Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. На протяжении длительного времени зарубежная Европа является одним из важнейших центров мирового туризма. Здесь имеются возможности для разнообразных видов отдыха. Морские курорты способствуют прекрасному восстановлению сил, культурные и исторические центры располагают интереснейшими экскурсионными турами, лечебновосстановительные курорты предоставляют хорошие возможности для оздоровления организма. При этом часто не требуется значительных финансовых затрат для организации отдыха, что способствует увеличению туристического потока из года в год.
Однако следует отметить, что для постоянного повышения потока туристов необходимо соответствовать современным потребностям. В связи с этим требуется регулярное введение инноваций в сферу туризма.
Степень изученности проблемы. Исследованием туристских ресурсов занимались такие отечественные авторы, как А. Ю. Александрова, М. А. Жукова, В. С. Новиков, Е. А. Окладникова, И. Г Филиппова, А. Н. Шохин и др. Следует отметить, что данная тема изучена в достаточной степени, однако в связи с современными изменениями в сфере европейского туризма необходимы новые исследования в данном направлении.
2
Глава 1. Теоретические основы исследования туристских ресурсов в Зарубежной Европе
1.1. Общая характеристика туристских ресурсов
Развитие сферы туризма в условиях рыночной экономики нуждается в наличии рекреационных ресурсов, финансов, технологии и квалифицированных кадров. В отличие от других отраслей экономики, туристские ресурсы разнообразны и включают в себя естественные и антропогенные геосистемы, объекты и явления, происходящие в природе, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью. В связи с этим они могут применяться для организации отдыха и восстановления определённого контингента людей посредством актуальной технологии и финансовых условий .
Важным компонентом туристских и рекреационных ресурсов являются работники сферы туризма, которые принимают участие в организации, проведении и обслуживании туристической деятельности. Эффективность развития туристического бизнеса также нуждается в современной инфраструктуре, так как без этого даже при высоком аттрактивном качестве природных и культурных комплексов освоение их большим кругом потребителей не представляется возможным .
Так же, как и любые другие, рекреационные ресурсы являются органиченными, т. е. они имеют определённый объём (потенциальные запасы), условия использования, время эксплуатации, стоимость.
Основными факторами развития туристического бизнеса являются:
1. Капитал
2. Технологии;
3. Кадры
4. Туристические ресурсы .
В первую очередь для старта бизнеса в сфере туризма необходимо выбрать месторасположение, где имеются туристско-рекреационные ресурсы, а если такого места нет, то создать его. Это на протяжении длительного времени является одной из специфических особенностей туристического бизнеса. Поскольку туристические ресурсы - наиболее дешёвый компонент из перечисленных, то в целом они определяют рентабельность бизнеса в сфере туризма. Если деятельность в сфере туризма связана с разработкой туристических ресурсов (а не с потреблением имеющихся), то себестоимость туристического продукта значительно возрастает .
Туристские ресурсы - это совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, которые могут быть использованы для создания туристического продукта. Как правило, именно туристские ресурсы служат ключевым фактором выбора направления туристского бизнеса в определённом регионе.
Туристские ресурсы обладают следующими основными свойствами:
3
1. Привлекательность
2. Доступность
3. Климатические условия
4. Экскурсионная значимость
5. Пейзажные характеристики
6. Социально-демографические характеристики
7. Степень изученности
8. Потенциальные запасы
9. Способы использования .
Данные ресурсы используются в туристических, спортивных, познавательно-ознакомительных и оздоровительных целях.
2.1. Обзор важнейших особенностей туристских ресурсов зарубежной Европы
На территорию Европы приходится западная часть континента Евразии. Площадь территории составляет 10,8 млн. кв.км. Граница Европы с Азией проходит по восточному подножью Урала, рекам Эльба, Кума, Маныч, Каспийскому, Азовскому, Чёрному морям. Территориальногеоргафическое расположение, экономическое развитие, культурно-историческое наследие оказывает значительное влияние на развитие туризма в Европе.
Большинство Европейских государств имеет выход к Атлантическому и Северо-Ледовитому океану и их морям, что благоприятно сказывается на развитии туристских связей с другими странами. Основная часть Европы - это равнинные или холмистые местности. Наиболее крупные равнины - Восточно-Европейская, Среднеевропейская, Средне- и Нижнедунайская, Парижский бассейн. Горы занимают 17% территории. Основные горные системы - Альпы, Карпаты, Аппенины, Пиренеи, Карпаты, часть Кавказа .
На большей части территории климат умеренный. На западе он океанический, на востоке - континентальный. На северных островах климат субарктический и арктический, в южной Европе - средиземноморский. Значительная часть Северной Европы покрыта современными ледниками. На многих островах в Исландии, на Шпицбергене, Новой Земле имеется покровное оледенение, а в Альпах – горное.
Занимая небольшую часть Земли (4% суши), Европа является одним из самых густонаселенных регионов мира. Здесь проживает 786 млн. человек. Довольно пестра этническая карта современного Европейского континента.
Экономико-географическое положение стран зарубежной Европы определяется двумя главными чертами .
4
Во-первых, соседским положением этих стран по отношению друг к другу. При сравнительно небольших размерах территории, малой ее "глубине" и хорошей транспортной "проходимости" эти страны либо непосредственно граничат, либо разделены небольшими расстояниями. К тому же их границы проходят преимущественно по таким природным рубежам, которые не создают значительных препятствий для транспортных связей.
Во-вторых, приморским положением подавляющего большинства стран, многие из которых расположены вблизи от самых оживленных морских путей. В западной части региона нет места, удаленного от моря более чем на 480 км, в восточной - на 600 км. Вся жизнь Великобритании, Нидерландов, Дании, Норвегии, Исландии, Португалии, Испании, Италии, Греции с древних времен тесно связана с морем, "дочь моря" -- так можно сказать про каждую из них .
По национальному составу население зарубежной Европы относительно однородно: подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье. При этом родственные языки славянской, романской, германской групп имеют значительные черты сходства. То же свойственно и языкам уральской семьи. Тем не менее, этническая карта региона, складывавшаяся на протяжении тысячелетий, не так проста. Наряду с однонациональными, здесь немало государств со сложным национальным составом, в которых в последнее время наблюдается обострение межнациональных отношений .
Во всех странах зарубежной Европы господствующая религия - христианство. В Южной Европе резко преобладает католицизм, в Северной- протестантство; а в Средней они находятся в разных соотношениях. В Риме расположен мировой центр католицизма- Ватикан .
Зарубежная Европа - один из наиболее густонаселенных регионов мира. При этом размещение населения в нем, прежде всего, определяется географией городов. Общее число городов измеряется многими тысячами, а сеть их очень густая. Постепенно, на протяжении тысячелетий, сложился западноевропейский тип города, корни которого восходят к временам Римской империи и средневековья.
Глава 2. Анализ потенциала и перспектив развития туристских ресурсов Зарубежной Европы
2.1. Актуальные возможности повышения эффективности туристских ресурсов
В настоящее время в сфере туристического развития отмечается значительное влияние различных инноваций. К инновационной деятельности в сфере туризме следует относить все виды деятельности в рамках инновационного процесса, включая информационное обеспечение потенциальной конкурентной среды и потребительских свойств товаров и услуг конкурирующих фирм, маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей, разработка новаторских решений и идей, а также поиск партнёров по финансированию и осуществлению инновационных проектов .
С целью определения эффективности возможных нововведений, как правило, эффективным является применение SWOT-анализа. Название «SWOT-анализ» - это аббревиатура начальных букв английских слов:
5
S - strengths (силы)
W - weaknesses (слабости)
O - opportunities (возможности)
T - threats (угрозы) .
Strеenghts – силы. В бизнес-плане инновационного туристического продукта необходимо отразить сильные стороны планируемой деятельности. Такими могут быть новизна предлагаемого результата инновационной деятельности, её высокий спрос на современном и перспективном рынке туристических продуктов и услуг, использование научных достижений, снижение материальных затрат, привлечение квалифицированных работников.
Weaknesses (слабости). К внутренним слабостям компании можно отнести неудовлетворительное качество, низкую квалификацию работников, большие расходы, нерациональные методы ведения хозяйственной деятельности и др.
Opportunities – возможности. В бизнес-плане инновационной туристической продукции необходимо провести анализ внешних факторов, которые могут оказать влияние на эффективность развития планируемого бизнеса. Воздействие данных факторов не зависит от компании, но их можно использовать для повышения экономической эффективности. К этим факторам можно отнести:
1) Поддержку государством данной отрасли
2) Уход конкурентов с рынка
3) Возрастание спроса на данный вид туристического товара или услуги .
Threats – угрозы. При анализе бизнес-плана инновационного проекта в сфере туризма также является необходимым учёт возможного влияния негативных факторов, которые могут снизить экономическую эффективность планируемой деятельности или вовсе привести её к краху.
2.2. Анализ потенциала и перспектив туристских ресурсов Зарубежной Европы
С целью определения возможностей использования туристских ресурсов в странах Зарубежной Европы нами было проанализировано количество прибытий туристов в различные государства (рис.2.1).
Рисунок 2.1. Количество прибытий туристов в различные страны Европы в 2018 году
Таким образом, в данный период абсолютным лидером по количеству прибывших туристов стала Франция. Немного уступают ей Испания и Италия. Таким образом, сохраняется общая тенденция туристического развития Зарубежной Европы.
Наиболее популярными видами туризма стали пляжный отдых и экскурсии (рис.2.2)
Европы в 2018 году
6
Анализ различных источников литературы и интернет-ресурсов, а также данные, полученные в ходе анализа статистических данных, позволяют провести SWOT-анализ туристического потенциала стран Западной Европы.
Сильные стороны:
1. Выход к морю наиболее развитых государств
2. Хорошие возможности для развития горнолыжного туризма
3. Развитая инфраструктура туристических объектов
4. Обилие исторических и культурных памятников, что обеспечивает хорошие возможности для развития экскурсионного туризма.
5. Наличие большого числа международных аэропортов
Заключение
В настоящее время значение туризма возрастает с каждым годом. Во-первых, это связано с развитием общественных возможностей, во-вторых, с тем, что в последние годы усиливается действие различных стрессоров, что вызывает необходимость полноценного качественного отдыха.
Для того чтобы предпринимательская деятельность в сфере туризма была прибыльной и эффективной, необходимо систематическое обновление и совершенствование имеющихся ресурсов. Важное значение при этом имеет применение инноваций. Обзор мировой практики в сфере услуг показывает, что именно инновации являются движущей силой экономического развития в данном направлении. Инновационная деятельность в сфере туризма становится всё более актуальной в связи с изменение потребностей клиентов, повышению возможностей для них.
В Европе возможности организации туризма весьма обширны. Здесь имеется возможности для отдыха на морских курортах, обзора культурных и исторических центров, которые располагают интереснейшими экскурсионными турами, посещения лечебно-восстановительных курортов, предоставляющих хорошие возможности для оздоровления.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Александрова, А.Ю. Международный туризм / А.Ю. Александрова. - М.: Аспект пресс, 2016. - 460 c.
2. Богалдин-Малых, В.В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса: Учебное пособие / В.В. Богалдин-Малых. - М.: МПСИ, 2012. - 560 c.
7
3. Виды туризма в Европе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tourfaq.net/travelbusiness/geografiya-turizma/vidy-turizma-v-evrope/(Дата обращения: 26.01.2019)
4. Влияние туризма на экономику стран Южной Европы на примере Испании[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://novainfo.ru/article/7251 (Дата обращения: 26.01.2019)
5. Восточное измерение Европейского Союза и Россия. Международная конференция. Сборник докладов: моногр. . - Москва: Мир, 2017. - 168 c.
6. Документы Европейского союза: Договоры, утверждающие Европейские сообщества / ред. Ю.А. Борко. - М.: Право, 2017. - 388 c.
7. Европейский Союз в XXI веке. Время испытаний. - М.: Весь Мир, 2014. - 656 c.
8. Жукова, М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М.А. Жукова. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 200 c.
9. Зубенко, В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник и практикум / В.В. Зубенко, О.В. Игнатова, Н.Л. Орлова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 409 c.
10. Международный туризм в Европе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://poland1.top/turizm/mezhdunarodnyj-turizm-na-primere-evropy.html (Дата обращения: 26.01.2019)
11. Новиков, В. С. Инновации в туризме / В.С. Новиков. - М.: Академия, 2013. - 208 c.
12. Окладникова, Е. А. Международный туризм. География туристских ресурсов мира / Е.А. Окладникова. - М.: Учитель и ученик, Омега-Л, 2014. - 384 c.
13. Рынок международного туризма: состояние и тенденции Электронный ресурс]/режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-mezhdunarodnogo-turizma-sostoyanie-i-tendentsiirazvitiya (Дата обращения: 26.01.2019)
14. Современные тенденции развития туризма в Европе[Электронный ресурс]/режим доступа: https://works.doklad.ru/view/Rs7cKXOaEnk/all.html
15. Статистика туризма [Электронный ресурс]/режим доступа: https://vawilon.ru/statistika-vturizme/ (Дата обращения: 26.01.2019)
16. Турбизнес в Европе [Электронный ресурс]/режим доступа: http://www.personaltrening.com/node/874 (Дата обращения: 26.01.2019)
17. Филиппова, И. Г. География туризма / И.Г. Филиппова, В.Л. Погодина, Е.А. Лукьянов. - М.: Бизнес-пресса, 2013. - 266 c.
18. Шохин, А.Н. Взаимодействие бизнеса и власти в Европейском Союзе / А.Н. Шохин. - М.: Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ), 2014. - 207 c.
19. Exports from internation tourism rise 4% in 2015 / The World Tourism Organization. Madrid, 2016. P. 3-8.
8
20. 2016: The year of the next global financial crisis [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.neweconomics.org/ (Дата обращения19.01.2019)