Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В условиях современного общества здоровый образ жизни приобретает все большую значимость. Сегодня в мире наблюдается тенденция к сохранению и приумножению здоровья, улучшению его основных показателей. Все больше людей стремится избавиться от вредных привычек, правильно питаться, заниматься различными видами спорта, позволяющими сохранить не только физическое, но и психическое здоровье. Спорным остается вопрос, является ли это потребностью и стремлением современного общества, или все это следствие пропаганды [1].
Сегодня, можно сказать, что в обществе довольно на высоком уровне находится потребность в здоровом образе жизни. Нет ни одного исторического периода, который по мощности этого показателя мог бы сравниться с состоянием общественного сознания сегодня [2].
В настоящее время все больше людей делает свой выбор в пользу физической культуры и спорта, отказа от вредных привычек. Существенно возрастает число людей, занимающихся спортом регулярно. Так, в соответствии с данными Росстат, уровень потребления табака за последние 3
2
года снизился с 33,7% до 28,3%, благодаря принятию правительством РФ антитабачной программы в 2013 году. Выросло и количество людей, регулярно занимающихся спортом, с 20,6% населения в 2012 году, до 29,3% в 2016 году, чему, безусловно, поспособствовала успешно проведенная олимпиада в Сочи и усилившаяся пропаганда спорта и здорового образа жизни в целом. Все это свидетельствует о том, что пропаганда здорового образа жизни ведется с положительным успехом.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования роли бокса в укреплении здоровья населения
1.1. Современное состояние пропаганды здорового образа жизни среди различных слоев населения
Одним из приоритетов современной государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации и усиления пропаганды здорового образа жизни.
Под здоровым образом жизни следует понимать такой образ жизни, который способствует сохранению и преумножению как физического, так и психического здоровья человека, и основан на добровольном и осознанном стремлении человека к поддержанию здоровья, профилактике заболевания, отказу от вредных привычек.
Главные составляющие здорового образа жизни – это отказ от вредных привычек, здоровое рациональное питание, сбалансированный режим физических нагрузок, плодотворная трудовая деятельность [3].
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является важным фактором здоровья: повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний.
В здоровый образ жизни включают разные составляющие, но большинство из них считаются базовыми:
- воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
- окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
- отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;
- питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
- движение: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учетом возрастных и физиологических особенностей;
- формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;
3
- гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
- закаливание [4].
Активную роль в распространении стремления к здоровому образу жизни играет пропаганда ЗОЖ.
Под пропагандой здорового образа жизни понимают широкий спектр деятельности - от просветительских и выездных программ работы с населением до использования средств массовой информации - деятельности, направленной на то, чтобы люди ответственнее относились к своему здоровью и располагали необходимой информацией для его сохранения и укрепления. Важная роль в пропаганде играют СМИ.
СМИ – это средства массовой информации, представленные различными средствами, оказывающими воздействие на массы населения: телевидение, радио, газеты, просветительские кампании, акции и мероприятия [5].
Известно, что СМИ оказывают воздействие на различные возрастные группы: дошкольники, школьники и студенты, взрослая часть населения, люди пожилого и старческого возраста. Рассмотрим подробнее, как и какими методами и средствами СМИ влияет на сознание населения и различные возрастные группы, пропагандируя ЗОЖ.
В первую очередь, СМИ изменяют сознание и поведение женщин, мужчин, подростков, вовлекая их в профилактические программы, регулярно информируя о преимуществах здорового образа жизни, улучшая знания людей о факторах риска и факторах, способствующих здоровью.
1.2. Бокс как средство физического развития и укрепления здоровья
Анализ литературных данных показывает, что бокс является одним из эффективнейших средств развития физических качеств и способностей, которые лежат в основе полноценного физического развития, нормализации основных физиологических функций, способствует укреплению здоровья. Бокс способствует развитию комплекса физических качеств, лежащих в основе здорового и полноценного функционирования организма: ловкость, сила, быстрота, координация, выносливость, гибкость.
Под физическими качествами и способностями мы подразумеваем набор основных качеств и способностей человека, с помощью которых можно определить уровень физического развития. В первую очередь физические качества определяются морфофункциональным развитием организма, особенностями биохимического обмена в организме. К числу основных характеристик относят: конституция организма, функциональное состояние органов и систем органов и организма в целом.
Конституцию организма характеризует ряд признаков: телосложение, рост, вес, окружность тела и другие показатели. Двигательная функция занимает особое положение среди множества других функций, она определяет способность человека к передвижению, а также способствует выполнению определенного объема движений. Двигательная функция определяет уровень развития и сформированности двигательных качеств организма [17].
4
Установлено, что развитие физических качеств тесно связано с формированием двигательных навыков. Основные двигательные качества - ловкость, быстрота, гибкость, равновесие, глазомер, сила, выносливость. При любом виде движений проявляются двигательные качества и их комплекс. Однако преимущественное значение имеет один из основных видов движения, который является ведущим [11].
Под ловкостью понимают способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраиваться в соответствии с меняющимися условиями окружающей среды в минимальные сроки [12]. Ловкость развивается в результате систематического выполнения новых упражнений, применения нового и разнообразного инвентаря, оборудования. В результате развития ловкости существенно возрастает пластичность нервной системы, улучшается координация движений, появляется способность к дальнейшему освоению новых и сложных видов движения. При помощи ловкости подросток приобретает способность к выполнению большого разнообразия движений в меняющихся условиях окружающей среды.
Быстрота представляет собой способность человека к выполнению движений в максимально короткие сроки. Быстрота легко развивается в старшем школьном возрасте, поскольку этот период характеризуется высокой пластичностью нервной системы, относительной легкостью образования и перестройки условных связей. Высокую эффективность имеют упражнения, направленные на ускорение, скорость, изменение темпа.
Под глазомером понимаем способность старшего школьника определять расстояние, применяя при этом зрение и мышечные ощущения. Глазомер развивается при выполнении любых упражнений и видов движений. Также при помощи глазомера измеряется расстояние между предметами, дистанции [13].
Глава 2. Практические аспекты исследования роли бокса в укреплении здоровья
2.1. Организация исследования
Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы. В эксперименте приняло участие 10 учащихся, занимающихся боксом. Возраст – 14-15 лет.
Цель эксперимента – определить влияние занятий боксом на состояние здоровья учащихся.
Гипотеза эксперимента. Мы предположили, что бокс является эффективным средством укрепления здоровья, поскольку обеспечивает полноценное и комплексное развитие основных физических качеств. В процессе занятий боксом развивается интенсивное утомление, после которого наступает восстановление, что способствует укреплению здоровья.
Для исследования уровня нагрузки, а также для проверки развивается ли у школьников утомление в процессе занятий боксом, нами была проведена пульсометрия с последующим анализом нагрузки [21].
Для определение характера нагрузки на уроке использовались следующие физические упражнения [22]:
Ходьба
5
Специальные упражнения в движении
Бег в умеренном темпе
ОРУ с набивными мячами
Броски мяча двумя руками с места
Учет прыжка высоту с 5-7 беговых шагов
Челночный бег 3х10
2.2. Результаты исследования
Для того чтобы определить уровень нагрузки, а также выяснить, развивается ли у школьников утомление в процессе занятий боксом, нами была проведена пульсометрия [16] с последующим анализом нагрузки [17]. Все данные усреднены (высчитано среднее арифметическое для 10 участников эксперимента). Обобщенные данные (для всех участников эксперимента) представлены в табл.1.
Исходя из динамики изменения ЧСС, работа на уроке ведется в зоне умеренной мощности, что способствует развитию утомления. При этом утомление развивается на достаточном уровне для того, чтобы произошло дальнейшее восстановление. Переутомления такая нагрузка не вызывает.
В первые 10 мин от начала урока, работа ведется без отягощения (ЧСС меньше 130 уд/мин), начиная примерно с 12 мин величина нагрузок около 130 уд./мин., что соответствует порогу тренирующей нагрузки, эффективной для повышения функциональных возможностей систем, ответственных за транспорт кислорода. К завершению урока ЧСС постепенно приближалась к физиологическим показателям, которые наблюдались до начала урока. Затем нами были проанализированы основные субъективные и объективные данные, отображающие развитие мышечного утомления (табл.2).
2.3. Программа формирующего эксперимента
Основная цель тренировок: утверждение в выборе спортивной спе-циализации бокс и овладение основами техники.
Основные задачи: укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие подростков; постепенный переход к целенаправленной подго-товке в избранном виде спорта; обучение технике бокса; повышение уровня физической подготовки на основе проведения многоборной под-готовки; отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших за¬нятий боксом [3].
Факторы, ограничивающие нагрузку:
1) недостаточная адаптация к физическим нагрузкам;
2) возрастные особенности физического развития;
6
3) недостаточный общий объем двигательных умений.
Основные средства:
1) подвижные игры и игровые упражнения;
2) общеразвивающие упражнения;
3) элементы акробатики и самостра¬ховки (кувырки, кульбиты, повороты и др.);
4) всевозможные прыжки и прыжковые упражнения;
5) метание (легкоатлетических снарядов, набивных, теннисных мячей и др.);
6) упражнения на развитие скорости и силовые упражнения (отдельные и в виде комплексов);
7) гимнастические упражнения для силовой и скоростно-силовой подготовки;
8) введение в школу техни¬ки бокса;
9) комплексы упражнений для индивидуальных тренировок (задание па дом) [4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что бокс является эффективным средством укрепления здоровья, поскольку обеспечивает полноценное и комплексное развитие основных физических качеств. В процессе занятий боксом развивается интенсивное утомление, после которого наступает восстановление, что способствует укреплению здоровья.
Именно это положение мы и взяли за основу дальнейшего практического исследования. В результате проведенного исследования с участием учащихся общеобразовательной школы, занимающихся боксом, гипотеза исследования была подтверждена.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М.: Медицина, 1971. - 143 с.
2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуальноориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
3. Бокс. Правила соревнований. - М.: Федерация бокса России, 2004.-34 с.
4. Бокс. Энциклопедия // Составитель Н.Н. Тараторин. - М.: Терра спорт, 1998. - 232 с.
5. Бокс: Учебник для институтов физической культуры / Под общ. ред. И.П. Дегтярева. - М.: ФиС, 1979. - 287 с.
6. Булычев А.И. Бокс: Учебное пособие для секций коллективов физической культуры. Изд. третье/Для занятий с начинающими. - М.: ФиС, 1965. - 200 с.
7
7. Вайнер, Э.Н. Валеология [Текст]: учеб. пособие / Э.Н. Вайнер. – М.: ФЛИНТА, 2001. – 416 с.
8. Васильева В.В., Сологуб Е.Б. Лекции по физиологии отдельных видов спорта (лыжные гонки, биатлон, бокс). Л.,1977 - 52с.
9. Викулов А.В. Реологические свойства крови в системе комплексной оценке кровообращения у высококвалифицированных спортсменов // Теор. и практ. физ. культ.- 1997.- 4.С.5-7.
10. Вовк С.И. Особенности долговременной динамики тренированности // Теор. и практ. физ. культ.- 2001.- №2.-С.28-31.
11. Все о боксе/Сост. НА. Худадов, И.В. Циргиладзе; под ред. Л.Н. Сальникова. - М., 1995. - 212 с.
12. Градополов К. В. Бокс: Учебное пособие для институтов физиче¬ской культуры. Изд. четвертое. - М.: ФиС, 1965. - 338 с.
13. Зедгенидзе, В.Я. Формирование здоровья ребенка /В.Я. Зедгенидзе //Современный детский сад. - 2007. - №1. - С.25-30.
14. Кочетков А.Г., Бирюкова О.В., Силкин Ю.Р. Морфофункциональные эквиваленты состояния сердца при нагрузках до отказа как отражение стадийности адаптационного процесса // Теор. и практ. физ. культ.- 1991.- №1.-С.27-32.
15. Кузнецова В.К., Любимов Г.А. Механика дыхания // Физиология дыхания. - СПб.: Наука, 1994. - С.54-104.
16. Куликов В.П., Киселев В.П. Потребность в двигательной активности. - Алтай: Физиология. Валеология. Реабилитология,1998.-128с.
17. Локтев С.А., Шкеля В.А. Воспроизводимость показателей аэробной и анаэробной работоспособности спортсменов в условиях стандартных лабораторных тестов // Теор. и практ. физ. культ.- 1995.- №10.-С.54-56.
18. Макарова Г.А., Якобашвили В.А., Локтев С.А. Показатели крови в системе оценки функционального состояния организма спортсменов // Теор. и практ. физ. культ.- 1991.- 8.-С.45-48.
19. Минспорттуризм России. Изучение эффективности пропаганды физической культуры и спорта средствами массовой информации. Москва 2011.
20. Никитюк Б.А., Талько В.И. Адаптация компонентов сердечно-сосудистой системы к дозированным двигательным нагрузкм // Теор. и практ. физ. культ.- 1991.- №1.-С.23-27.
21. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ. - М.: 1995. - 37 с.
22. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство ACT», 2004. - 863 с.
23. Озолин Н.Н., Конькова А.Ф., Абрамова Т.Ф. Оптимизация адаптации - условие эффективной тренировки // Теор. и практ. физ. культ.- 1993.- №8.-С.34-39.
8
24. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.