Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что новая система образования в России на современном этапе развития ориентирована на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство и требует от современного педагога иного отношения и иных подходов. Развитие информационных технологий заставляет педагогов не просто «идти в ногу со временем», а быть первыми в этом строю, поскольку современное поколение учащихся почти «с пеленок» владеет навыками компьютерной грамотности.
Одной из особенностей нового федерального государственного образовательного стандарта является его ориентация на ИКТ-компетентность. Все уроки современной школы должны содержать элементы ИКТ-технологии. Предметы история и обществознание не являются исключением.
Для сегодняшних учеников электронный способ получения информации стал естественным и неотъемлемым. Сеть - это досуг, место встреч и общения, и, конечно же, рабочий инструмент в добывании знаний.
Понятно, что сегодня недостаточно ораторского искусства педагога, недостаточно прекрасных по содержанию учебников. Современный урок сегодня – это не просто информативная единица, а комплексный, личностно-образующий и социализирующий элемент.
Одним из средств формирования ИКТ-компетентности на уроках являются электронные образовательные ресурсы (далее ЭОР).
ЭОР называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере.
В литературе приводятся различные классификации электронных образовательных ресурсов:
• по типу среды распространения и использования: Интернет-ресурсы, оффлайн - ресурсы, ресурсы для «электронных досок»;
• по виду содержимого контента – электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы;
• по реализационному принципу – мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения;
• по составляющим входящего контента – лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительные материалы.
Также можно выделить ЭОР для работы как непосредственно на занятиях, так и для самостоятельной работы учащихся как в классе, так и дома.
Для визуализации обучения на уроках учителя активно применяют специализированные предметные электронные ресурсы. Существует ряд сайтов, (www.edu.ru, http://school-collection.edu.ru, http://fcior.edu.ru, http://learningapps.org, http://univertv.ru), где в широком доступе находятся предметные, тематические цифровые и электронные образовательные ресурсы, сайты моделирования и конструирования, а также сайты, где можно увидеть и услышать онлайн мнение или ответ на вопрос от знаменитых ученых и деятелей культуры.
Цель исследования заключается в анализе возможностей использования интернет-ресурсов в преподавании истории как средства визуализации образовательного прпоесса.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• Изучить современную систему средств обучения;
• Рассмотреть понятие и основные характеристики электронных образовательных ресурсов;
• Проанализировать практические аспекты использования ЭОР на уроках истории как средство визуализации образовательного процесса.
Объект исследования – процесс преподавания физики истории в средней школе.
Предмет исследования – использование ЭОР в преподавании истории.
Методическую базу исследования представляют собой методы систематизации и детализации данных, метод теоретического анализа, методы проектирования и моделирования, метод структурного анализа данных.
Теоретическую базу работы составили труды таких отечественных исследователей в области педагогики и Интернет-технологий: Мякишева Г. Я., Буховцева Б. Б., Сотского Н. Н., Захаровой И. Г., Полат Е. С., Бухаркина М. Ю ., Федотовой Е. Л. Макаровой Н. В и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Электронные образовательные ресурсы в обучении истории
1.1. Современная система средств обучения
Для достижения образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, в школе необходимо использовать современные средства обучения.
Современная система средств обучения обеспечивает выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), является составной частью всех уровней информационно-образовательной среды образовательного учреждения и обеспечивает все составляющие образовательного процесса.
Прежде чем детализировано рассматривать современную систему средств обучения и систему средств преподавания истории, в контексте данного вопроса целесообразно рассмотреть понятие и сущность средств обучения, как педагогической категории. В соответствии с этим отметим, что на сегодняшний день не существует единого определения средств обучения. Таким образом, рассмотрим основные трактовки вышеупомянутого понятия.
По мнению А. Н. Щукин «…средства обучения – это большой объем учебного оборудования, что используется в системе познавательной деятельности» .
По мнению Е. Л. Федотовой «средства обучения это составная часть методов учебно-педагогической деятельности, целевым назначением которых является определенные разовых действий посредством использования соответствующего оборудования учебного характера, направленных на реализацию требований тех или иных методов».
Ещё одной распространённой трактовкой понятия «средства обучения» является определение Е. Л. Федотовой . В соответствии с трудами данного исследователя, средства обучения – это источник получения знаний, формирования умений, в форме наглядных пособий, учебников, дидактических материалов, технических средства (ТСО), оборудования, станков, учебных кабинетов, лабораторий, ЭВМ, ТВ и других средства массовой коммуникации.
По нашему мнению, наиболее точным определением средств обучения всё же является определение, данное А. Н. Щукиным «средства обучения – это большой объем учебного оборудования, что используется в системе познавательной деятельности» .
Говоря же о функциональном и целевом назначении системы средств обучения, следует отметить, что средства обучения призваны обеспечить создание учебной и предметно-деятельностной среды, содействующей:
1) достижению планируемых результатов освоения предмета всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
2) выявлению и развитию индивидуальных способностей обучающихся;
3) работе с талантливыми и одаренными детьми;
4) использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
5) эффективной самостоятельной работе обучающихся.
Кроме того, рассматривая целевое назначение системы средств обучения непосредственно по отношению к преподаванию истории, следует отметить, что системы средств обучения должна способствовать
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. -М, «Прогресс», 1974 -180 с.
2. Баженова С.А. Использование образовательных электронных ресурсов при обучении информатике будущих социальных педагогов в педагогическом колледже: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.
3. Белоус Е.С. Интернет-порталы как средство обучения педагогов созданию электронных ресурсов в рамках повышения квалификации по информатике: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013.
4. Беляев М.И., Григорьев С.Г., Демкин В.В. Теория и практика создания образовательных электронных изданий. М., 2003. 241 с.
5. Бершадский М. Е. Классификации технологий учебного процесса//Профильная школа. -2014. -№1. -С. 22-33.
6. Бородовская А.Ю. Дизайн электронных образовательных ресурсов в контексте когнитивного восприятия текста читателями: дис. … канд. пед. наук. Казань, 2016
7. Босова Л.Л. Какие электронные образовательные ресурсы нужны современной школе // Электронный ресурс: it-n.ru/attachment.aspx?id=159475.
8. Бочаров А.В. Алгоритмы использования основных научных методов в конкретно-историческом исследовании. Учебное пособие. -Томск: Изд-во НТЛ, 2007 -140 с.
9. Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. -М.: Просвещение, 1972 -434 с.
10. Визуальные образы прошлого: новые стратегии использования в образовательной и исследовательской практике/под ред. В. А. Зверева, О. М. Хлытиной. -Новосибирск, Изд: НГПУ, 2014 -180 с.
11. Вяземский, Е.Е. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории как теоретико-методологическая основа модернизации системы повышения квалификации преподавателей истории [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://net-edu.ru/sites/default/files/file/sec4_st4.pdf.
12. Вяземский, Е.Е. Методика преподавания истории в школе [Текст] / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М. : Владос-Пресс, 1999.
13. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школ. -М.: Просвещение, 1988 -208 с.
14. ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения [Электронный ресурс]. URL: http:// standartgost.ru/g/ГОСТ_Р_52653-2006
15. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200082196
16. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению Педагогическое образование (бакалавр). – Бишкек, 2013. – 176 с.
17. Дорожкина, Н.И. Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций [Текст] / Н.И. Дорожкина. – М. : Вако, 2009.
18. Единые требования к электронным образовательным ресурсам. М., 2011
19. Ежова Н.М. Возможные подходы к организации информации в учебных средах (оболочках)//Международная научно-технической конференции «Наука и образование»,2006. . -Режим доступа: http://www.vischool.rxt.ru/texts/ezh_2006.htm.
20. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Г.А. Бордовский, И.Б. Готская, С.П. Ильина, В.И. Снегурова – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 31 с.
21. Калдыбаев С.К., Касымалиев М.У., Онгарбаева А. О роли информатизации в системе образования // Международный журнал экспериментального образования. – М., 2016. – №6; часть 2. – С.211–213.
22. Коваль, Т.В. Методика организации работы с визуальными источниками [Текст] // История и обществознание в школе. – 2006. – № 10.
23. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования [Текст] / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. – М. : Academa, 2001.
24. Кондаков А.М. Образование как ресурс развития личности, общества и государства: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2005.
25. Конфуций. Цитаты и пословицы. - Режим доступа: http://citaty.socratify.net/konfutsii/14444.
26. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул, Изд-во Алтайского государственного университета, 2002. -146 с.
27. Лейбова Е. К. Методика обучения старшеклассников приемам работы с устными историческими источниками (на примере курса истории России XX -XXI вв.) автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -Новосибирск, Изд: НГПУ, 2006 -18 с.
28. Мосунова Л.А. Актуальные вопросы современного книгоиздания // Advanced science. 2017. № 3. С. 463–472.
29. Мосунова Л.А. Теоретические подходы к определению понятия «смысловое восприятие информации // Научно-техническая информация. Серия 1, Организация и методика информационной работы. 2017. № 7. С. 1–9.
30. Путешествуя по ЦОР по истории и обществознанию [Электронный ресурс]. URL: http://www.openclass.ru/node/107299
31. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях [Электронный ресурс] : СанПиН 2.4.2.2821-10.– Режим доступа : http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html.
32. Солнышкова О.В. Повышение эффективности подготовки студентов в процессе использования интерактивных электронных образовательных ресурсов: дис. … канд. пед. наук. Бийск, 2013.
33. Телегин А.А. Совершенствование методической системы обучения учителей разработке образовательных электронных ресурсов по информатике: автореф. дис. ... канд. пед. наук Курск, 2006.
34. Федеральное агентство по образованию: [сайт]. URL: http://www.ed.gov.ru/ news/konkurs/5692#q1
35. Федотова, Е. Л. Информационные технологии в науке и образовании: учеб. пособие для магистров, обучающихся по специальностям: 552800 "Информатика и вычислительная техника", 540600 "Педагогика" : рекомендовано учебно-методическим советом Моск. гос. ин-та электронной техники (Технического ун-та) / Е. Л. Федотова, А. А. Федотов. – Москва : Форум: ИНФРА-М, 2013
36. Что такое ЭОР и ЦОР? [Электронный ресурс]. URL: http://depsamobr.ru/ node/630.html
37. Шахмаев, Н.М. Физический эксперимент в средней школе в 2 Ч.: пособие для учителя - Москва:Мнемозина – 2010
38. Шишлина Н.В. Автор электронного курса: учебно-методическое пособие. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015
39. Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Филоматис, 2006
40. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах [Электронный ресурс]. URL: http://www.ict.edu.ru/ft/005823/EOR_ NP_v_voprosah_i_otvetah-1.pdf
41. Boucher, A. (1998). Information technology-based teaching and learning in higher education: a view of the economic issues // Journal of Information Technology for Teacher Education. – 7 (1). – 87–111