Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема развития речи учащихся на современном этапе приобретает большое значение. Это связано с целым рядом причин, обусловленных изменением социально-культурного состояния общества, негативно отразившемся на формировании языковой культуры подрастающего поколения. Возникшая тенденция к упрощению речи, частое использование жаргонизмов и вульгаризмов, неоправданная замена русских слов иностранными, потеря интереса к родному языку и культуре выдвигают на первый план необходимость обращения к вопросам, связанным с переосмыслением проблемы развития речевых навыков. Развивая речевые навыки учащихся, педагоги тем самым развивают и интеллект школьников, и нравственную сферу. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, высших эмоций.
Методистов развитие речевых навыков интересует, прежде всего, как один из способов развития языковой способности учащихся. Вопросы речевой деятельности учащихся освещены в трудах Е.С. Антоновой, Е.В. Архиповой, М.Т. Баранова, Ю.К. Бабанского, Т.М. Воителевой, А.Д. Дейкиной, Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, В.И. Капинос, И.Я. Лернера, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, Е.И. Никитиной, Т.М. Пахновой, Г.Н. Приступы, М.С. Соловейчик, Л.П. Федоренко, Т.П. Чижовой, Г.С. Щеголевой. В работах этих и других авторов отмечается, что одним из оптимальных путей речевого развития является обучение написанию сочинения.
Сочинения в методике обучения русскому языку рассматриваются и как предмет обучения, и как средство речевого развития. Несмотря на то, что сочинения рассматриваются в числе важнейших видов учебной работы по русскому языку уже на первых этапах становления методики как науки, теоретические основы их использования в процессе развития связной речи сложились лишь в 60-е годы XX века, после выхода книги И. А. Фигуровского «Синтаксис целого текста и ученические письменные работы». Особенностям сочинения как вида творческих работ школьников посвящены труды К.Б. Бархина, Ф.И. Буслаева, В.В. Голубкова, Н.А. Ипполитовой, И.В. Кашникова, И.В. Лавровой, С.И. Львовой, Е.И. Никитиной, М.А. Рыбниковой и др. Среди других типов особое внимание хотелось бы уделить сочинению-рассуждению. Учеными и методистами внесен большой вклад в разработку проблемы обучения сочинению-рассуждению: определены возрастные границы, в пределах которых наиболее целесообразно начинать обучение учащихся создавать тексты данного типа; предложены отдельные методические приемы обучения этому виду сочинений; намечен круг тем сочинений-рассуждений; указано на необходимость развития логического мышления учащихся как важной предпосылки успешной работы над сочинением-рассуждением. Таким образом, обучение написанию сочинения-рассуждения – одна из самых важных задач учителя-словесника.
Объект исследования – процесс речевого развития учащихся. Предмет исследования – влияние методики обучения сочинению-рассуждению на процесс речевого развития учащихся.
Цель исследования – описать влияние методики обучения сочинению-рассуждению на процесс речевого развития учащихся. Задачи исследования:
1) обосновать, что сочинение является ведущей формой письменной работы в процессе изучения русского языка;
2) обозначить признаки, особенности рассуждения как типа речи;
3) охарактеризовать сочинение-рассуждение как один из видов сочинений по типу речи;
4) представить методику обучения сочинению-рассуждению и методику работы над сочинением.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования) и эмпирические (обобщение передового педагогического опыта).
Структура. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ
1.1 Сочинение как ведущая форма письменной работы в процессе изучения русского языка
Изучение русского языка – это длительный этап, который начинается в младших классах и завершается в 9-м. За это время школьники должны научиться создавать тексты разных типов – письменные и устные. Среди них значительное внимание уделяется сочинениям. В «Новом словаре методических терминов и понятий», составленном Э.Г. Азимовым и А.Н. Щукиной, дано следующее определение: «сочинение – это вид творческого задания, письменная самостоятельная работа учащихся; изложение собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений» [1, с. 289]. В данном источнике уточняется, что написание сочинений становится хорошей тренировкой для развития связной речи школьников, формирования умений построения текста. Составители словаря считают, что на всех этапах обучения необходимо развивать у учащихся умение правильно выражать мысли, постепенно усложняя материал и виды письменных сообщений [1].
В публикации Г.А. Обернихиной «Учим писать сочинение» отмечается, что сочинение является «эффективным средством этического и эстетического воспитания. В работе над сочинением развивается мышление, воля, выдержка, настойчивость, повышается работоспособность, усиливаются воображение, внимание и память» [14, с. 2], словом, все то, без чего нельзя создать текст творческого характера. К условиям успешного обучения написанию сочинений Г.А. Обернихина относит планомерную систематическую работу на уроках русского языка, составление разнообразных письменных заданий (словарно-стилистических упражнений, цитирования, письменных ответов на вопросы и проч.) [14].
В учебно-методических рекомендациях «Лингвистика текста и текстовый аспект изучения синтаксиса в школе», составленных Э.Н. Осиповой, сочинения классифицируются по разным основаниям. В зависимости от источника отбора материала они делятся на пять групп: 1) по личным наблюдениям, 2) по прочитанному тексту, 3) по воображению, 4) на основе жизненного опыта, 5) исходя из сочетания разных источников. В зависимости от места написания они могут быть классными и домашними. В зависимости от цели написания могут быть обучающими, контрольными и конкурсными. В зависимости от формы речи – письменными и устными. В зависимости от типа речи подразделяются на повествование, описание, рассуждение. В зависимости от объема – текст в соответствии с возрастом учащихся и текст небольшого объема (миниатюра) [15].
В жанровом отношении Э.Н. Осипова выделяет сочинение-эссе, традиционное сочинение, сочинение-отзыв, сочинение-стилизацию (рассказ, письмо, сказка, монолог героя), сочинение-рецензию, сочинение-отзыв, сочинение-исследование. Кроме того, в данном источнике перечислены этапы работы над сочинением: 1) выявление проблемы, определение темы, постановка задач, формулирование замысла, выбор формы и жанра; 2) создание черного варианта, включающего составление плана, подбор эпиграфа и цитат, написание текста, его проверка, поиск ошибок и доработка исходного материала; 3) переписывание текста набело; 4) проверка готового сочинения учителем; 5) выявление ошибок и их анализ; 7) работа над ошибками, переработка сочинения [15].
Дополнением к сказанному могут послужить выдержки из учебника «Методика преподавания русского языка в школе», изданного под редакцией М.Т. Баранова. В зависимости от тематического принципа сочинения делятся на две группы: 1) на лингвистические темы, 2) сочинения на темы
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Азимов Э Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукина. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2) Богданова Е.С. Русский язык: сочинение по прочитанному тексту на уроках в старших классах и ЕГЭ: 9 - 11 классы. – М.: АСТ, 2017. – 320 с.
3) Бондаренко М.А. Приемы работы над сочинением-рассуждением // Русский язык в школе. – 2013. № 10. – с. 9-15.
4) Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М: Логос, 2010. – 432 с.
5) Зайцева М.И. Система творческих работ по развитию речи в ходе подготовки к аттестации в 9 классе // Образование в современной школе. – 2009. № 4. – с. 27-40.
6) Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи: курс лекций / Н.А. Ипполитова, О.Ю, Князева, М.Р. Савова / под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: Проспект, 2007. – 344 с.
7) Каляпина Е.Б. Подготовка учащихся к написанию сжатых изложений и сочинений-рассуждений // Система работы учителя русского языка и литературы по подготовке обучающихся к итоговой аттестации. – Казань: ИРО РТ, 2015. – с. 53-57.
8) Канакина Г.И. Учимся работать с текстом. Подготовка к Государственной итоговой аттестации по русскому языку: учеб. пособие / Г.И. Канакина, И.Г. Родионова; под общ. ред. Г.И. Канакиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2012. – 208 с.
9) Кашникова И.В. Предтекстовый этап работы над сочинением в старших классах: автореферат дисс. … канд. пед. наук. – М., 2007. – 22 с.
10) Крайник О.М. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту // Современные проблемы науки и образования. – 2012. № 2. – с. 13-19.
11) Литневская Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А. Багрянцева, Е.И. Литневская / Под ред. Е. И. Литневской. – М.: Академический проект, 2006. – 590 с.
12) Малькович Ж.А. Система подготовки учащихся к написанию сочинения в формате ОГЭ по русскому языку. Методические рекомендации // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. – 2017. № 2. – с. 78-83.
13) Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. вузов / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Академия, 2010. – 368 с.
14) Обернихина Г.А. Учим писать сочинение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.apkpro.ru/doc.pdf. – Дата обращения: 25.12.2018.
15) Осипова Э.Н. Лингвистика текста и текстовый аспект изучения синтаксиса в школе: учебно-методические рекомендации. – Архангельск: ПГУ им. М.В. Ломоносова, 2009. – 38 с.
16) Полетаев А.А. Комплекс упражнений в обучении старшеклассников сочинению-рассуждению посредством учебного блога // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2012. № 5(69). – с. 117-120.
17) Сафронова Т.И. Как работать над сочинением // Русский язык. – 2007. № 7. – с. 9-18.
18) Шантарович С.А. Сочинение-рассуждение в системе письменных работ. Урок обучающего сочинения // Методологические и методические аспекты преподавания языка и литературы в школе и ВУЗе. – Минск, 2005. – с. 76-81.
19) Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Под ред. И.Т. Касавина. – М.: Канон+, 2009. – 1248 с.