Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Своевременное овладение правильной речью является основой дальнейшего развития личности. Человек с хорошо развитой речью становится полноценным участником коммуникаций, ему легче адаптироваться к обществу. Полноценная личность может быть развита только при условии сформированной речи.
При помощи речи ребенок может легко взаимодействовать с окружающим миром, высказывать свои мысли, желания, аргументировать свою точку зрения, быть понятым. И, наоборот, при несвязной речи ребенок становится необщительным, затрудняется коммуникативная функция, замедляется или нарушается дальнейшее развитие личности. Для формирования полноценной речи важно, чтобы речь ребенка была связной, и он обладал достаточным словарным запасом, умением грамотно построить предложение. Огромная значимость отводится коммуникативной компетенции как умению логично и последовательно выстроить высказывание таким образом, чтобы донести свою мысль до окружающих, чтобы быть понятым окружением [1].
Речь может передаваться различными способами: при помощи слов, письменно, жестами, мимикой. Однако это все вспомогательные средства. Основным средством передачи информации является непосредственная передача информации при помощи речевого навыка. Именно на необходимости развития этого навыка делается акцент в Федеральном государственном образовательном стандарте. Также в нем акцентируется внимание на необходимости постоянного развития и совершенствования у школьников коммуникативной компетенции. Именно эта компетенция максимально реализуется в ходе обучения учащихся написанию сочинений, и ее необходимо максимально развивать в ходе обучения русскому языку [2].
Только тогда можно считать, что школьник овладевает коммуникативной компетенцией, когда он способен не только выразить свою мысль при помощи языка и языковых средств, но и воспринять информацию от собеседника, полученную в устной речи, извлечь основное содержание и понять смысл произносимого на слух. Переходить к изучению невербальных средств коммуникации можно лишь после того, как школьник полностью овладел речевым навыком, научился грамотно излагать свои мысли, стоить высказывания, повествования на различные тематики и в различных жанрах.
Данная тема была выбрана в связи с ее актуальностью и неиссякаемой значимостью, поскольку проблема развития речи и обучения родному языку никогда не утратит своей актуальности [3].
Проблема исследования. Проблема развития речи и обучения детей родному языку, проблема развития речи, формирования коммуникативной компетенции, умения грамотно строить высказывания и вести повествование, была актуальной во все времена и не утратила своей актуальности и до настоящего времени. Тем не менее, единых требований к методике и средствам обучения до сих пор не существует. Методика развития речи детей и обучения их родному языку требует постоянного усовершенствования, методического пополнения и обогащения.
В связи с этим педагоги находятся в постоянном поиске новых источников, методов взаимодействия с учащимися, организации занятий по развитию речи. Как показывает практика, одним из эффективнейших средств развития речи и формирования коммуникативной компетенции, является обучение школьников написанию сочинения-повествования [2].
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что обучение школьников написанию сочинения-повествования является эффективным средством формирования коммуникативной компетенции, развития речи школьников.
Объект исследования: обучение школьников написанию сочинений на уроках русского языка.
Предмет исследования: методика обучения написанию сочинения-повествования.
Цель исследования – рассмотреть методику обучения сочинению-повествованию как средству развития речи и коммуникативной компетенции.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сочинение как ведущую форму письменной работы в процессе изучения русского языка.
.2. Рассмотреть повествование как тип речи: признаки, особенности.
3. Привести методику обучения сочинению-повествованию.
4. Проанализировать сочинения школьников и основные ошибки.
Методы исследования: теоретические, такие как анализ литературных источников, научных публикаций, обобщение, систематизация, классификация, обобщение, практические (обобщение педагогического опыта, анализ сочинений, работа над ошибками).
Теоретическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для написания методических рекомендаций, учебных пособий, для разработки курса лекций и практических занятий для школьников, студентов педагогических ВУЗов и колледжей.
Практическая значимость. Предусмотрено использование материалов для обучения школьников написанию сочинения-повествования. Материалы могут быть использованы педагогами, воспитателями, учителями и родителями для воспитания и обучения школьников родному языку и речи, сочинению, повествованию, для развития коммуникативной компетенции, а также для разработки и совершенствования учебно-методических – комплексов, планирования занятий, составления учебных программ и требований. Материалы могут быть полезны школьникам для подготовки к творческим заданиям, ГИА, ЕГЭ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Сочинение-повествование как один из видов сочинений
1.1. Сочинение как ведущая форма письменной работы в процессе изучения русского языка
Сочинение представляет собой творческое изложение в письменной форме собственных взглядов, суждений, убеждений на заданную тему. Сочинение служит эффективным средством формирования личности, развития коммуникативной компетенции. Оно возбуждает эмоции, умственную самостоятельность, приучает детей осмысливать, оценивать и систематизировать виденное, пережитое и усвоенное, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности [4].
Сочинение - творческая работа; оно требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Подготовка материала, его систематизация, обдумывание композиции и плана рассказа или сочинения, установление логических связей, выбор слов, фразеологизмов, словосочетаний, построение предложений и связи между ними, проверка орфографии — весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью.
В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые правила грамматики и требования орфоэпии и культуры речи. Только в сочинении письмо, причем письмо грамотное, осознается школьником не как учебное упражнение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, выраженных в письменной форме. В сочинении языковая теория соединяется с речевой практикой [5].
Школьники любят сочинение, любят именно за его самостоятельный, творческий характер, за то, что в нем можно проявить себя, «писать свое».
В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить свое сочинение определенной мысли, собирать материа
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арбатова, Е.А. Правила русского языка в таблицах и схемах. – СПб.: Изд. Дом “Литера”, 2012.
2. Асмолов, А.Т. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А.Т. Асмолов. – Воронеж: ВГУ, 2004. – 120 с.
3. Баранов, М.Т. Русский язык: справочные материалы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений , М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М. Шанского – 11 изд. – М.: Просвещение, 2009
4. Бенвенист, Эмиль. Общая лингвистика: Пер. с фр. / Э. Бенвенист. - М.: РФ, 2014. – 448 с.
5. Боричевская, В.И. Развитие самостоятельности мышления у учащихся [Текст] / В.И. Боричевская // Начальная школа. - 2015. - № 1. - С. 5-7.
6. Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся [Текст]: учеб. для вузов / В.К. Буряк.- М.: Просвещение, 1984. – 356 с.
7. Введенская, Л. А. Культура речи / Л.А. Введенская. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 156 с.
8. Введенская, Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика: учеб. пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – 315 с.
9. Герд, А.С. Прикладная лингвистика. - Спб.: Изд-во СпбГУ, 2015. - 268 с.
10. Гойхман, О. А., Надеина Т. М. Речевая коммуникация: учебник / О.А. Гойхман, Т.М. Надеина. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 198 с.
11. Голубева, Е.И. Лингвостилистические средства выражения объективного и субъективного факторов в жанре автобиографии: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1987. 24 с.
12. Гридина, Т. А. Психолингвистика в образовании / Т.А, Гридина. - учеб. пособие. - Екатеринбург, Речь, 2012. – 125 с.
13. Гридина, Т.А. Методика завершения высказывания: стратегии текстопорождения / Т.А. Гридина // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. - 2012. - № 10. - С. 18-35.
14. Епишева, О.Б. Формирование приемов учебной деятельности [Текст] / О.Б. Епишева // Начальная школа. - 2015. - № 6. - С. 26-31.
15. Загидулина, М.В. Русский язык: полный курс подготовки к ЕГЭ. М.: АСТ. 2014.- 320с.
16. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока [Текст]: учеб. для вузов / Ю.Б. Зотов.- М.: Просвещение, 2017. – 256 с.
17. Караулов, Ю. Н. Языковая способность в зеркале ассоциативного поля / Ю.Н. Караулов // Известия РАН. Серия литературы и языка, 1993. - №5. – 125 с.
18. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.- М: Просвещение, 2008. – 39 с.
19. Костромин, С. И. Коммуникативная компетентность педагога как фактор успешности его диагностической деятельности / С.И. Костромин // Психологическая наука и образование. – 2007. – №3. – С. 77.
20. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М., 1975.
21. Павлова, С.А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа. – М.: Просвещение,2009.- 192с
22. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 кл., [И.И.Постникова, И.М.Подгаецкая, М.Н. Везерова и др.] -М.: Просвещение, 2007.
23. Розенталь Д.Э.Ю Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М. Московская международная школа переводчиков, 1994.
24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- Спб.: Питер, 2002.
25. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЕ-2012.- Ростов н,Д: Легион, 2011, -524 с.