Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Начиная с конца XX века, телевидение для детей в России, переживает
этап кризиса, так как контент детских телеканалов не имеет государственного значения, когда
были бы четко регламентированы цели, задачи и пути развития детского телевещания. Юный
зритель сталкивается с однообразными по жанру программами, тематика которых сужена, на
многих телеканалах практически исчезло понятие разграничения телепередач по возрастным
группам. Все большую роль играет коммерциализация телевизионного эфира. На
общегосударственных телеканалах не хватает или отсутствуют образовательные, культурные и
просветительские передачи. Делать программы такого рода экономически не выгодно.
Практически половина эфира детских телеканалов принадлежит анимационному жанру
американского и японского производства.
Глава 1. Теоретические основы изучения влияния медиатехнологий на социализацию личности
1.1 Медиатехнологии в жизни современного человека
С появлением телевидения возник вопрос создания детского контента. Прежде всего детское
телевидение и передачи создавались с целью воспитания, обучения и развития юных зрителей.
Детское вещание в Советском Союзе началось в 1939 году с передачи «С новым годом», в январе
1940 года юные зрители увидели новогоднее представление «Зайкин дом». На советском
телевидении детские программы приоритетно были направленны на образование и
3
социализацию ребенка, а уже второстепенно на развлечение. Финансирование таких программ
осуществлялось за счет государственных средств и не предполагало никакой коммерческой
выгоды. Основная цель - максимальное качество передач.
Детское телевидение в СССР обучало, развлекало и даже готовило к дальнейшей жизни. После
распада СССР, перехода российского телевидения в частные руки встал вопрос о продолжении
вещания для детей.
В первую очередь свои позиции сохранили культовые программы: «Спокойной ночи, малыши!»,
«Ералаш», «До 16 и старше...». Некоторые проекты («АБВГДейка») были остановлены из-за
проблем с финансированием, но продолжали транслироваться в виде повторов старых выпусков.
Менее известные «Детский час» и «Сказка за сказкой» обосновались на других каналах. Но в
целом детский сегмент телевидения, как отмечают исследователи, «обошелся малыми
потерями». Среди продолжавших выходить передач был и «Марафон-15» (1989 - 1998) Сергея
Супонева. Именно она в чем-то стала переломной для пусть и не детского, но юношеского
телевидения.
В 1991 году «Первый канал» (название используется с 1 октября 2000 года; в период с 27 декабря
1991 года по 31 марта 1995 года - «1-й канал Останкино»; с 1 апреля 1995 года по 30 сентября
2000 года - «ОРТ») к блокам мультфильмов и сохранившимся телепередачам добавил новые,
занимая до этого пустующие или освобождающиеся ниши: появились программы, раскрывающие
творческие способности детей; интеллектуальные олимпиады; проекты развлекательного
характера.
«Утренняя звезда» Юрия Николаева (1991 - 2003 гг.) давала возможность показать певческие
способности юных талантов, пробуждая веру в то, что каждый может оказаться на сцене и обрести
известность. Телевизионная олимпиада «Умники и умницы» (с 1992 г.), созданная заведующим
кафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО
Юрием Вяземским, давала шанс интеллектуально одарённым детям подготовить себя и поступить
в одно из известнейших учебных заведений страны.
В 1992 году стартует проект Владислава Листьева «Звездный час» для школьников 8 - 10 классов.
Поменяв несколько ведущих и авторов, в 1993 году проект переходит к Сергею Супоневу (до этого
создавшего проект «Марафон- 15» и участвовавшему в создании «До 16 и старше» для
молодёжи), «звездный час» наступает у всего детского российского телевидения. С. Супонев
поднимает планку качества программ для массовой аудитории. Чуть позже, когда Су- понев станет
настоящим профессионалом детского телевидения, многие, знавшие его, будут удивляться: из
чего вырос этот профессионализм? Сам Сергей ответит на это коротко: «Я просто люблю детей».
1.2. Нравственное значение телевидения и проблема организации медиабезопасности детей на
примере телевидения
Нравственное воспитание детей является главной задачей современной образовательной
системы и важным компонентом социального заказа образованию. Основная роль в духовнонравственном укреплении российского общества отводится образованию. Концепция духовнонравственного развития и воспитания является методологической основой разработки и
реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Она указывает цели и задачи духовно-нравственного воспитания личности, систему базовых
национальных ценностей, принципы её духовно-нравственного развития и воспитания. [11, с.99]
Необходимо, чтобы воспитание ориентировалось на достижение поставленного идеала.
Современный национальный воспитательный идеал - это нравственный, креативный,
4
компетентный гражданин Российского общества, понимающий ответственность за настоящее и
будущее своей страны.
Духовно-нравственное развитие составляют базовые национальные ценности: воспитание и
социализации. Данные ценности хранятся в традициях культурны и семьи, передаются из
поколения в новое поколение. Опираясь на эти ценности, человек может противостоять любым
негативным влияниям.
Задачей духовно-нравственного воспитания является то, что социально обязательные требования
общества учитель должен преобразовать в личностные ценности каждого ученика: долг, честь,
совесть, достоинство. Следовательно, определяя задачи начального образования, учителю
надлежит опираться на положение, что перед ним - личность ученика, значит надо обеспечить
целостное развитие этой личности, его социализацию, становление элементарной культуры
деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. [2, с.81]
Глава 2.Анализ содержания программ детских телеканалов
2.1.Требования к программам детских телеканалов
По мнению исследователей, чтобы программы для детей соответствовали возрасту зрителей и не
утратили воспитательной и образовательной функций, важно при их создании учитывать ряд
принципов. Рассмотрим их подробнее:
1. Экологичность. Данный термин понимается как художественное исполнение и техническое
мастерство изготовляемого телевизионного продукта, его соответствие стандартам качества
телевидения и критериям психологической безопасности.
2. Социокультурная и психологическая адаптивность телевизионной продукции, ее соответствие
возрастным особенностям зрителей.
3. Соответствие детских телепередач культурным традициям государства. Детское телевидение
должно способствовать освоению ребенком системы ценностей, присущей российскому образу
жизни. Такой подход к организации детского телевидения гармонично сочетается с
общечеловеческими ценностями.
4. Развитие субъективности ребенка в социальном мире. Под этим принципом можно понимать
изучение внутреннего субъективного мира личности. Телевидение, способствующее развитию
личности, должно быть сфокусировано на достижении взаимосвязанных целей - саморазвития
ребенка как личности и его успешной социализации.
5. Креативность детских телепередач. Это принцип следует понимать, как развитие эстетического
чувства, внутреннего внимания и творческого воображения, способности к раскрытию смысла и
символическому прочтению художественного образа.
6. Целостность детских телепередач. Это объединение традиций семейного воспитания,
содержания школьного образования, педагогических усилий и политики государства в отношении
детского телевещания [6].
Для юных телезрителей предусмотрены специализированные программы и телепередачи,
которые являются элементом СМИ, и, следовательно, могут с этой точки зрения быть
проанализированы.
В настоящее время в России детское телевидение представлено преимущественно телеканалом
«Карусель». Проанализировав медиаконтент, этого телеканала, мы выяснили, что более
5
половины, а именно 75% телепрограмм для детей производится по собственному формату,
меньше 20 % производят другие российские телекомпании, при этом 6% программ - результат
совместной работы телеканала и производящих телекомпаний.
2.2. Характеристика программ современного детского телевидения
Телеканал «Карусель» - государственный федеральный телевизионный канал для детей и
юношества. Самый крупный детский телеканал России. Зона вещания: РФ, Европа, США, ОАЭ,
Израиль, Канада, Индия. Создан при поддержке «Первого канала» и ВГТРК 27 декабря 2010 года.
Телеканал 24 часа в день демонстрирует телевизионные программы, фильмы, мультфильмы.
Подготовка передач для детей осуществляется под контролем детских психологов. Главная
особенность детского телеканала в том, что он в свою сетку вещания включает программы как для
самых маленьких, так и для детей подросткового возраста [7].
Принцип экологичности создания детских телепередач в полной мере соблюден на канале
«Карусель» В качестве примера приведем телепередачу «Давайте рисовать!», формат которой
создан совместно с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В
программе юные художники знакомятся с направлениями изобразительного искусства и
работами известных художников.
Каждый выпуск передачи построен таким образом: 1. рассмотрение творчества, манера работы
конкретного художника; 2. проведение мастер-класса; 3. обзор рисунков, присланных юными
зрителями в студию. Несмотря на серьезную тематику передачи, ее авторы учли возраст
маленьких зрителей. И обыграть серьезность программы помогают ведущие - Фея Фиалка и
Каляка Маляка - которые в игровой форме рассказывают детям об истории живописи.
Принцип целостности представлен социокультурной и психологической адаптивностью
телевизионной продукции, ее соответствием возрастным особенностям зрителей. Так, на
телеканале «Карусель» соблюдены нормы разделения телепередач по возрастным категориям.
Именно поэтому для детей дошкольного возраста существует проект «Ранние пташки». Во время
эфира транслируются обучающие мультсериалы. Для детей постарше существуют программы
«Плясс-класс», интеллектуальная программа «Пойми меня», «Навигатор Апгрейд Дайджест» и
другие.
Заключение
Информационные технологии очень глубоко проникли в жизнь современного человека, и даже
более того - без информационных технологий современное общество не сможет существовать в
том виде, в котором оно находится сейчас.
Одним из факторов социализации в современном мире является СМИ, СМК, которое все больше
распространяется через Интернет
Виртуальная среда выступает альтернативной реальностью, в которой возможно абстрагироваться
от проблем окружающего мира, пытаться исправить любую ошибку неоднократных попыток,
экспериментировать, самостоятельно принимать решения, вне зависимости от результата.
Новизна и большие возможности сети Интернет привлекают индивидов, тем самым, оказывая
значительное влияние на их социализацию.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
6
1. Андреева, Г.М Социальная психология.- М.: Аспект Пресс, 2001. - 384с
2. Андреенкова, Н. В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып.
3. М., 1970;
3. Бондаренко, С.В. Социальная система киберпространства как новая социальная общность
// Научная мысль Кавказа. Приложение. - 2002. - № 12 (38). - 32-39с.
4. Бузин, В.Н. Основы медиапланирования: Курс лекций. - М.: Изд-во Международного
института рекламы, 2002. - 208 с.
5. Долгов, Ю. Н., Развитие культуры медиапотребления: социально-психологический подход/
Ю.Н. Долгов, А.С.Копова, Г.Н. Малчнко. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2009. - 208 с.
6. Засурский, Я. Н. Информационное общество, интернет и новые средства массовой
информации. - М. - 2001. - 21. - 25 с.
7. Кавецкий, И.Т Основы психологии и педагогики/ И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А.
Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А.Лобан, С.В. Старовойтова. - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
8. Книжникова С. В. Медиабезопасность подрастающего поколения: минимизация угроз
девиантного поведения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 37. - С.
236-240. - URL: http ://e-koncept.ru/2015/95670.htm.
9. Книжникова, С.В. Девиантология для педагогов и психологов: учебное пособие/ М.-
Берлин: Директ-Медиа, 2014 . - 363 с.
10. Мясникова, М.А. О функционально-деятельностном анализе телевидения // Известия
Уральского государственного университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. –
2009. – N 4 (68). – С. 71-79.
11. Плешаков, В.А. Особенности виртуальной компьютерной социализации личности //
Проблемы педагогического образования: Сборник научных статей. - Вып. 25. /Под ред. В.А.
Сластенина, Е.А. Левановой. - М.: МШ У-МОСПИ, 2006, 23-25с.
12. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000, - 712 с.
13. Столяренко, Л.Д Социальная психология.- Р-н-Д.: «Феникс», 2009.- 251с.
14. Филонов Г.Н. Телевидение и воспитание II Педагогика. 2007. № 10. С. 29-32.
15. Цвиг В.А. Телевизионная журналистика: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 182 с.
16. Челышева И.В. Особенности организации медиаобразовательного процесса в молодежной
аудитории // Медиаобразование. - 2011. - № 2. - С. 25-35.