Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Трудоустройство и занятость является государственной проблемой. Для ее решения требуется эффективное трудоустройство, т.е. обеспечение занятости при содействии государственных органов, работодателей, общественных организаций, а также организаций, специализирующихся в содействии, эффективном трудоустройстве на работу в соответствии с личностными характеристиками, уровнем образования и другими способностями накопленного человеческого капитала, отвечающими потребностям рынка труда.
На сегодняшний день малая доля молодых специалистов, которые только получили образование, могут найти достойную работу, не говоря уже о работе по специальности. Это удается сделать самым талантливым и энергичным с активной жизненной позицией.
Всем гражданам, обратившимся в органы службы занятости населения, в целях поиска подходящей работы оказывается содействие в трудоустройстве.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере права граждан на трудоустройство через посредничество органов занятости.
Предметом работы выступают нормы права, регулирующие право граждан на трудоустройство через посредничество органов занятости.
Целью курсовой работы является анализ права граждан на трудоустройство через посредничество органов занятости.
Согласно поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
– рассмотреть понятие занятости и трудоустройства в РФ;
– охарактеризовать основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости;
– проанализировать права граждан в сфере содействия занятости;
– исследовать посредничество органов занятости в трудоустройстве граждан.
Методологическая база исследования. При решении поставленных задач были использованы важнейшие методы познания, выработанные наукой и практикой. Среди них ведущая роль отведена диалектическому метод. Не менее важную роль играют системно-структурный, исторический, логический, статистический, функциональный, сравнительный и иные методы познания.
Теоретической основой исследования являются труды таких авторов, как: Ю.Н. Беляева, Ю.И. Вильданова, Э.Р. Кильмаматова, А.В. Мухин, А.В. Ляхов, Н.В. Даничев, А.А. Малыгин, О.Ю. Греченкова, В.В. Селютина, А.Е. Ушакова, и др.
Структура работы включает введение, две основные части разбиты на подпункты, в заключении делаются выводы, список литературы содержит учебники, монографии и публикации в периодических изданиях.
Глава 1. Теоретические аспекты занятости и трудоустройства в РФ
1.1. Понятие занятости и трудоустройства в РФ
Проблема занятости является основополагающей в современном обществе. Во всей экономической системе, занятость является значительным сектором социально-экономического развития общества, рынок труда, – одним из главных факторов, формирующих ВВП, с одной стороны, а с другой – через него в значительной мере осуществляется социальная функция государства.
По мнению Н.Б. Исхаковой, занятость – это термин, который характеризует состояние человека, включённого в общественно полезную деятельность, она связана с удовлетворением его личных и общественных потребностей, не противоречащих законодательству страны и являющихся обязательными в силу получения дохода .
Показатели занятости и безработицы являются экономическими показателями развития общества и экономических отношений, поскольку трудоспособное население участвует в производстве внутреннего валового продукта. По определению экономической теории «безработица» – экономическое состояние, при котором ищущие работу не могут ее найти при существующей ставке заработной платы.
Оценивается безработица посредством расчета различных индикаторов. Законодательное регулирование уровня безработицы основывается на Законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» . Однако при расчете данных показателей необходимо понимать, что не все население является трудоспособным, то есть тем, которые в силу физических и ментальных качеств не могут исполнять свои обязанности в качестве работника.
Выделяют следующие основные виды занятости: полную, продуктивную, свободно избранную, рациональную, эффективную и социально-полезную.
Полная занятость – это занятость, при которой полностью используется такой экономический ресурс, как рабочая сила. То есть все желающие найти работу и нуждающиеся в ней удовлетворяют свою потребность в этом. Конечно же, достичь 100% занятости населения очень трудно и фактически невозможно, поэтому безработица в данной ситуации имеет место быть, но её уровень является минимальным.
Продуктивная занятость – это занятость, характеризующая уровень занятости профессиональным трудом и выражающаяся отношением числа занятых профессиональным трудом в материальном производстве к общему числу трудовых ресурсов (в процентах).
Свободно избранная занятость – занятость, при которой работник самостоятельно распоряжается своей способностью к труду. То есть человек сам выбирает между занятостью и незанятостью.
Эффективная занятость – это такая занятость населения, которая обеспечивает общественно-приемлемый уровень дохода, физическое состояние человека, рост образовательной и профессиональной ступени каждого гражданина на основе повышения общественной производительности труда .
Социально-полезная занятость – это занятость, которая определяется численностью трудоспособного населения.
Среди такого многообразия форм занятости, можно выделить еще некоторые её виды: скрытая, сезонная, временная, вторичная и многие другие.
В свою очередь, трудоустройство – это процесс вовлечения граждан в общественное производство, осуществляемый при непосредственном участии компетентных органов государства. Вовлечение граждан в общественное производство не что иное, как управление воспроизводством квалифицированной рабочей силы и рациональным ее использованием.
Процесс использования рабочей силы слагается из многочисленных общественных отношений, активным участником которых является человек, наделенный определенными правами и обязанностями. Немаловажное значение в этом процессе играет право вообще и трудовое право, в частности. Несомненно, ведущим мотивом участия в общественно-полезном труде и вступления в трудовые отношения остаются экономические интересы личности. Однако эти интересы становятся стимулом к труду, если они получают государственно-правовую поддержку, будучи закрепленными, в нормах трудового права.
Можно сделать вывод, что достижение полной и эффективной занятости тесно связано с человеческим капиталом, поэтому необходимо делать инвестиции в образование, здоровье, профессиональную подготовку.
1.2. Основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости
Особенностью современного рынка труда является высокая интенсивность движения рабочей силы, большое количество увольнений, и значимый уровень найма новых работников. С основанием рыночных реформ стремительно увеличилось число новых предприятий, как правило, небольших по размеру, но, тем не менее, предоставивших новые рабочие места. В целях снижения остроты общественных трудностей, вызванных ростом безработицы, и создания условий экономического роста государством, разрабатываются меры противодействия росту безработицы и обеспечения стабильного функционирования рынка труда. Весь комплекс используемых форм и методов при этом подразделяется на две категории: меры активного и пассивного характера.
Активный метод содержит меры, стимулирующие создание новых рабочих мест, увеличение производственных возможностей, развитие малого и среднего предпринимательства, профессиональное обучение нетрудоустроенных, привлечение их к активной трудовой деятельности, а также, меры по сохранению занятости на функционирующих предприятиях.
Пассивный метод включает в себя мероприятия по оказанию материальной помощи безработным, досрочное оформление пенсий, обеспечение неоплачиваемых отпусков .
В современной России проблема трудовой адаптации молодежи является чрезвычайно актуальной: на это указывается в многочисленных исследованиях рынка труда. Разумеется, что решение данной проблемы должно осуществляться на основании системного подхода, в рамках общей политики государства в сфере занятости. Соответственно, разработка такого подхода и реализация составляющих его мер должна быть возложена на государственную службу занятости как основную структуру, ответственную за обеспечение должного баланса между спросом и предложением на рынке труда и содействие
Фрагмент для ознакомления
3
1. Нормативные правовые акты
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 11.10.2018, с изм. от 19.12.2018) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
3. Федеральный закон от 05.05.2014 № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 12.05.2014, № 19, ст. 2321.
4. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 11.12.2018) «О занятости населения в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», № 17, 22.04.1996, ст. 1915.
2. Учебники, монографии, брошюры, материалы периодической печати
5. Беляева Ю.Н. Функция содействия занятости населения в социальном государстве: понятие, структура и ее содержание // Евразийский юридический журнал. 2018. № 5 (120). С. 86-89.
6. Вильданова Ю.И., Кильмаматова Э.Р., Мухин А.В. Способы совершенствования системы трудоустройства и занятости // Экономика и социум. 2018. № 5 (48). С. 1807-1812.
7. Исхакова Н.Б. Теоретические концепции занятости населения / Н.Б. Исхакова // Известия Оренбургского государственного аграрного университета: теоретический и научно-практический журнал. – 2015. – № 2 (52). С. 212 – 213.
8. Ляхов А.В., Даничев Н.В. Понятие, элементы и формы занятости населения // Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения Сборник статей по материалам XII международной научно-практической конференции. 2018. С. 109-114.
9. Малыгин А.А., Греченкова О.Ю. Правовой механизм государственной политики в области занятости и трудоустройства // Инновационная наука. 2017. № 2-2. С. 123-125.
10. Мельникова А.К. Занятость населения: понятие и типы // Приоритетные направления развития науки и образования: сборник статей III Международной научно-практической конференции. 2018. С. 93-95.
11. Орлова Е.Е. Занятость населения как правовая категория: понятие и признаки // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. № 1. С. 14-17.
12. Селютина В.В. Проблемы трудоустройства молодых специалистов и содействие в нем органов службы занятости // Профессиональное образование – условие успешной социализации будущих специалистов в современных экономических условиях: Сборник материалов II Всероссийской студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 122-128.
13. Сибаева Д.И. Государственная политика занятости // Опыт и проблемы реформирования системы менеджмента на современном предприятии: тактика и стратегия Сборник статей XVII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 69-72.
14. Ушакова А.Е. Роль службы занятости в содействии трудоустройству молодых специалистов // Проблемы современной науки и образования. 2018. № 2 (122). С. 64-67.
15. Ходеева Л.В. Значение органов занятости в реализации права на труд и обеспечении занятости населения // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 360-368.