Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты описания лексико-семантических групп 6
1.1. Трактовка определения ЛСГ . Структура ЛСГ 6
1.2. Синонимический ряд как компонент ЛСГ 10
Глава 2. Практическое исследование лексико-семантических групп 13
2.1. Прилагательные со значением оценочной характеристики предмета через его признак 13
2.2 Структура ЛСГ. Синонимические ряды. 26
Заключение 29
Список литературы 31
Приложение 35
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Настоящая работа посвящена изучению прилагательных, обозначающих характеристики человека в английском языке. Отметим, что распространенной частью речи в английском языке является именно прилагательное.
Актуальность исследования диктуется активным интересом современной лингвистики к основным теоретическим понятиям грамматики английского языка и его изменениям. В данной курсовой работе рассматривается лексико-семантическая группа прилагательных, обозначающих характеристики прилагательных на примере различных жанров англоязычной художественной литературы.
Язык представляет собой систему, которая является по своей сути сложным структурным образованием. Всякая языковая единица представляет собой многогранное явление, которое в процессе коммуникации представляет всевозможные грани и оттенки собственного лексического значения. Изучение лексических единиц – одна из основных задач современной лингвистики.
Проблемы семантики находятся в центре внимания лингвистов по причине раскрытия посредством данного аспекта коммуникативной сущности языка, способности говорящих к означиванию понятий и взаимодействию между собой. Семантика, находящаяся в основе всех гуманитарных дисциплин и выступающая общим элементом в исследованиях номинации, коммуникации, когниции, справедливо является одним из наиболее приоритетных направлений современного языкознания. Адъективы со значением характеристики (прилагательные характеристики) выделяются в определенный класс лексических единиц современного английского языка благодаря наличию внешних и внутренних для данного класса признаков и связей, присущим ему местом в языковой системе.
Рассмотрение данных прилагательных невозможно вне теории языковой картины мира, лексико-семантических групп, лексико-семантических вариантов, внутренней формы, типологии когнитивных явлений как наиболее значимых для современной лингвистики категорий семантики.
Выбор для анализа прилагательных определяется:
• наличием у называющих интеллектуальные и психические свойства человека единиц более сложного соотношения с реальным денотатом действительности в сравнении с другими адъективными единицами, например, прилагательными, обозначающими физические свойства и состояния; отсюда вытекает значимость исследования состава и структуры образуемых ими ЛСГ для понимания сложного взаимодействия различных факторов, определяющих структуру языка в целом;
• лексико-семантическая группа прилагательных широко представлена во всех языках и используется в разных формах реализации общенародного языка (в литературном языке, просторечии, диалектах);
• прилагательные занимают особое место среди других частей речи и непосредственно указывают на присущий человеку признак, воспринимаемый как его постоянное свойство
• исследование прилагательных характеризующих человека имеет прямое отношение к основной тенденции современного языкознания – антропоцентризму, характеризуют свойства человека, относящиеся к его главной (духовной) индивидуальности и неповторимости.
Особый интерес представляют полисемантичные прилагательные, разноплановая семантическая сфера которых связана с ментальными процессами. Особенностью прилагательных является наличие у них потенциала к развитию вторичных значений. Большинство лингвистов в той или иной степени касаются вопросов вторичной номинации, так как такие номинации выполняют особую роль при вербализации предметов и явлений внеязыковой действительности. Такие прилагательные соединяют в процессе познания интеллектуальные, духовные и волевые качества национального характера в типичных его проявлениях.
Степень научной разработанности. Многочисленные исследования по проблемам лингвистики, проводимые как в нашей стране, так и за рубежом, показывают, что на протяжении нескольких десятилетий основные трудности в изучении определений в современном английском языке, постоянно актуализируются. Этой проблеме посвящены работы А. Вежбицкой, В. фон Гумбольдта, Т. В. Лариной, Л. И. Богдановой, Тер-Минасова С.Г., Горелова И. Н. и многих других.
Объектом нашего исследования стали прилагательные со значением характеристики человека в английском языке.
Предмет исследования – лексико-семантическая группа прилагательных со значением характеристики человека в современном английском языке.
Целью нашей работы стала необходимость изучить и обосновать важность изучения прилагательных в современном английском и на примерах продемонстрировать актуальность этой проблемы.
Задачи исследования. Для того чтобы в полной мере раскрыть тему настоящей работы, необходимо ответить на два основных вопроса:
раскрыть теоретическую базу исследования
изучить функционирование ЛСГ прилагательных со значением характера человека в современном английском языке.
Структура работы. Первая часть работы теоретическая. Она содержит введение, первую главу, которая посвящена изучению ЛСГ прилагательных в теоретическом аспекте. Вторая часть практическая, которая на примерах демонстрирует закономерности использования прилагательных в английском языке. В заключении подведены итоги исследования.
Глава 1. Теоретические аспекты описания лексико-семантических групп
1.1. Трактовка определения ЛСГ . Структура ЛСГ
Один из важнейших вопросов в сфере изучения лингвистики – это вопрос о системе, складывающейся из внутренних категорий языка. Данная система проявляется в общей совокупности всех элементов языка, связанная взаимоотношениями внутри группы.
Лексическая наполняемость языка выявляется в совокупности взаимосвязанных отношений, который представлены в традиционной базе в двух планах:
1. Парадигматический
2. Синтагматический [15]
На этой основе создаются все группы смысловых отношений. Изучение лексической стороны языка как системного понятия преобразовалось в теоретические положения о существовании семантического поля или лексико-семантических группировок.
К изучению лексики образовалось два подхода: семасиологический (от слова к понятию) и ономасиологический (от понятия к слову), эти подходы являются взаимодополняемыми.
В рамках метода описательного анализа в лексическом языковом отображении выделяются различные лексико-семантические группы на основе их классификации.
Само понятие лексико-семантическая группа довольно разнообразно, в своей работе Ф.П. Филин «О лексико-семантических группах слов», определяет под «лексико-семантической группой (в широком смысле) - группу слов, «достаточно тесно связанных между собой по смыслу».
Но в рамках данного понимания понятия в эту группу попадает слишком много объединений: практически все смысловые объединения, синонимы, слова-антонимы, лексико-семантические группы. Следовательно данное понятие широкого объяснения необходимо сузить.
В узком же определении данного понятия лексико-семантическая группа слов определяется как группа слов, объединяемая общими категориями родовой семы и общей принадлежностью к части речи: дуб, сосна, береза (деревья) или фиолетовый, красный, синий, оранжевый (цвет).
Таким образом, можно отметить, что в русском языке все языковые компоненты существуют не изолированно, а в тесной взаимосвязи, обоснованной на разнообразных основаниях. Общее понятие системы можно определить как совокупность элементов, объединенных отношениями внутри группы, достигающих целостного единства. В современном языкознании теоретическое обоснование существования лексической системы находит отражение в различных группах слов, соотносящихся по различным характеристикам: по форме, цвету, значению, характеру взаимоотношений.
Как мы упоминали, внутри системы отношения могут выстраиваться по принципу парадигматическому или синтагматическому. Парадигматические отношения – это отношения на основе противопоставления, либо как трактуют в лингвистике, отношения, выстраиваемые по вертикали.[29]
Синтагматические отношения – это линейные отношения, построенные на принципе определяющего и определяемого, когда каждое слово системы следует одно за другим, выстраивая цепочку из слов.(теория Ф. де Соссюра)
Говоря о различных существующих отношениях, в теории лингвистики выделяют позицию и оппозицию слова в системе. Позиция – это положение единицы в тексте по отношению к иным близким семантическим единицам. Выделяют сильные и слабые позиции. Сильные позиции - это позиции различения слов или их лексико-семантических вариантов. Слабые позиции - это позиции не различения позиции нейтрализации значений слов или их ЛСВ.[18]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азарова, И. В. Использование сетевых представлений лингвистических данных при автоматической обработке текста: автореф. дис. ... канд. филол. наук: (10.02.21)/ И.В. Азарова; ЛГУ. - Л., 1989. - 16 с.
2. Акопян, К.В. Прилагательные со значением ментальности в системе английского и русского языков (структурный и когнитивный аспекты): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / К.В. Акопян; Военный университет МО РФ. - Москва, 2005. — 21 с.
3. Альчикова, О.М. Лексико-семантическая группа параметрических имен прилагательных зрительного восприятия в алтайском языке (в сопоставлении с киргизским языком): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20 / О.М. Альчикова; Новосибирский гос. ун-т. - Новосибирск, 2004.- 20 с.
4. Апресян Ю. Д. Коннотации как часть прагматики слова // Ю. Д. Апресян. Избранные труды, т. 2. Интегральное описание языка и системная лексикография. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1995
5. Апресян Ю. Д. Кобозева 2000 — Кобозева И. М. Лингвистическая семантика. М., 2000
6. Апресян, Ю.Д. Лексическая семантика (синонимические средства языка) / Ю.Д. Апресян. - М.: Наука, 1974 - 367 с.
7. Арутюнова Н.Д. Время: Модели и метафоры / Арутюнова Н.Д // Логический анализ языка. - М., Советская энциклопедия, 1979. - С. 51 - 61.
8. Бабич, Г. Н. Лексическая сочетаемость группы английских прилагательных, обозначающих некоторые качества звука: автореф. дис. ... канд. филол. наук: (10.02.04) / Г.Н. Бабич; Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - М., 1975. - 23 с.
9. Бенвенист Э. Общая лингвистика / Бенвенист Э. - М.: Наука, 1974. -248 с.
10. Бублик, О. В. Синонимические ряды прилагательных со значением размера и пути их пополнения: (На материалах англ. яз.): автореф. дис. ... канд. филол. наук: (10.02.04) / О.В. Бублик/ Львов, гос. ун-т им. И. Франко. - Львов, 1991.-15 с.
11. Вежбицкая, Анна. Что значит имя существительное? (или Чем существительное отличается по значению от прилагательного?) / А. Вежбицкая // Семантические универсалии и описание языков: Пер. с англ. - М., 1999. - С. 91-133.
12. Вольф, Е.М. Функциональная семантика оценки / Е.М. Вольф. - 2-е изд., доп. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 260 с.
13. Гак, В.Г. К типологии лингвистических номинаций.// Языковая номинация. Общие вопросы. - М..:; Наука, 1977. - С. 84-194.
14. Горбаневская, Г. В. Семантическое поле звучания в современном русском языке: (10.02.01): автореф. дис. ... канд. филол. наук: (10.02.04) /\ Г.В. Горбаневская - М., 1985. - 16 с.
15. Зайнуллина, Л.М. Лингвокогнитивные аспекты исследования адъективной лексики: на материале башкирского, английского, немецкого и французского языков: автореф. дис. ... докт. филол. наук: 10.02.20 / Л.М. Зайнуллина; Башкир, гос. ун-т. - Казань, 2004. - 41 с.
16. Залевская, А. А. Межъязыковые сопоставления в психолингвистике: Учеб. пособие / А.А. Залевская. - Калинин : Калинин, ун-т, 1979. - 84 с.
17. Климова, Л. И. Антонимичные значения полисемантичных слов в современном русском языке: (10.02.01): автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л.И. Климова; Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. - Л., 1975. - 22 с.
18. Кубрякова, Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова / Е.С. Кубрякова. - М.: Наука, 1981. - 200 с.
19. Кузьмина, М.А. Русская и итальянская адъективная метафоризация в сопоставительном аспекте: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20 / М.А. Кузьмина; Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск, 2009. - 28 с.
20. Куценко, А. В. Семантическая структура прилагательных - вкусообозначений и их лексическая сочетаемость в английском и русском языках: (10.02.04): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. - М„ 1979.- 16 с.
21. Лопатин, В.В. О типологии словообразовательного значения имени существительного (на материале существительных, мотивированных глаголами) / В.В. Лопатин // Актуальные проблемы лексикологии. Тез. докл. конф. / [Отв. ред. проф. К.А. Тимофеев]. — Новосибирск: Изд-во Новосибирск, ун-та, 1971. —С. 277-298.
22. Лукьянова Н.А. О семантике и типах экспрессивной лексики. // Вопросы языкознания, М., 1995.
23. Мерзлякова, А. X. Типы семантического варьирования прилагательных поля "Восприятие": На материале англ., рус. и фр. яз.: Монография / А.Х. Мерзлякова. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 350 с.
24. Писанова, Т. В. Национально-культурные аспекты оценочной семантики: Эстет, и этич. оценки / Т.В. Писанова. - М.: Икар, 1997. - 320 с.
25. Ревзина О. Г. О понятии коннотации // Языковая система и еѐ развитие во времени и пространстве: Сборник научных статей к 80-летию профессора Клавдии Васильевны Горшковой. — М.: Изд-во МГУ, 2001 32.
26. Татаренко, С.В. Сопоставительное исследование прилагательных эстетической оценки в русском и английском языках: автореф. дис. ...канд. филол. наук: 10.02.20 / С.В. Татаренко; Урал. гос. пед. ун-т. - Челябинск, 1999. -22 с.
27. Ташлыкова, М.Б. Количественная метафора в сфере параметрических прилагательных (широкий - узкий: стратегии семантического вывода) М.Б. Ташлыкова // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2006. Т. 27. № 3. С. 155-160.
28. Телия В. Н. Номинация // Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: СЭ, 1990. — С. 336—337.
29. Уфимцева, А.А. Языковая номинация: Общие вопросы / А.А. Уфимцева. - М.: Наука, 1977. - 359 с.
30. Фрумкина, Р.М. Цвет, смысл, сходство. Аспекты психолингвистического анализа./Р.М. Фрумкина. М.: Наука, 1984. ~ 175 с.
31. Харитончик, З.А. Прилагательное: Значение, словообразование, функции: автореф. дис. ... докт. филол. наук: 10.02.19 / З.А. Харитончик; Ин-т языкознания АН БСССР. - Москва, 1986. — 61с.
32. Шипицына, Г.М. О системных взаимосвязях признаков качественности имен прилагательных / Г.М. Шипицына // Рус. яз. в школе. - М., 2000.-№ 5.-С. 24-30.
33. Шрамм, А. Н. Аспекты семасиологического исследования качественных прилагательных: (10.02.01): (На материале соврем, рус. яз.). Автореф. дис. ... д-ра филол. наук \ А.Н. Шрамм. - Л., 1980. - 27 с.