Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема предоставления политического убежища в РФ в последнее время является актуальной в связи с возрастанием уровня геополитической напряженности между РФ и странами Запада, одним из результатов которого стал, в том числе политический кризис на Украине. Гарантированное ст. 63 Конституции РФ право на политическое убежище предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства, преследуемым за свои политические убеждения, а также за действия (бездействия), не признаваемые преступлением в РФ, защиту от выдачи другим государствам. Однако в процессе использования лицом данного права в настоящее время присутствует ряд проблем, требующих законодательного разрешения.
В настоящее время в условиях социально-политической нестабильности и угрозы преследования по политическим и иным мотивам, когда в ходе антитеррористических операций сотни тысяч людей вынуждены бежать из своей страны (достаточно вспомнить Сирию, Украину), особую актуальность приобретают вопросы получения убежища и реализации права на убежище, в том числе на территории России.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере политического убежища в Российской Федерации.
Предметом работы выступают правовые нормы, регулирующие институт политического убежища в Российской Федерации.
Целью настоящей курсовой работы является анализ института политического убежища в Российской Федерации.
Согласно поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
– рассмотреть историю возникновения политического убежища;
– проанализировать сущность института политического убежища;
– исследовать правовое регулирование института политического убежища.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, в том числе формальной и диалектической логики, исторический, методы моделирования и прогнозирования, а также метод анализа.
Теоретической основой исследования являются труды таких авторов, как: А.М. Грачева, С.В. Лунин, А.Д. Ванюшина, А.П. Божко, В.А. Прохоренко, А. Шаяхметова, М.А. Тихомирова, др.
Структуры работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика политического убежища
1.1 История возникновения политического убежища
Одно из суверенных прав государства – право предоставления политического убежища иностранным гражданам и апатридам – лицам без гражданства, подвергающимся преследованиям в стране своего гражданства по политическим, расовым, национальным, этническим, религиозным мотивам или опасающимся стать жертвой таких преследований.
Право убежища – одно из старейших и получивших широкое распространение прав, возникновение которого в государствах древнего Востока ориентировочно датируется XX-XVIII вв. до нашей эры. В Древней Руси к середине XI в. сложилась практика предоставления убежища. Сформировавшиеся с целью регулирования данных явлений правила поведения постепенно прочно вошли в общественную и каноническую практику и не требовали какой-либо правовой регламентации. Предоставление убежища регулировалось индивидуальными актами.
Основой становления и дальнейшего развития практики предоставления убежища стало признание действующими источниками церковного права на Руси, постановлений Византийских церковных соборов о праве убежища, обеспечение безопасности и возможности реализации основных естественных прав человека, решение множества как внутригосударственных, так и внешнеполитических задач, ограничение числа случаев кровной мести, укрепление авторитета государства и церкви.
Убежище предоставлялось в двух формах – религиозной и территориальной, каждая из которых имела свои особенности, и применялась исключительно с учетом распределения влияния государства и церкви .
В Древней Руси существовало право «печалования», право ходатайства духовенства за преследуемых лиц, прочно вошедшее в каноническую практику и широко применявшееся практически на всей её территории. Рецепция основных элементов права убежища из стран Древнего мира стала существенным дополнением к праву «печалования». Нередко право «печалования» сопровождалось предварительным предоставлением убежища тому лицу, за которое одатайствовали.
Со временем право «печалования» стало подкрепляться личным, а позднее материальным поручительством. Все это негативно отразилось на функционировании права «печалования» и на вопросах предоставления убежища .
В XIX в. несмотря на заключаемые между странами договора, вопрос о выдаче лиц, преследуемых за политические преступления, многими государствами решался отрицательно. Постепенно политические преступники стали исключаться из договоров о выдаче, в соглашениях многих стран получает закрепление основной принцип права убежища – принцип невыдачи. В Российском государстве еще в 1911 г. существовал закон, который устанавливал выдачу всех виновных в политических преступлениях лиц их странам.
Сложная и противоречивая обстановка сложилась в России в начале XX в. Свержение царизма, приведшее к изменению власти, ознаменовало новую эпоху в развитии Российского государства. Первая мировая война, революция и гражданская война способствовали значительной миграции населения.
Именно в это время в России право убежища впервые в истории получило закрепление в Декрете ВЦИК от 28 марта 1918 г. «О праве убежища»: «Всякий иностранец, преследуемый у себя на Родине за преступления политического или религиозного порядка, в случае прибытия в Россию пользуется здесь политическим убежищем».
Право убежища для революционных политэмигрантов как одно из выражений про¬летарского интернационала было провозглашено Советским государством еще в Постанов¬лении Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета 28 марта 1918 г. С тех пор незыблемый принцип предоставления убежища всем иностранцам, подвергающимся на родине преследованиям за свою, политическую деятельность, научные или религиозные взгляды, неизменно находит закрепление в конституциях всех советских республик. Этот принцип означает не только отказ в выдаче политэмигрантов или их высылке в другие государства, но и максимальное уравнение в правах с советскими гражданами .
Конституция РСФСР 1918 г. гласила, что РСФСР предоставляет право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления (ст. 22).
В Конституции РСФСР 1925 г. говорилось, что РСФСР предостав-ляет право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованиям за политиче¬скую деятельность или за религиозные убеждения (ст. 12).
Статьей 129 Конституции СССР 1936 г. было установлено, что «СССР предоставляет право убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся или научную деятельность, или национально-освободительную борьбу».
Новое положение Основного Закона и о казанное им влияние на другие страны потребовало от идеологов Советского государства подтверждения правильности проводимого партией и правительством курса. Они писали, что «конституции зарубежных социалистических стран восприняли принципиальную позицию Конституции СССР 1936 г. относительно того, кому именно в социалистическом государстве может быть предоставлено убежище.
Как известно, эта позиция отличается от практики конституционной регламентации права убежища в капиталистических странах. Формулировки данной конституционной нормы там обычно неопределенны и содержат положения о предоставлении убежища «политическим преступникам», «лицам, обвиняемым в совершении политических преступлений», «преследуемым по политическим основаниям».
Статья 133 Конституции РСФСР 1937 г. предусматривала, что право убежища предоставляется иностранным граж¬данам, «преследуемым за защиту интересов трудящихся, или научную деятельность, или за национально-освободительную борьбу».
Одной из важнейших особенностей права убежища в РСФСР являлось то, что политические эмигранты пользовались полной свобо¬дой в отстаивании тех политических убеждений, за которые они подвергались преследо¬ваниям у себя на родине.
В Конституции СССР 1977 г. говорилось, что Союз ССР предос-тавляет право убежища иностранцам, преследуемым за защиту интересов трудящихся и дела мира, за участие в революционном и национально-освободительном движении, за прогрессивную общественно-политическую, научную или иную творческую деятельность (ст. 38).
Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ) в ст. 63 устано¬вила, что иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляется политиче¬ское убежище.
Как справедливо отмечает С.А. Авакьян, Конституция РФ не имеет подобных политических окрасок и в большей мере ориентирована на то, что соответствую¬щие деятельность и убеждения человека должны быть прогрессивными и отвечать демо¬кратическим идеалам человечества .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция о статусе беженцев (Заключена в г. Женеве 28.07.1951) // Бюллетень международных договоров. 1993. № 9. С. 6 – 28.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. № 67. 05.04.1995.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
4. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 3032.
5. Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» // Российская газета. № 126. 03.06.1997.
6. Указ Президента РФ от 21.07.1997 № 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» // Собрание законодательства РФ. 28.07.1997. № 30. Ст. 3601.
7. Постановление Правительства РФ от 09.04.2001 № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 16.04.2001. № 16. Ст. 1603.
8. Приказ МВД России от 07.11.2017 № 838 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2017 № 49120) // СПС «КонсультантПлюс».
9. Определение Конституционного Суда РФ от 30.09.2010 № 1317-О-П «По жалобе Закарии Мусы Ясира Мустафы, Маланга Сулеймана и ряда других иностранных граждан на нарушение их конституционных прав подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона «О беженцах» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 2. 2011.
10. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс. Том 1 – М.: Инфра-М, 2010. 287 с.
11. Галенко С.С. Политическое убежище в РФ // Интеграция наук. 2018. № 4 (19). С. 272-274.
12. Грачева А.М. О некоторых аспектах порядка предоставления политического убежища в Российской Федерации // Право и проблемы функционирования современного государства: сборник материалов 24-й международной научно-практической конференции. НИЦ «Апробация». 2017. С. 4-7.
13. Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 томах / С.В. Арбузов, Т.В. Бережная, И.А. Володько и др.; под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. Москва: Проспект, 2015. Т. 1. 432 с.
14. Кузнецова А.В. Право убежища // Право. Общество. Государство Сборник научных трудов студентов и аспирантов. Санкт-Петербург, 2018. С. 148-150.
15. Лунин С.В., Ванюшина А.Д., Божко А.П. К вопросу о процедуре получения политического убежища в Российской Федерации // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 3 (19). С. 605-609.
16. Пастухов Р.О. Процедура предоставления политического убежища в России и США // Миграционное право. 2017. № 2. С. 17-20.
17. Прохоренко В.А. Право на убежище в России: понятие, виды и субъекты // Молодежный научный вестник. 2017. № 5 (17). С. 345-350.
18. Томилова И.И., Федотов С.Е. Правовой институт политического убежища в законодательстве российской федерации // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей III Международной научно-практической конференции: в 2 ч.. 2017. С. 70-72.
19. Шаяхметова А., Тихомирова М.А. Политическое убежище в России: правовой и политико-дипломатический аспект // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2018. № 8 (24). С. 105-110.