Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что проблема семьи и семейных конфликтов очень часто используется для изображения в литературе и других видах искусства разных стран. Интересно проследить представление этой проблемы в литературе Турции, поскольку она является мусульманской страной, где подход к пониманию ценностей семьи и семейных конфликтов очень специфичен и значительно отличается от европейского.
Это означает, что в турецкой литературе семья рассматривается как главная ценность жизни человека, четко распределены роли между членами семьи, а семейный конфликт выступает в качестве истинно трагического события, которое может разрушить жизнь одного или нескольких людей.
Цель исследования – проанализировать отражение проблемы семейного разлада в романе Якуба Кадри «Особняк сдается».
Объект исследования – роман Якуба Кадри «Особняк сдается».
Предмет исследования – семейный разлад в романе Якуба Кадри «Особняк сдается».
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать значение творчества Якуба Кадри в турецкой литературе.
2. Провести литературоведческий анализ отражения семейных отношений в романе «Особняк сдается»
Степень изученности проблемы. Проблема отражения в художественной литературе семейных отношений рассматривается в трудах многих исследователей, однако тема курсовой работы, связанная с конкретно турецкой литературой, встречается достаточно редко. Лишь немногие авторы посвятили свои научные работы рассмотрению семьи как объекта отражения в турецкой литературе.
Методы исследования: анализ научной и художественной литературы, описательный, биографический, историографический, хронологический, сравнительный.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе определяется значение творчества Якуба Кадри в турецкой литературе, а также описывается социально-культурная ситуация в Турции в первой половине XX века.
Вторая глава курсовой работы раскрывает отражение семейных отношений в романе «Особняк сдается», в частности, дается характеристика самого романа и его главных героев, а также анализируются семейные конфликты как динамический признак семейных отношений, которые описывает автор.
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ЯКУБА КАДРИ В ТУРЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Социально-культурная ситуация в Турции в первой половине XX века
Мировоззрение, государственная и политическая деятельность Кемаля Ататюрка, несущие на себе печать своего времени и специфические условия борьбы развивающейся страны за экономическую самостоятельность, хотя и не всегда отличались четкостью и последовательностью, были в целом прогрессивными. Ататюрк стал первым государственным деятелем, которого волновало будущее Турции и который поставил общенациональные ценности выше религиозных, племенных и классовых .
В таком понимании вещей состоит значительное отличие Ататюрка от реформаторов других мусульманских стран. Огромные душевные силы, смелость и убежденность позволили Ататюрку в начале XX в. провозгласить Турцию с ее более чем на 90% мусульманским населением светским государством.
Великой мечтой Кемаля Ататюрка было превращение Турции в цивилизованное государство, создание европейской государственной и политической систем. Он стремился к тому, чтобы Турецкая республика стала частью экономической структуры Европы .
Ататюрк, как и известные политические деятели Турции и других стран Востока, пытались решить проблему «модернизации путем синтеза» культур Востока и Запада. Идея синтеза культур проникла в сознание прогрессивных деятелей стран Востока. Претворяя эту идею в жизнь, можно избежать как традиционалистских, так и модернистских отклонений.
Вестернизация восточных обществ длительный процесс, имеющий, помимо религиозной, и отчетливую национальную специфику. Одним из важнейших условий успешной вестернизации общества был консенсус религиозных, этнических и социальных групп, осознание общих целей и путей национального развития, а также высокий уровень правосознания населения .
Идеологизированное общество (безотносительно к тому, какая идеология господствует, светская или религиозная) самоизолировалось, принося в жертву идеологии права и интересы отдельного человека. Однако позже выяснилось, что ни одно общество не способно выжить, отказавшись от связей с другими странами и регионами.
С одной стороны, османский этап вестернизации закончился для Турции полным крахом, так как в итоге привлечения иностранного капитала западных держав, Турция была не в состоянии покрывать долги, которые возникли в силу слабости её экономики. Также Турция оказалась в числе государств, проигравших в первой мировой войне и тем самым, потеряв статус мировой державы.
Но с другой стороны, были и положительные стороны - иностранный капитал, который привлекался с конца XIX века и до первой мировой войны, оказал положительное влияние, несмотря на то, что Турция превратилась в государство-должника. Иностранный капитал сформировал предпосылки и условия к дальнейшей модернизации Турции. Стоит отметить, что положительную роль сыграла европеизация общественной жизни Турции .
Все больше жители Турции стали приобщаться к европейской роскоши и моде, многие знатные турки, стали владеть французским, английским языками. На турецкий язык переводились произведения английских, французских, немецких писателей.
По образцам Запада стали строить дворцы. В страну стали приглашать европейских специалисты, которые занимались совершенствованием государственного аппарата и реорганизации армии.
Оккупация Османской империи, превращение султана в марионетку западных держав подняли население на национально-освободительную борьбу, которую и возглавил Мустафа Кемаль Ататюрк .
Таким образом, турецкое общество серьезно изменилось в рассматриваемую историческую эпоху. Появились новые, более демократические нравственные и общественные ценности, что не могло не найти отражения и в сфере семейных отношений, в которых ценности также сместились. Исчезло то уважение, которое до тех пор присутствовало у младших членов семьи к старшим, молодежь стала более свободной, что привело к фактическому полному распаду мусульманских семейных традиций.
1.2. Биография Якуба Кадри и основные темы его произведений
Якуб Кадри Караосманоглу родился 27 марта 1889 года в Каире в семье Абдулкадира Бека и Икбал Ханим. Его семья имела отличную репутацию и интересные исторические корни. Род Караосманоглу прославился в области Маниса еще в XVII веке. Мать будущего литературного деятеля служила во дворце Исмаила-паши.
До шестилетнего возраста Якуб Кадри Караосманоглу рос в Каире, после чего его семья переехала на родину, в Манису. Он закончил свое начальное образование в Манисе, а в 1903 году семья переехала в Измир.
Якуб Кадри Караосманоглу известен как прославленный турецкий писатель, журналист и государственный деятель. Кадри окончил литературный факульет Стамбульского университета .
В течение своей жизни Якуб Кадри занимал высокие государственные посты, был послом в ряде стран, сделал большой вклад в международные отношения Турции с другими странами. Дважды, в 1932 и 1934 годах, приезжал в Советский Союз.
Кадри был одним из крупных теоретиков кемализма, идеи которого писатель пропагандировал в издаваемом им журнале «Kadro».
Литературная деятельность Якуб Кадри началась после младотурецкой революции 1908 г. Его ранние произведения скорее напоминают стихотворения в прозе, которые оказались прекрасными по форме, но при этом отличались сильным пессимизмом и индивидуализмом, в частности им было характерно чувство разочарования, тоски, навеянное в равной степени как общественной атмосферой первого десятилетия ⅩⅩ в., так и книжными
увлечениями молодого литератора. Часто в произведениях Якуба Кадри ранних лет был отмечен некоторый мистицизм .
В 1919–1922 годах в творчестве Якуба Кадри сформировалась основная тема его произведений, которая определилась влиянием национально-освободительной борьбы, которая происходила в это время в Турции.
Так, центральным сюжетом произведений Кадри становятся взаимоотношения интеллигенции и народа. Большинство произведений Якуба Кадри начинают отличаться резко антиимпериалистическим и антивоенным характером .
В этот период становятся наиболее известными его романы «Особняк сдается» («Kiralık konak», 1922), «Содом и Гоморра» («Sodom ve Gomor», 1928), сборники рассказов «Милосердие» («Rahmet», 1923), «Рассказы о национально-освободительной борьбе» («Milli savaş hikâyeleri», 1922).
Надо отметить, что в романах Якуба Кадри была воссоздана жизнь нескольких поколений турецкого общества. Большое внимание писатель уделял экономическим и социальным проблемам.
Отличительными чертами романов «Старец Нур» («Nur baba», 1922), «Чужак» («Yaban», 1932), «Анкара» («Ankara», 1934), «Ссылка» («Sürgün», 1938), «Панорама» («Panorama», 1950), «Дипломат поневоле» («Zorakı dıplomat», 1956), «Книга моей матери» («Anamın kitabı», 1957) был тонкий психологический анализ и стилистическое мастерство.
Якуб Кадри упорно боролся за приближение литературного языка к разговорному; участвовал в составлении и внедрении нового алфавита, работал в обществе «Türk dil kurumu» .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алькаева Л.О. Очерки по истории турецкой литературы. – М.: Зарубежная литература, 1959. – 428 с.
2. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. – М.: Художественная литература, 1975. – С. 234–407
3. «Вестернизация» и политическая борьба в Турции после Второй мировой войны // Истмира. Информационно-справочный портал. – [Электронный ресурс] https://www.istmira.com/istoriya-azii-i-afriki/537-vesternizaciya-i-politicheskaya-borba-v-turcii.html (Дата обращения: 08.03.2019)
4. Горбаткина Г.А. Караосманоглу Якуб Кадри // Русская литература и фольклор. Фундаментальная электронная библиотека. – [Электронный ресурс] http://feb-web.ru/feb/kle/KLE-abc/ke3/ke3-3971.htm (Дата обращения: 28.12.2018)
5. История турецкой вестернизации в 20 веке // Стамбул.ру. Портал о культуре Турции. – [Электронный ресурс] http://stanbul.ru/content/blogcategory/376/501/ (Дата обращения: 08.03.2019)
6. Кулькова А.В. История Турции. – Волгоград: Смена, 2014. – 338 с.
7. Ольшевская Г.В., Синекрутова Е.К., Бондаренко А.М. Трансформация семейных ценностей в странах Востока на рубеже XIX–XX столетий: социально-культурное исследование // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования семейных отношений». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2018. – С. 99–116
8. Первые шаги Турции по направлению к Европейскому Союзу // Можно все. Учебно-информационный портал. – [Электронный ресурс] http://mognovse.ru/rp-pervie-shagi-turcii-po-napravleniyu-k-evropejskomu-soyuzu.html (Дата обращения: 08.03.2019)
9. Харитонова С.М., Веденеева А.А. Семейные традиции в турецком обществе: история и современность // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. – Казань: Издательство Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2016. – С. 50–64
10. Akı N. Yakup Kadri Karaosmanoğlu. Insan, eser, fikir, üslûp, Istambul, 1960. 224 p.
11. Kiralık Konak Tahlil ve Eleştirisi – Yakup Kadri Karaosmanoğlu // BenDeliMiyim? Şimdi bir de kırk akıllı lazım. – [Электронный ресурс] http://bendelimiyim.com/2017/12/kiralik-konak-tahlil-elestirisi-yakup-kadri-karaosmanoglu.html (Дата обращения: 28.12.2018)
12. Kiralık Konak / Yakup Kadri Karaosmanoğlu | Kitap Yorumu // Okuyan Muggle. – [Электронный ресурс] http://okuyanmuggle.blogspot.com/2016/01/kiralk-konak-yakup-kadri-karaosmanoglu.html (Дата обращения: 28.12.2018)
13. Oğguzkan A.F. Yakup Kadri Karaosmanoğlu. Hayatı, sanatı, eserleri, Istambul, 1954. 264 p.
14. Yakub Kadri Karaosmanoğlu // Wikipedia. The Free Encyclopedia. – [Электронный ресурс] https://en.wikipedia.org/wiki/Yakub_Kadri_Karaosmanoğlu (Дата обращения: 29.12.2018)
15. 10 романов турецкой литературы, которые обязательно стоит прочесть // МК Турция. Интернет-издание. – [Электронный ресурс] https://mk-turkey.ru/culture/2015/11/05/10-romanov-tureckoj-literatury-kotorye-obyazatelno-stoit-prochest.html (Дата обращения: 28.12.2018)