Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Одним из неотъемлемых видов государственного контроля является финансовый контроль. Он осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности: процесс образования, распределения или же распределения, и использования фондов денежных средств. Финансовый контроль, со стороны государства, в лице его органов, направлен на проверку соблюдения, и недопущения нарушения финансового законодательства, а также целесообразности деятельности всех государственных и муниципальных органов власти.
Со вступлением в силу Федерального закона от 23 июля 2013 года № 252-ФЗ, внесшего столь ожидаемые изменения в главу 26 Бюджетного кодекса «Основы государственного (муниципального) финансового контроля», система государственного финансового контроля получила свое официальное закрепление. Внесенные изменения позволили разграничить компетенцию сформированных и давно действующих контрольных органов государственного финансового контроля и создать единый механизм, обеспечивающий реализацию контрольной функции в системе управления государством.
Финансовый контроль является объектом исследования в настоящей работе. Предмет исследования – правовые и экономические отношения, связанные с осуществлением финансового контроля.
Цель исследования – определение значения финансового контроля и возможностей его развития в Российской Федерации. Данной цели соответствуют исследовательские задачи:
1. Характеристика содержания и значения финансового контроля;
2. Характеристика видов, форм и методов финансового контроля;
3. Анализ функций органов государственного финансового контроля в РФ;
4. Обзор организации государственных финансов на федеральном уровне.
1. Содержание и значение финансового контроля
Финансовый контроль является компонентом финансовой деятельности государства, так как финансы выполняют не только распределительную функцию, но и контрольную.
Однако финансовый контроль получил развитие как самостоятельное направление.
Контроль как функция характерен не только государственному управлению, но также и управлению экономическими объектами. В современных условиях контрольные полномочия выполняются именно на уровне управления хозяйствующих субъектов, а органы государственного управления выполняют надзорные полномочия. Отличительная черта контроля и надзора состоит в том, что надзор проводится в отношении объектов, которые не подчинены уполномоченным органам и направлены только на обнаружение нарушений законодательства, не вмешиваясь в деятельность объекта [10].
Цель государственного финансового контроля состоит в обеспечении соблюдения бюджетного законодательства и других актов, регламентирующих бюджетные правоотношения.
В задачи финансового контроля входит:
1. Обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;
2. Выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;
3. Рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;
4. Соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;
5. Повышение эффективности финансовой политики государства.
Выполняя данные задачи, финансовая дисциплина будет неуклонно укрепляться.
Соблюдение законодательства, предписаний, требований как организациями, гражданами, так и органами государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц.
Таким образом, становясь ключевым фактором в обеспечении законности. Обеспечение полноты и своевременности формирования доходов, обоснование расходов является эффективностью финансового контроля и обязательным условием проведения социально-экономической политики.
Государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Каждый из этих элементов реализует финансовую политику государства и тем самым создают условия для финансовой стабилизации.
К основным функциям финансового контроля относятся: проверка правильности образования государственных средств, их сохранность и целевое использование, контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов, обеспечение обоснованности и правомерности действий кредитных учреждений в части использования средств организаций и физических лиц; контроль государственного внутреннего и внешнего долга [8].
Основы финансового контроля закреплены в Конституции РФ, в конституциях республик, находящихся в составе федерации, в основных законах и правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.
Финансовый контроль в качестве направления финансовой политики выступает не только как функция управления, но также и как стадия управленческих действий государства, форма обратной связи и способ функционирования правопорядка.
Система государственного финансового контроля состоит из основных и вспомогательных элементов. К основным элементам государственного финансового контроля относятся: субъект, объект, предмет, формы и методы. Вспомогательные элементы - принципы, оснащение методическими, информационными, и правовыми ресурсами, механизм, ответственность участников финансового контроля.
Инфраструктура финансового контроля сложный элемент, в который входит техническое, кадровое финансовое, информационное обеспечение и другие.
Субъекты государственного финансового контроля - это государственные органы и другие негосударственные организации, наделенные полномочиями соблюдения финансового законодательства.
Предмет финансового контроля включает налоговые декларации, сметы, финансовую отчетность, кассовые операции и т.д.
Финансовый контроль как элемент государственного управления содействует в обеспечении составления и исполнения бюджетов всех уровней, соблюдения законодательства и отчетности, целевого использования бюджетных средств и внебюджетных фондов, реализации межбюджетных отношений, экономии бюджетных средств, обосновании в распределении фондов финансовой поддержки регионов, пресечении правонарушений, улучшении финансовой дисциплины.
В условиях рыночной экономики усложняется финансовая деятельность и вместе с ним усложнение финансового контроля. Процесс усложнения связан с тем, что больше не направлен только на деятельность государственных и муниципальных органов, но и негосударственных коммерческих организаций, физических и юридических лиц. В связи с этим значимость и ответственность становится выше, а цель поддержания законности глобальнее. В условиях глобализации, а в данный момент и кризиса, финансовый контроль должен ускорять социально-экономическое развитие, пресекать факты коррупции и хищений бюджетных средств.
Эффективное управление является неотъемлемой частью обеспечения финансовой устойчивости, которое сопровождается эффективным использованием ресурсов и предполагает систему внутреннего контроля. А именно система наблюдения и проверок.
Контроль обладает определяющими чертами. Во-первых, у контроля есть свой специфичный предмет - это функционирование организаций в соответствии с законодательством. Во-вторых, контроль осуществляется своими собственными методами.
В-третьих, контроль имеет возможность превентивного воздействия на объект. Это связано с тем, что главной целью контроля является не выявление нарушений, а их предотвращение.
Именно законодательство и нормы влияют на функционирование организаций и, следовательно, на финансовую устойчивость.
Контроль базируется на определенных принципах. Среди них можно выделить:
принцип системной упорядоченности организации контроля, сложность процесса предполагает адекватную ему сложность организации контроля; принцип приближения контроля к объекту;
принцип иерархичности контроля, система контроля должна быть многоуровневой, как и субъекты контроля;
принцип взаимодействия с другими функциями, т.е. контроль должен создавать возможности для предотвращения нарушений всеми способами; принцип целесообразного взаимодействия элементов функции контроля;
принцип преемственности контроля во времени, контроль носит циклический характер посредством использования результатов предварительного контроля в последующем.
2. Характеристика видов, форм и методов финансового контроля
В финансово-правовой теории возможно разделение финансового контроля на различные формы: предварительный, текущий и последующий контроли. Однако, следует заметить тот факт, что некоторые ученые не выделяют текущее контролирование в качестве обособленной формы. Также в пользу обособления, следует отметить тот факт, что Бюджетный кодекс РФ (ст. 265) называет текущий финансовый контроль в качестве исключительно самостоятельной формы.
Для уточнения точки зрения, о том, что данные виды контроля различны по своей сущности, следует описать различные виды финансового контроля по отдельности. Предварительный контроль проводится исключительно до совершения финансовых операций - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) по финансовым вопросам; оценки финансовых разделов бизнес-планов предприятий и т. д. Так же важное значение предварительный контроль имеет при оценке последствий финансовых законопроектов [9].