Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы обусловлена тем, что институт гражданства (подданства) - это один из неотъемлемых признаков любого суверенного государства, который по своему содержанию является многосложным явлением. Его содержание и регулирование во многом определяются экономическими, информационными, внутриполитическими и международными факторами в зависимости от проводимой государством политики. Институт гражданства (подданства) продолжает постоянно развиваться и этот процесс будет длиться столько, сколько будут существовать государства и межгосударственные отношения.
На первый взгляд ситуация в сфере миграции, получения гражданства Российской Федерации не внушает серьезных опасений. Традиционно наша страна вела сдержанную политику в этом вопросе.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи приобретением и прекращением Гражданства Российской Федерации. Данный институт включает в себя различные аспекты - социальные, экономические, культурные, правовые.
Предметом исследования данной работы являются нормы действующего конституционного законодательства и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением гражданства РФ, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью данной работы ставится комплексное изучение особенностей приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации и выявление проблем в правовом регулировании данных отношений.
Задачами работы является:
• проанализировать правовое регулирование приобретения гражданства РФ;
• исследовать основания прекращения гражданства РФ;
• выявить проблемные аспекты института гражданства;
• определить перспективы развития правового регулирования гражданства РФ.
Нормативно-правовой основой данной работы являются следующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Федеральный закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и другие.
В работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, исторический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Структура работы: введение, две главы, объединяющие в себе шесть параграфов, заключение и список литературы.
1. Правовое регулирование приобретения и прекращения гражданства РФ
1.1. Приобретение гражданства РФ
В соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» российское гражданство может быть приобретено: по рождению; в результате приема в гражданство; в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным данным Законом или международным договором Российской Федерации.
В марте 2014 г. на территории постсоветского пространства имело место уникальное по своей беспрецедентности событие - воссоединение Российской Федерации с Республикой Крым.
Надо отметить, что присоединение какой бы то ни было территории всегда сопровождается и «присоединением» населения, на этой территории проживающего. В свою очередь, между населением и государством существует устойчивая политико-территориальная правовая связь, формализованная в институте гражданства.
Всего за 11 дней территория, некогда входившая в состав Украины, успела приобрести как статус независимого государства, так и войти в состав Российской Федерации в качестве двух ее новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь.
С появлением новой территории возникает вопрос легализации жителей, на ней проживающих. В случае с присоединением Крыма власти Российской Федерации проявили значительное усердие, предоставив всевозможные гарантии скорейшего получения российского гражданства практически всему крымскому населению. Вместе с тем практика паспортизации крымчан показала, что далеко не каждый обрадовался своему новому статусу.
Характер вышеописанных территориальных преобразований обусловил осуществление населением права на самоопределение путем сецессии. Представляется, что в случае одностороннего выхода части территории из состава одного государства с провозглашением своей независимости и последующим вхождением в состав другого вопросы гражданства населения на вновь присоединенных территориях должны решаться посредством оптации.
Представляется, что говорить о признании гражданства можно в двух случаях:
1. Государство «A» присоединяет государство «B». Государство «B» прекращает существовать как независимое, а его население признается гражданами государства «A». Так, ст. 10 Конвенции о сокращении безгражданства 1961 г. устанавливает, что любой договор между договаривающимися государствами, который предусматривает передачу территорий, должен включать постановления, которые гарантировали бы, что никто не станет апатридом в результате этой передачи. При отсутствии таких положений государство, которому передается территория, дарует свое гражданство таким лицам, которые иначе стали бы апатридами в результате этой передачи.
2. Лица не утрачивали своего гражданства, но возникали сложности его подтверждения. Сущность признания состоит в том, чтобы лица, имевшие тесные связи (политические, культурные, экономические, родственные и др.) с соответствующим государством, имели гарантированную возможность получить подтверждение своего гражданства и в результате обладать паспортом РФ. Так, Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. N 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» определяются условия и порядок приема в гражданство Российской Федерации для отдельных категорий лиц, находящихся на территории России. К ним, в частности, относятся лица, состоявшие на 5 сентября 1991 г. в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 г., не приобретшие гражданства России в установленном порядке. По сути, это те лица, которые свою гражданскую принадлежность не утрачивали, но документально подтвердить гражданство не могут.
Особенность отношений по признанию гражданства состоит в отсутствии специально выраженного волеизъявления лица о приобретении или утрате гражданства. Правоотношение по признанию может возникнуть лишь в случаях, требующих удостоверения со стороны государства факта принадлежности лица к гражданству. Таким образом, суть признания гражданства заключается в установлении уже имеющейся политико-правовой принадлежности к тому или иному государству. Признание как юридический факт не порождает состояния нового гражданства, а лишь подтверждает наличие имеющегося.
Что же касается вопроса гражданской принадлежности жителей Крыма, то ни к первой, ни ко второй категории лиц их отнести нельзя.
Как было сказано выше, Договор и ФКЗ N 6-ФКЗ в качестве основания приобретения гражданства Российской Федерации используют механизм признания. Так, ст. 5 Договора и ст. 4 ФКЗ N 6-ФКЗ предусматривают месячный период, в течение которого человек должен (т.е. обязан) заявить о своем желании сохранить имеющееся гражданство (т.е. гражданство Украины), чтобы не стать российским гражданином.
Таким образом, закрепление в Договоре слишком малого срока не позволяет сделать правильный выбор, просчитать все «за» и «против» и, по сути, определить свою судьбу и судьбу своих детей относительно того, какой стране служить, перед каким государством нести обязанности.
Несмотря на неоднозначность и фактическую неисполнимость предложенных в Договоре условий, Конституционный Суд РФ признал ст. 5 рассматриваемого Договора не противоречащей Конституции Российской Федерации, «поскольку (ст. 5) не принуждает к отказу от имеющегося на день принятия Республики Крым в Российскую Федерацию гражданства и гарантирует приобретение, при желании, гражданства Российской Федерации, без необходимости предпринимать для этого какие-либо действия».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994.
2. Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. Подписан в г. Москве 18.03.2014. // Собрание законодательства РФ, 07.04.2014, N 14, ст. 1570.
3. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.; ратифицирован Российской Федерацией 15 декабря 1996 г.) // Собрание законодательства РФ. 2005. N 7. Ст. 495.
4. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
5. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.06.2002, N 22, ст. 2031.
6. Федеральный закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // Собрание законодательства РФ, 31.05.1999, N 22, ст. 2670.
7. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.
8. Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4571.
9. Указ Президента РФ от 22.06.2006 N 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // Собрание законодательства РФ, 26.06.2006, N 26, ст. 2820.
10. Приказ Минтруда России от 13 июля 2015 года N 446н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» // Рос. газ. 2015. 3 августа. N 169.
11. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ) // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15635.
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 19 марта 2014 г. N 6-П // Российская газета. 2014. 20 марта. N 63.
13. Определение Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2015 г. N 2740-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2016. N 2.
14. Решение Реутовского городского суда Московской области от 22 июля 2015 г. по делу N 2-794/2015. URL: https://rospravosudie.com/court-reutovskij-gorodskoj-sud-moskovskaya-oblast-s/act-494704146/
15. Решение Химкинского городского суда Московской области от 15 мая 2015 г. по делу N 2-3703/2015. URL: https://rospravosudie.com/court-ximkinski-gorodsko-sud-moskovskaya-oblast-s/act-489102046.
16. Решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 8 апреля 2015 г. по делу N 2-745/2015. URL: https://rospra-vosudie.com/court-severskij-rajonnyj-sud-krasnodarskij-kraj-s/act-488070418;
17. Агрба А. Второе гражданство граждан России // ЭЖ-Юрист. 2015. N 1 - 2.
18. Алехин А.Е. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» нуждается в совершенствовании // Российская юстиция. 2016. N 9.
19. Бабурина В.Л. Признание носителем русского языка как правовое основание приобретения российского гражданства в упрощенном порядке // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 4.
20. Багаутдинов Ф.Н. Новый вид преступности и вопросы российского гражданства // Законность. 2016. N 12.
21. Ванюшин Я.Л. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.
22. Вискулова В.В. Некоторые размышления об ограничении избирательных прав бипатридов // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 5.
23. Заметки о Крыме // Новая газета. 2014. 28 апреля. N 46.
24. Зимина-Лекорню И.Р. Закон о двойном гражданстве // Миграционное право. 2015. N 2.
25. Иван Егоров. Невеста для иностранца // Российская газета. 2016. 23 мая.
26. Лавров С.В. Русский мир на пути консолидации // Рос. газ. 2015. 2 нояб.
27. Ландау И.Л. О некоторых новеллах законодательства, регулирующих институт гражданства в Российской Федерации // Вестник БФУ им. И. Канта. 2014. N 9.
28. Мамасахлиси Н.М. Гражданство присоединенной территории // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 7.
29. Мониторинговый обзор ситуации с правами человека в Крыму // Крымская правозащитная группа. Июль - август 2015 г.
30. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. – 624 с.