Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях экономического кризиса устойчивое развитие предприятий во многом зависит от их конкурентной стратегии.
Конкурентная стратегия предприятия - неотъемлемая часть его экономической политики и выражается совокупностью действий, осуществляемых собственником, администрацией, персоналом (в зависимости от формы собственности и управления предприятием) с целью поиска и использования финансов для реализации основных функций и задач предприятия.
Мероприятия такого рода включают разработку научно обоснованных концепций организации финансовой деятельности, определение ключевых направлений использования финансовых средств на длительный, среднесрочный и краткосрочный периоды, а также практическую реализацию разработанных конкурентных стратегия.
Конкурентная стратегия выражает целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических целей, определенных учредительными документами (Уставом) предприятия. Например, укрепление позиций на рынке товаров (услуг), достижение приемлемого объема продаж, прибыли и рентабельности активов и собственного капитала, поддержание платежеспособности и ликвидности баланса.
В условиях нестабильной экономической ситуации, высокой инфляции, кризиса неплатежей, непредсказуемой налоговой и денежно-кредитной политики государства многие предприятия вынуждены проводить линию на выживание. Это выражается в решении текущих финансовых проблем как реакция на неопределенные макроэкономические установки государственных органов. Такая политика в управлении финансами создает ряд противоречий между интересами предприятий и фискальными интересами государства; стоимость внешних заимствований и рентабельность производства; доходность капитала и фондового рынка; интересы производственных и финансовых служб и др.
Современное состояние российских промышленных предприятий свидетельствует о наличии серьезных проблем в обеспечении их устойчивого развития, что проявляется в высокой доле убыточных предприятий, повышенном финансовом риске функционирования, низких значениях операционной устойчивости, хронической нехватке собственного оборотного капитала, высоком уровне износ активной части основных фондов и низкая инновационная активность.
Целью работы является теоретическое обоснование целей, задач, принципов, методов формирования конкурентной стратегии предприятия и разработка мероприятий, направленных на ее улучшение в современных экономических условиях.
В связи с поставленной целью требуется решение нескольких задач:
- изучить сущность конкурентной стратегии организации, ее цели и задачи;
- рассмотреть принципы и этапы формирования конкурентной стратегии организации;
- познакомиться с методами формирования конкурентной стратегии организации;
- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность конкретной организации и изучить особенности формирования и реализации ее конкурентной стратегии;
- предложить меры, направленные на улучшение формирования конкурентной стратегии исследуемой организации.
Объектом исследования является Конкурентная стратегия ООО «Линкос».
Предметом исследования являются финансовые отношения, складывающиеся в процессе формирования и реализации конкурентной стратегии ООО «Линкос».
Теоретической основой исследования явились теоретико-методологические положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых в области теории финансов, финансов, финансового менеджмента, экономического анализа хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета. Для решения поставленных задач использовались общие и специальные научные методы: горизонтальный анализ; вертикальный анализ; метод финансовых коэффициентов; сравнительный метод; ретроспективный анализ статистических данных; табличный метод; графический метод.
1 Теоретические аспекты конкурентной стратегии коммерческих организаций
1.1 Сущность конкурентной стратегии организации, ее цель и задачи
Политика управления предприятием финансовой деятельностью не просто осуществляется финансовой политикой, а системой, принятой политическими и финансовыми решениями по трансформации текущего состояния бизнеса, которые могут быть незаметны и зачастую скрыты от поверхностного понимания. В целом, базовая основа для конкурентной стратегии является фиксированной и полностью предопределяет предлагаемые цели и поставленные цели для достижения этих целей. Реализация основных целей и задач конкурентной стратегии требует значительных денежных и финансовых ресурсов. Эти затраты чаще всего осуществляются в форме скрытых объемов финансирования, официальное экономическое содержание которых не совпадает с их реальной экономической сущностью.
Конкурентная стратегия предприятия рассматривается как совокупность практических мер, целенаправленно реализуемых субъектом хозяйствования в рамках общих методологических требований финансового менеджмента и определяемых конкретными задачами, а также внешними и внутренними условиями его производственно-хозяйственной деятельности.
Содержание конкурентной стратегии многогранно. Включает в себя следующие критические ссылки:
- разработка научно обоснованных концепций финансового развития. Они формируются на основе изучения требований экономических законов, комплексного анализа состояния развития экономики, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;
- определение основных направлений использования финансов на будущий и текущий период; при этом исходят из путей достижения целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;
- реализация практических действий, направленных на достижение целей [23, с. 26].
Единство трех основных звеньев определяет содержание конкурентной стратегии. Конкурентная политика, которая не содержит базовых концепций финансового развития, то есть тех, которые ориентированы на удовлетворение текущих потребностей, бесперспективна; Однако конкурентная политика не является реалистичной, ограничивается только разработкой основных концепций и направлений использования финансов без поддержки их практическими действиями государства.
Конкурентная стратегия охватывает широкий спектр деятельности:
- разработка общей концепции конкурентной стратегии, определение ее основных направлений, целей, основных задач;
- создание адекватного финансового механизма;
- финансовый менеджмент.
Долгосрочные (стратегические) цели как элемент конкурентной стратегии являются перспективными, определяющими концепцию развития, поскольку практическая реализация этих целей зачастую не зависит от деятельности предприятия, а определяется внешними факторами.
Текущие (операционные) цели требуют разработки прикладного механизма для их практической реализации. Применяемые требования для формирования конкурентной стратегии:
- при формировании конкурентной стратегии необходимо опираться на общие методологические принципы и подходы к управлению финансами;
- всегда следует применять конкурентную стратегию, т. е. содержать не «общие положения» в соответствующей сфере деятельности, а конкретные и достижимые цели финансового развития хозяйствующего субъекта, в том числе перечень практических мер по обеспечению их реализации;
- при формировании конкурентной стратегии учитываются как текущие, так и прогнозируемые условия функционирования конкретного субъекта хозяйствования внешнего и внутреннего характера (уровень налогообложения, ставки по банковскому и коммерческому кредиту, структура собственных и заемных средств, степень квалификации финансовые работники предприятия и многие другие факторы) безоговорочно учитываются [3, с.51].
1.2 Элементы и направления реализации конкурентной стратегии в коммерческих организациях
Политика управления предприятием финансовой деятельностью не просто осуществляется финансовой политикой, а системой, принятой политическими и финансовыми решениями по трансформации текущего состояния бизнеса, которые могут быть незаметны и зачастую скрыты от поверхностного понимания. В целом, базовая основа для конкурентной стратегии является фиксированной и полностью предопределяет предлагаемые цели и поставленные цели для достижения этих целей. Реализация основных целей и задач конкурентной стратегии требует значительных денежных и финансовых ресурсов. Эти затраты чаще всего осуществляются в форме скрытых объемов финансирования, официальное экономическое содержание которых не совпадает с их реальной экономической сущностью.
Конкурентная политика, будь то долгосрочная или краткосрочная, всегда вытекает из ее экономического и политического характера. Соотношение первого и второго постоянно меняется, но оно, безусловно, учитывается и поддерживается в ходе конкурентной стратегии. По своему содержанию конкурентная стратегия предприятия, фирмы, предприятия осуществляется по следующим основным направлениям, отражающим ее сущность:
- реформа финансовых отношений;
- стабилизация финансовых отношений;
Первый - обеспечивает достаточно широкий фронт изменений в организации финансов внутри предприятия, а также меры по изменению внешних связей в сфере финансов, денежного обращения и кредитования. Политика реформ основана на понимании необходимости фундаментальных изменений не только в организации финансов, но и в их эффективности, в общей структуре и результатах финансово-хозяйственной деятельности.
Стабилизация финансовых отношений не предполагает существенных изменений в составе и характере финансовых отношений и процессов, а их коррекция с целью предотвращения ухудшения количественных параметров производственно-финансовой деятельности, она сбалансирована, без резких изменений в организации Финансы предприятия и его финансовые отношения и внешний мир, реалистичная консервативная политика.
Политика финансового оздоровления - это политика финансового управления предприятием, находящимся в плохом финансовом состоянии, в том числе в особых, чрезвычайных ситуациях, таких как резкое подрыв финансовой устойчивости и перспективы банкротства. Политика финансового оздоровления является вынужденной мерой и может проводиться на основе существующей системы финансовых отношений для конкретного предприятия, фирмы, компании, т.е. без глубоких преобразований экономики и финансов. Другим вариантом такой политики является сочетание мер финансового оздоровления на новой организационной и финансово-экономической основе, то есть улучшение на основе разрыва старых финансово-экономических отношений предприятия, фирмы, компании.
Такая политика подразумевает не стабилизацию финансовых отношений, а стабилизацию и улучшение финансового положения, в котором оказалась компания. Это часто меняет состав и характер многих финансовых процессов и отношений.
По элементному составу конкурентная стратегия подразделяется на:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антикризисное управление / Э. М. Коротков, А. А. Беляев, Д. В. Валовой и др.; Под ред. Э. М. Короткова. - М.: ИНФРА - М, 2017. - 432 с.
2. Антикризисное управление предприятиями и банками / В. Г. Балашов, В. В. Григорьев, В. И. Гусев и др.; Под ред. Г. К. Таля, Г. Б. Юна. - М.: Дело, 2014. - 840 с.
3. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? / И. Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 384 с.
4. Бершицкий Ю. И., Кузьменко О. В. Методика анализа эффективности приобретения сельскохозяйственной техники по лизингу / Ю. И. Бершицкий, О. В. Кузьменко // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2017. - № 10. - С. 43 - 45.
5. Бланк И. А. Конкурентная стратегия предприятия / И. А. Бланк. - Киев: Эльга, Ника - Центр, 2014. - 720 с.
6. Бригхэм Ю. Ф. Энциклопедия финансового менеджмента / Пер. с англ. Ред. кол. А. М. Емельянов, В. А. Воронов, В. И. Кушлин и др. - М.: РАГС - «Экономика», 2008. - 823 с.
7. Вальтер О. Э. Конкурентная стратегияпредприятия / О. Э. Вальтер // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2008. - № 6. - С. 26 - 33.
8. Виханский О. С. Стратегическое управление / О. С. Виханский. - М.: Гардарики, 2003. - 296 с.
9. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - М.: «Фирма Гардагика», - 2013. - 416 с.
10. Вишневская О. В. Механизмы антикризисного управления предприятием / О. В. Вишневская // Менеджмент в России и за рубежом. - 2017. - № 3. - С. 105 - 113.
11. Выборова Е. Н. Особенности диагностики финансового состояния субъектов хозяйствования / Е. Н. Выборова // Аудитор. - 2014. - № 3. - С. 42 - 46.
12. Герчикова И. Н. Финансовый менеджмент / И. Н. Герчикова. - М.: Издательство АО «Консалтбанкир», 2015. - 208 с.
13. Горемыкин В. А. Выбор стратегии развития предприятия / В. А. Горемыкин // Достижения науки и техники. - 2014. - № 5. - С. 45 - 46.
14. Грачев А. В. Анализ финансово - экономического состояния предприятия в современных условиях: особенности, недостатки и пути решения / А. В. Грачев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - № 5. - С. 89 - 98.
15. Едронова В. Н., Хасянова С. Ю. Пути совершенствования кредитной политики / В. Н. Едронова, С. Ю. Хасянова // Финансы и кредит. - 2015. - № 4. - С. 2 - 8.
16. Жигалкина Н. В. Формирование Конкурентной стратегии организации собственного оборотного капитала / Н. В. Жигалкина // Финансовый вестник ВГАУ. - Воронеж, 2015. - Выпуск 16. - С. 106 - 109.
17. Зельцер И. Б., Новиков А. В., Кашубо Н. Д. Многокомпонентное финансирование антикризисных программ / И. Б. Зельцер, А. В. Новиков, Н. Д. Кашубо // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2013. - № 7. - С. 45 - 47.
18. Инновационный менеджмент / С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С. Ю. Ягудин и др.; Под ред. С. Д. Ильенковой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. - 327 с.
19. Инновационный менеджмент / Л. Н. Оголева; Под ред. Л. Н. Оголевой. - М.: ИНФРА - М, 20013. - 238 с.
20. Климентов А. Д. К вопросу совершенствования формирования отдельных источников финансирования инвестиций / А. Д. Климентов // Финансовый вестник ВГАУ. - Воронеж, 2013. - Выпуск 5. - С. 11 - 14.
21. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2009 – 420 с.
22. Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры / В. В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 560 с.
23. Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности / В. В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 432 с.
24. Крейнина М. Н. Финансовый менеджмент / М. Н. Крейнина. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008. - 304 с.
25. Крутик А. Б., Муравьев А. И. Антикризисный менеджмент / А. Б. Крутик, А. И. Муравьев. - СПб: Питер, 2014. - 432 с.
26. Круш З. А. Инвестиционная политика предприятий как фактор антикризисного управления / З. А. Круш // Финансовый вестник ВГАУ. - Воронеж, 2013. - Выпуск 6. - С. 29 - 33.
27. Круш З. А., Климентов А. Д. Инвестиционная политика сельскохозяйственных предприятий в условиях кризиса / З. А. Круш, А. Д. Климентов // Финансовый вестник ВГАУ. - Воронеж, 2013. - Выпуск 5. - С. 8 - 11.
28. Круш З. А., Лущикова Л. В. Антикризисное управление финансами коммерческих организаций / З. А. Круш, Л. В. Лущикова. - Воронеж: ВГАУ, 2014. - 314 с.
29. Кузнецов В. С. О стратегической альтернативности / В. С. Кузнецов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - № 2. - С. 34 - 40.
30. Логвинова Т.В. Трансформация функций стратегического управления финансами предприятия / Т.В, Логвинова // Финансовый менеджмент. - 2017. - № 1. - С. 14 - 24.
31. Малафеева М. В. Методология оценки эффективности лизинговых операций / М. В. Малафеева // Финансы и кредит. - 2017. - № 3. - С. 48 - 61.