобы физические лица имели быстрый доступ созданной системе по расчетам с
бюджетом, было принято решение разработать мобильное предложение.
Мобильное приложение позволило бы вывести на новый уровень качество оказания услуг
населению. Функционал приложения упростил бы заявителям поиск информации по услуге, поиск
адреса и время работы филиала, предварительную запись на прием и т.д.
Основной целью исследования является разработка модели мобильного приложения. Для
достижения поставленной цели были определены следующие задачи: анализ и выявление
недостатков мобильных приложений, определение функционала приложения, разработка
структуры и построение логики приложения.
Тестирование приложений производилось в течение нескольких дней и проводился анализ по
следующим основным параметрам:
1. Функциональные возможности приложения;
2. Дизайн приложения;
3. Работоспособность приложения.
Все анализируемые приложения имели список основных, общих функций. К таким функциям
относятся:
1. Просмотр списка услуг;
2. Просмотр контактных данных;
3. Предварительная запись на прием;
4. Оценка качества предоставления услуг.
Функции, перечисленные выше, являются, как бы, обязательными для приложений такого рода,
так как они представляют весь необходимый функционал для пользователя. Поэтому,
разрабатываемое мобильное приложение, обязательно, будет предоставлять данный
функционал.
Помимо этих основных функциональных возможней, анализируемые приложения имели и другие
функции. Такие как: избранное, вопрос-ответ, настройка, личный кабинет, помощник бизнесмена,
оплата госпошлины. Данные функции являются дополнительными и не всегда будут интересны и
необходимы пользователю. В свою очередь, лишние функциональные возможности нагружают
приложение и делают его менее понятным и лаконичным для пользователя. Также, все
дополнительные функциональные возможности, перечисленные выше, можно найти в других
мобильных приложениях или они попросту не нужны.
Немало важный фактор, на который обращают внимание пользователи – дизайн. Дизайн
приложения должен не только соответствовать стандартам, представленным крупными
компаниями, но и быть современным и красивым. Из 5 тестируемых приложений лишь два
приложения имеют современный, удобный и лаконичный дизайн.
Учитывая то, что многие госорганы имеют ограниченный бюджет на создание мобильного
приложения или вовсе его отсутствие, можно сделать вывод, что заявленная функциональность
7
не всегда работает в штатном режиме. Некоторые функции в анализируемых приложениях не
работали, не загружались (если источником является внешний ресурс) или вовсе закрывали
приложение.
3 Проблемы и перспективы развития
Современная бюджетная система России достаточно противоречива и нуждается в
корректировке.
Необходимо решение следующих ключевых проблем:
высокий уровень концентрации денежных средств в федеральном бюджете государства,
что уменьшает роль региональных и местных бюджетов;
сложившаяся практика формирования территориальных бюджетов, при которой остался
особый механизм централизованно определяемых нормативов отчислений в местные бюджеты;
тенденция переведения затрат вниз без подобающего подкрепления доходами, что ведёт
к дотации ранее сбалансированных местных бюджетов;
принятие федеральными органами власти различных решений, адресованных
нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождающихся необходимыми денежными
средствами;
доминирующее значение регулирующих доходов в общей структуре поступлений денег в
региональные и местные бюджеты и низкая доля закрепленных за территориями налоговых
поступлений;
низкая собираемость налоговых платежей, основными причинами которой оказались:
увеличение неплатежей в отраслях экономики; ухудшение различных макроэкономических и
финансовых показателей в сравнении с принятыми в бюджете; непосредственное уклонение от
уплаты налогов, уход от налогов многими налогоплательщиками, прячущими свои доходы (нет
возможности контролировать все малые и средние компании, уход от налоговой полиции с
помощью наличных расчетов).
Указанные проблемы могут быть разрешены путем теоретической разработки и
соответствующего обоснования главных принципов формирования бюджетной системы России и
формирования реального бюджетного механизма, помогающего реализовать сформированные
принципы на практике.
Большая часть финансовых отношений в различных странах с развитой рыночной экономикой
оказывается вне государственного управления, потому что главная часть денежных средств
формируется и расходуется их владельцами по их усмотрению. На основе кругооборота денежных
средств осуществляется деятельность частных компаний, в связи с этим их финансовые фонды
носят обособленный, децентрализованный характер. Государство влияет на эту сферу финансовых
отношений только через реализацию налоговой политики, регулирование финансового рынка,
регламентацию кредитных отношений, формирование амортизационного фонда и систему
государственной помощи. Осуществляется не управление финансами со стороны государства, а
воздействие через финансы, т.е. выполнение финансовой политики. Анализируя экономическую
8
политику, государство усиливает либо ослабляет собственное вмешательство в регулирование
различных экономических и социальных процессов.
Заключение
В России финансовая система несовершенна. Она содержит как положительные стороны, так и
отрицательные. Необходимы не только экономические реформы, нужны «комплексная
модернизация» всех сфер российского общества, включая проведение рациональной и
ответственной финансовой политики государства, выбор наиболее эффективной модели
социально-экономического развития.
Очевидно, что экономическое развитие России в современных условиях может быть эффективным
только в рамках смешанной экономики, где определяющую роль играет не частная, а
государственная собственность.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145–ФЗ (в ред. 1.07.2016) // Собрание
законодательства РФ. – 2016. – N31. – Ст. 3823.
2. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 N 131–ФЗ (ред. от
25.07.2013) (с изм. и доп., вступившими в силу с 02.08.2013) // Собрание законодательства РФ. –
2003. – N40. – Ст.3822.
3. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании
в Российской Федерации» // КонсультантПлюс ― [Электронный ресурс]. ― Режим доступа. ― URL:
http://www.consultаnt.ru/ populаr/oms/109_5.html
4. Федеральный фонд ОМС: источники доходов и направления расходования средств // Все о
финансах ― [Электронный ресурс]. ― Режим доступа. ― URL: http://finаnsoblog.blogspot.ru/2011/04/blog-post_8576.html
5. Аналитический доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Итоги
пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской
Федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса» [Электронный ресурс] / Режим
доступа. – URL: http://www. minzdravsoc.ru
6. Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления / Ю.А. Беляев. – М.: Прогресс, 2013. – 256
с.
7. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации / П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. – М.:
Дашков и К, 2012. – 340 с.
8. Годин, А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации / А.М. Годин, И.В.
Подпорина. – М.: Инфра–М, 2014. – 352 с.
9
9. Дементьев Д.В. Бюджетная система России / Д.В. Деметьев. – Новосибирск: Новое знание,
2014. – 126 с.
10. Колнооченко, Е. И. Российская пенсионная система: что с ней делать? / Е. И. Колнооченко,
Е. Т. Гурвичю, М. Э. Дмитриев // Журнал Бюджет. – 2016. – № 3 (99). – С.82- 87.
11. Колесник, А. П. 10 лет на защите пенсионных прав граждан / А. П. Колесник // Пенсия. –
2016. – № 9. – С. 64-67.
12. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]
/ Режим доступа. – URL:http://www.minfin.ru //(дата обращения 15.09.2011)
13. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Г.Б. Поляк. – М.: ЮНИТИ, 2014. – 325 с.
14. Поляков А.А. Бюджетная система России / А.А. Поляков. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2014. – 540 с.
15. Сафронов Н.А. Налоговая система РФ / Н.А. Сафронов. – М.: Финансы и статистика, 2016. –
653 с.
16. Соколов А.В. Бюджет и принципы его формирования / А.В. Соколов. – М.: Дело, 2014. – 298
с.
17. Соловьев, А. К. Пенсионное страхование. – М.:НОРМА, 2017. – С.55.
18. Статья [Электронный ресурс] / Режим доступа. – http://www.interfax.ru/business/468689
//(дата обращения 15.09.2017)
19. Фонды Обязательного Медицинского Страхования // Словарь бизнес-терминов ―
[Электронный ресурс]. ― Режим доступа. ― URL: http://dic.аcаdemic. ru/dic.nsf/business/13370
20. Формирование и использование средств внебюджетных фондов // Электронная
библиотека ― [Электронный ресурс]. ― Режим доступа. ― URL:
http://librаry.fentu.ru/book/iu/36/42______.html