Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социологические исследования часто предполагают исследование больших социальных общностей и групп, что является достаточно затратным делом как в плане денежных ресурсов, так и в плане временных и людских затрат. Поэтому в прикладной социологии используется выборочный метод, заимствованный из статистики.
Выборка позволяет значительно экономить ресурсы исследователей. При этом, если она осуществляется по определенным правилам, важнейшим из которых является соблюдение репрезентативности, она позволяет делать выводы, актуальные для всей генеральной совокупности, составляющей объект исследования. Значение выборки состоит еще и в том, что она позволяет оперативно извлекать необходимую социологу для решения исследовательских задач информацию.
Цель данной работы – изучение выборочного метода в социологии и его применения в социологическом изучении внутриорганизационных процессов.
Объект работы – выборочный метод.
Предмет работы – особенности применения выборочного метода в организационной социологии.
Задачи работы:
1. Рассмотреть принципы и основные понятия выборочного метода в социологии. Описать сплошное, монографическое и выборочное исследования.
2. Охарактеризовать основные типы выборки. Описать объем и ошибки выборки.
3. Привести примеры применения выборочного метода в социологических исследованиях.
1.1 Понятие выборки
Двумя ключевыми понятиями выборочного метода в социологии являются ге¬неральная совокупность и выборочная совокупность.
Под генеральной совокупностью обычно подразумевается вся группа людей, входящая в объект исследования, то есть отвечающая цели исследования, задачам и исследовательским гипотезам. Например, если нужно изучить отношение населения к работе Пенсионного фонда, то в генеральную совокупность войдут все граждане, пользующиеся его услугами. В большинстве случаев генеральная совокупность (которая в западной научной литературе называется популяцией) имеет достаточно большие размеры, не позволяющие опросить всех ее представителей в силу ограниченности ресурсов у исследователей.
Поэтому и генеральной совокупности с учетом определенных требований и с применением конкретных способов осуществляется отбор респондентов. Полученная группа и называется выборочной совокупностью.
Понятие выборки обозначает совокупность элементов объекта социо-логического исследования, которая подлежит непосредственному изу-чению.
Сущность выборочной совокупности состоит в том, что это микромодель генеральной совокупности, в которую входят непосредственно опрашиваемые исследователем представители объекта исследования. Так, например, предмет исследования составляют ценностные ориентации школьников. Генеральную совокупность составят все школьники. Из этой генеральной совокупности с применением статистических и социологических знаний исследователь осуществит выборку, на основе чего сформируется группа респондентов, то есть тех школьников, которые будут непосредственно опрашиваться
Ключевой принцип социологической выборки: элемент ге¬неральной совокупности должен иметь одинаковые шансы попасть в выборку. Для того, чтобы достичь этого, необходимо получить как можно больше информации о свойствах или параметрах генеральной совокупно¬сти, например о возрастной структуре, уровне дохода семей, уровне образования родителей, типах семей, в которых проживают члены генеральной совокупности и т.д. Разброс в указанных параметрах составляет вариации, конкретные величины параметров — значени¬я, а совокупность значений, составляющих определенный параметр, образует переменную.
Например, переменная «тип семьи» имеет значения «полная семья» и «неполная семья». Вариации параметра составляет разброс в количестве школьников из полных и неполных семей.
Кто именно войдет в генеральную совокупность, зависит от целей исследования. Если целью исследования является изучение образа жизни лиц БОМЖ, то в ге¬неральную совокупность войдут все представители данной категории лиц, но опрашивать социолог будет лишь определенную ее часть — выборочную совокуп¬ность. Чтобы выборка точно отражала генеральную со¬вокупность, необходимо соблюдать правило: любой представитель категории лиц БОМЖ, независимо от места обитания, пола, состояния здоровья, этнической принадлежности и иных характеристик, должен иметь одинаковую вероятность попасть в выбороч¬ную совокупность.
Репрезентативная выборка – такая выборка, основные характеристики которой полно¬стью совпадают с аналогичными характеристиками генеральной совокупно¬сти.
Структура выборки — процентные пропорции признаков объекта, на основании которых составляется выборочная совокуп¬ность.
Так, например, если в генеральной совокупности, 65% жителей города и 35% жителей села, то и в выборочной совокупности должны соблюдаться те же самые процентные про¬порции по типу проживания. К данному параметру могут добавиться возраст, пол, семейное положение и другие. Для каждого из них в генеральной и выборочной совокупно¬стях определяются процентные пропорции.
Выделим основные требования к социологической выборке.
1) Объем выборки зависит: от однородности изучаемых объектов по наиболее важным для социолога признакам, от числа признаков, которые можно сгруппировать по характеристике исследуемого объекта.
2) Выбор способа или метода для расчета выборки зависит: от цели и задач исследования, от гипотезы и вида исследования, определяется тем, насколько высокую надежность социолог хочет получить.
Выделяют два способа отбора:
1. Сплошной, когда опрашиваются все элементы генеральной совокупности, если она не слишком большая, или опрашиваются/изучаются все элементы, входящие в единицу отбора.
2. Несплошной, в котором выделяются другие способы:
а) Монографический
б) Выборочный, в котором в свою очередь выделяют:
1) Случайный способ (вероятностный), особенность которого в том, что все единицы генеральной совокупности (N) имеют равную вероятность попасть в выборочную. Поэтому случайные выборки более точные. Для расчета случайной выборки необходима её основа – это список всех единиц генеральной совокупности, который должен быть наиболее точным и полным по объему.
Случайный отбор включает следующие методы, которые наиболее часто используются:
- случайно бесповторный метод, когда все элементы генеральной совокупности записываются на отдельные карточки, которые перемешивают и выбирают из них по одной. Отобранную карточку откладывают для формирования выборочной совокупности, а из оставшейся массы продолжают отбор, пока не наберут необходимую выборочную совокупность.
- случайно повторный метод проводят тем же образом что и случайно бесповторный метод, только отобранная карточка возвращается, а её номер записывают. Этот метод может применяться, если генеральная совокупность не больше 800-1000 единиц.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Батыгин Г.С.Лекции по методологии социологических исследований – М., 1995.
2. Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологическом исследовании – М., 1988.
3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования.— Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998
4. Как провести социологическое исследование / под ред. Горшкова М. К., Шереги Ф.Э. – М., 1990 г.
5. Колесников Ю.С. Прикладная социология. Учебное пособие. – Ростов н/Д, 2001.
6. Кэмпбелл Дж. Модели эксперимента в социальной психологии и прикладных исследованиях: Пер. с англ. / Сост. и общ. ред. М.И. Бобневой; Вступ. ст. Г.М. Андреевой. М.: Прогресс, 1980. С.72 - 73.
7. Основы прикладной социологии/под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. – М., 1995.
8. Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова – М., 1993.
9. Эпштейн С.И. Индустриальная социология в США. М., 1972; Подмарков В.Г. Введение в промышленную социологию. М., 1973; Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980.
10. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1994.