Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы связана с тем, что Конституция РФ и другие нормативно-правовые акты России требуют от прокуратуры осуществления ряда мероприятий по защите прав граждан. Здесь нужно иметь в виду, что прокуратура имеет права по исправлению несправедливостей в части незаконного ареста и содержания под стражей гражданина.
Нужно так же отметить, что прокурор обязан незамедлительно освобождать гражданина, находящегося в психиатрическом стационаре на медико-психиатрической или судебно-психиатрической экспертизе, как без решения суда, так и без постановления прокурора. Так же нужно указать, что прокурору вменяется в обязанности осуществлять профилактику подобного рода случаев в будущем.
К сожалению, нужно отметить, что прокуратура не имеет возможности осуществлять плановые проверки учреждений предварительного заключения. Кроме этого нужно учитывать, что в таких учреждениях содержится большое количество задержанных как дожидающихся суда, так и проходящих различные экспертизы.
К сожалению, нужно отметить, что защита прав граждан, содержащихся под стражей в местах предварительного заключения, остается довольно большой проблемой. Дело в том, что прокурор может защитить права гражданина, только ознакомившись с заявлением гражданина. После этого он может провести прокурорскую проверку с целью установления факта или фактов нарушения прав гражданина [2].
После такой проверки прокурор может вынести соответствующее постановление или определение в адрес руководства следственного изолятора или органа, ведущего следствие. Однако проблема здесь состоит в том, что прокурор имеет множество других функций и задач. Именно поэтому возникает вопрос выполнения прокурором функций, возложенных на него ст. 32 и 33 ФЗ № 2202-1.
Однако при этом важно подчеркнуть, что прокурор и его помощники имеют полное право посещать следственные изоляторы и общаться с заключенными. При этом руководство изолятора не имеет права чинить препятствия для такого общения. Прокурор обязан немедленно освобождать заключенного от нахождения в штрафных изоляторах и других штрафных мер, если они наложены незаконно или несправедливо [7].
Более того прокурор обязан освобождать гражданина их изолятора если его нахождение там является незаконным или помещение осуществлено с нарушением норм законодательства РФ. Однако, как упоминалось выше, у прокуратуры просто нет возможности отслеживать все процессы, связанные с нахождением граждан в изоляторах предварительного заключения.
Именно поэтому возникает идея создания специализированного органа или отдела при прокуратуре, который будет заниматься вопросами законности и охраны прав как заключенных в тюрьмах, так и в изоляторах временного задержания и в других учреждениях предварительного заключения. При этом важно, чтобы как прокурор, так и адвокат имели возможность постоянного доступа к задержанному гражданину.
При проведении своей деятельности прокуратура осуществляет постоянный контроль и надзор за исполнением законов и соблюдением Конституции Российской Федерации.
Цель работы – установить особенности прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в местах предварительного заключения.
Объект исследования – прокурорский надзор.
Предмет исследования – особенности прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в местах предварительного заключения.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования;
2. Выявление функций и задач прокурорского надзора;
3. Выявление особенностей прокурорского надзора в уголовном процессе;
4. Определение вариантов улучшения положения прокурорского надзора в уголовном процессе;
5. Сделать выводы по итогам исследования.
Новизна исследования.
В настоящее время вопрос защиты прав граждан, находящихся под следствием в изоляторах в отечественной правовой литературе раскрыт слабо. За последнее десятилетие по данной проблеме появилось довольно большое количество изданий, но по большей части авторы скорее раскрывают цели и задачи прокуратуры по защите прав граждан в целом. Соответственно проблеме защиты прав именно задержанных граждан внимание уделяется минимальное.
Адвокатское сообщество отмечает, что как органы предварительного дознания, так и сами учреждения предварительного заключения часто нарушают права задержанных граждан необоснованно. Это происходит как в части мер наказания гражданина силами сотрудников изолятора, так и в виде необоснованного заключения под стражу.
Андреева В.С. и Логинова О.В. отмечают, что без принятия срочных радикальных мер направленных на защиту прав граждан, находящихся под следствием или подозреваемых в совершении преступления сложно говорить об их дальнейшей реабилитации и возвращении в общество. Такой же точки зрения придерживаются Фролов Е.Ю. и Тимофеев Ю.И.
Борисова А.А., Назарова Т.В. отмечают, что в рамках прокуратуры необходимо создавать специальный отдел, который должен заниматься вопросами защиты прав задержанных и отбывающих наказание граждан. Это позволит снять часть нагрузки с прокуроров, работающих над раскрытием тех или иных дел.
Терентьев Е.Н., Герасимов П.С. отмечают, что такой отдел позволит специальным прокурорам вести надзор над целыми тюрьмами или изоляторами. При этом они смогут постоянно находиться в таких учреждениях и немедленно реагировать на все жалобы и пожелания задержанных граждан.
1. Понятие о прокурорском надзоре
1.1. Определение функций прокурорского надзора
В современных российских условиях перед правоведами встал вопрос об определенности правового статуса российской прокуратуры. Защита трудовых, жилищных, имущественных, экономических, политических прав человека и гражданина, является одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.
Указание на эти направления деятельности прокуратуры Российской Федерации свидетельствует об острой необходимости определения путей ее дальнейшего развития и месте в структуре государственного механизма. Недостаточно четкая определенность правового статуса Российской прокуратуры порождает многочисленные дискуссии, создающие благоприятную почву для действий противников существования прокуратуры как многофункционального органа, выступающих за проведение радикальных преобразований [2].
В условиях формирования гражданского общества и построения правового государства правовая защищенность граждан приобретает особую значимость.
В связи с этим, одной из многочисленных тем для обсуждения остается проблема сохранения и усиления правозащитного потенциала прокуратуры, иллюстрацией которого являются полномочия прокуроров по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, а также прав и свобод человека и гражданина. Не стоит забывать также и том, что одной из основных целей в деятельности прокуратуры является защита прав и свобод человека и гражданина [3, с. 15].
Существует множество концепций прав человека: религиозные, позитивистские, естественно-правовые и другие. Однако это не препятствует формированию универсальной концепции межгосударственного сотрудничества в области прав человека на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
Представляется, что именно межгосударственная интеграция, прежде всего, на уровне органов прокуратуры позволит более эффективно обеспечивать и развивать механизмы защиты прав и свобод личности. Развитие межгосударственного сотрудничества в этой области связано с укреплением международного мира и безопасности, а также с последовательным соблюдением других общепризнанных принципов международного права.
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина выделен законодателем в самостоятельную надзорную отрасль (направление деятельности) Федеральным законом от 10.02.99. № - 31 ФЗ. Вместе с тем, грань между «общим» надзором и надзором за соблюдением прав и свобод личности тонкая [7].
О неразрывности обозначенных направлений деятельности прокуратуры свидетельствует общность полномочий (актов реагирования прокурора на нарушение закона), реализуемых прокурорами как в «общем» надзоре, так и в надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
В частности, ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прямо указывает, что прокуроры, осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод личности, используют полномочия, предусмотренные ст. 22 данного закона. Протесты и представления вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены ст. ст. 23 и 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 28 закона) [2].
К числу специфических полномочий прокурора, реализуемых только при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, относятся следующие полномочия, указанные в ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [2]:
• рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
• разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
• принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
• в случае, нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы. В случае, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (точка доступа 08.01.2019)
2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (действующая редакция от 27.12.2018 г.) «О прокуратуре Российской Федерации».// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ (точка доступа 08.01.2019)
3. Агутин А. В. К вопросу о «древе» целей прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела // Бизнес в законе. - 2013. - №3. – С. 15-26
4. Андреева В.С., Логинова О.В. Прокурорский надзор в судебном процессе. – Владивосток: Фортуна, 2017 – 443 с.
5. Борисова А.А., Назарова Т.В. Прокурорский надзор. Правовые основы. – Екатеринбург: БКИ, 2016 – 395 с.
6. Гоголевский А.В. К вопросу о понятии и сущности правового статуса российской прокуратуры // Пробелы в российском законодательстве. – 2014. – №5. – С. 86-96
7. Гоголевский А.В. К вопросу о прокурорском надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. Соблюдение конституционных прав. – Екатеринбург: Уральская Государственная Юридическая Академия, № 6, 2014 – С. 247-252 – https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-prokurorskom-nadzore-za-soblyudeniem-konstitutsionnyh-prav-i-svobod-cheloveka-i-grazhdanina-v-rossiyskoy-federatsii-na-primere (точка доступа 07.01.2019)
8. Дементьева Н.С., Нестерова И.О. Прокурорский надзор. Структура и деятельность. – Новосибирск: Гео, 2015 – 417 с.
9. Жукова С.В., Орлова Е.Ю., Белова И.А. Статус органов прокуратуры и их деятельность в сфере защиты прав человека и гражданина. – СПб.: Евразия, 2017 – 450 с.
10. Котов В.С., Медведев Ф.М. Прокурорский надзор. Анализ применения в странах ЕврАзЭС. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство. – 2018, 398 с.
11. Матвеев Д.И. Место прокуратуры в системе правоохранительных органов России. Монография. – М.: Изд-во РГУП, 2016, 277 с.
12. Новиков В.В., Ильин Ю.С. Охрана и защита прав задержанных граждан в России. – Калининград: Терра Балтика, 2016, 463 с.
13. Серебренникова А. В. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина по УК РФ и уголовному законодательству Германии: критерии криминализации // Бизнес в законе. - 2013. -№2. – С. 90-115
14. Терентьев И.Н., Герасимов П.С. Особенности защиты прав задержанных прокуратурой в странах ЕврАзЭС. Монография. – СПб.: Изд-во Межрегионального института экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2015, 305 с.
15. Федькин П.А., Егоров Ф.И., Щукин Б.М. Защита прав и свобод граждан. Роль и задачи прокуратуры. – СПб.: Специальная литература, 2016, 381 с.
16. Фролов Е.Ю., Тимофеев Ю.И. Прокурорский надзор. – Казань: Познание, 2017, 406 с.
17. Чурикова А.Ю. Особенности прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав и свобод личности в российском уголовном процессе. / Международная ассоциация правосудия – http://www.iuaj.net/node/260 (точка доступа 06.01.2019)