Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы проблема стресса стала одной из самых актуальных проблем мировой психологической науки и практики. В настоящее время в литературе имеется большое количество многоплановых исследований различных видов стресса – стресс жизни, психологический, профессиональный, посттравматический стресс и т.п.. В то же время многими авторами отмечается сложность и во многом противоречивость данного психофизиологического феномена, указывается на недостаточные концептуальные и методологические разработки различных аспектов стресса.
В настоящее время отмечаются методологические и методические трудности диагностики и измерения психологического стресса.
Актуальность темы определяется наличием в спорте большого количества стрессогенных факторов, оказывающих негативное влияние на на спортивные результаты.
К основным источникам эмоциональных реакций в спорте можно отнести внезапность, необычность, интенсивную или избыточную мотивацию достижения результата, сложность поставленных перед спортсменом задач. Спортивная деятельность является деятельностью экстремальной, поэтому велико влияние стресс-факторов на спортсменов.
Современный спорт можно рассматривать как деятельность преимущественно в условиях ярко выраженного стресса, что особенно проявляется на уровне крупномасштабных соревнований.
2
Невозможно добиться полной адаптации к соревновательной деятельности ни при длительных занятиях спортом, ни при частых выступлениях на соревнованиях. Кроме того, необходимо учитывать, что вовлечение спортсменов в тренировочную и соревновательную деятельность на протяжении всего года само по себе является источником эмоциональных и физических перегрузок.
ГЛАВА 1. СПОРТИВНЫЙ СТРЕСС
1.1. Общие представления о стрессе
По определению основателя концепции стресса Г. Селье стресс – это общая неспецифическая реакция организма на любые, оказывающие на него сильное воздействие, факторы или стрессоры [13].
Дальнейшие исследования показали, что стресс связан не только с неспецифическими реакциями организма на действие раздражителей различной природы и характера, но и с адаптацией его к этим раздражителям с целью поддержания гомеостаза, что сопровождается специфической адаптационной перестройкой систем организма, с обеспечением специфических реакций гомеостаза и мобилизацией защитных способностей организма. Возникающие при стрессе реакции организма направлены на защиту от повреждения его структур на разных уровнях его организации при участии единых нервно-гуморальных и внутриклеточных механизмов регуляции.
Многие авторы рассматривают стресс как состояние организма, основанное на адаптивных и неадаптивных реакциях, возникающих как ответ на внутренние и внешние воздействия. Эти реакции развиваются до определенного порогового уровня, за пределами которого происходит нарушение психологических и физиологических способностей и возможностей [19].
В ряде работ стресс рассматривается как особое состояние человека в период приспособления к новым условиям существования. Некоторые исследователи связывают развитие стресса с изменениями, которые происходят в психологических механизмах регуляции и действиях субъекта под воздействием сложных ситуаций различного типа.
1.2. Стрессовые факторы спортивной деятельности
Спортивная деятельность как вид экстремальной деятельности характеризуется большим количеством стресс-факторов, оказывающих негативное влияние на спортсмена. К таким факторам стресса спортивной деятельности можно отнести, в первую очередь, носящую соревновательный характер спортивную борьбу. Соревнования направлены на завоевание рекорда или победы над соперником. Спортивная деятельность сопровождается максимальным напряжением всех физических и психических сил спортсмена, что особенно ярко проявляется в соревновательной деятельности, поскольку без этого невозможно добиться победы [16, 17].
Спортсмены вовлечены в длительный, систематический, упорный тренировочный процесс, который нередко вносит серьезные коррективы в режим жизни спортсмена.
3
На основании различных исследований, направленных на изучение проблемы соревновательного стресса, стрессовые факторы спортивной деятельности различным образом классифицируют. Схема классификации стрессоров спортивной деятельности представлена в Приложении.
Можно выделить стрессовые факторы кратковременного и длительного воздействия [17, 18].
Стрессовые факторы кратковременного действия включают в себя:
- страх; Он может возникать при выполнении упражнения или движения, в котором раннее спортсмен получил травму. Причиной возникновения страха может также быть встреча с явным фаворитом соревнований, высокая вероятность неблагоприятного прогноза соревнований.
- неприятные физические ощущения: боль, усталость в следствие повышенной нагрузки и т. д.;
- темп и скорость. Причиной этих изменений может быть переоценка собственных возможностей, когда имеется необоснованно завышенная ставка на рекордный результат. К стрессу может привести информационная перегрузка спортсмена, а также необходимость использования силы и быстроты движений на пределе возможностей;
- неудачи, к которым можно отнести ошибки в технике выполнения движения, неудачный старт и т. д.
К стрессорам с длительным действием можно отнести [18]:
- риск и опасность, которые присутствуют при выполнении соревновательных действий, что часто наблюдается в соревнованиях по мото- и автоспорту, прыжках с трамплина;
- длительную нагрузку, которая вызывает развитие усталости и может быть обусловлена продолжительным выполнением упражнений на фоне нарастающего физического и психического утомления, монотонностью условий деятельности;
- борьбу, которая обусловлена соревновательной деятельностью, необходимостью быстрого изменения стиля деятельности;
- изоляцию, которая связана с невозможностью контактов во время соревнования, отсутствием соответствия командным требованиям.
Спортивные соревнования можно рассматривать как выраженную стрессовую ситуацию, что в первую очередь определяется тем, какие задачи поставлены перед спортсменом в данных соревнованиях и какими в настоящее время возможностями для их реализации спортсмен располагает.
При этом особо значимой является просто объективная трудность решаемой задачи, а непосредственная вероятностная оценка спортсменом возможности ее выполнения. Соответственно основная причина возникновения стресса в процессе соревнований – возникающее у спортсмена субъективное ощущение несоответствия задач, которые перед ним поставлены и его возможностей [16, 17, 18].
ГЛАВА 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССА У СПОРТСМЕНОВ
Чтобы эффективно противостоять стрессу, требуется в известной мере изменить и совершенствовать психические процессы мышления человека.
4
В спортивной практике с целью преодоления стресса применяются различные воздействия и методы.
Необходимым условием формирования стрессоустойчивости является психологическое сопровождение спортсмена или спортивной команды, которое предполагает деятельность спортивного психолога. Психолог проводит мероприятия, которые направлены на совершенствование или актуализацию с целью повышения эффективности тренировочного процесса, подготовки к соревнованиям и выступлениям на соревнованиях психических свойств спортсменов, процессов и состояний [3, 7].
На разных этапах спортивной карьеры спортсмену необходима психологическая помощь для решению проблем и трудностей, которые на этих этапах могут возникнуть. Самой частой проблемой для спортсмена на этапе начальной спортивной специализации является несоответствие реально проводимого тренировочного процесса и представлений юных спортсменов об этом этапе и о выбранном ими виде спорта вообще. Этап углубленной тренировки характеризуется возникновением проблем, связанных с необходимостью работы «на результат», которая нередко сопровождается выраженным ростом тренировочных нагрузок. Этап высших достижений представляет собой переход из юношеского спорта во взрослый, для человека спорт становится главным делом жизни. На этом этапе возникают проблемы, связанные с кардинальным изменением образа жизни спортсмена, необходимостью подчинять всю жизнь спортивным занятиям, отказом от многих вещей, характеризующих жизнь молодого человека. Этапе перехода в профессионалы сопровождается самостоятельной заботой о поддержании своей спортивной формы. Самым психологически сложным этапом для спортсмена является этапе завершения спортивной карьеры, на котором имеется снижение роста спортивных результатов или их снижение. На этом этапе спортсмену необходимо принять решение, определяющее его дальнейшую жизнь [17, 19].
В процессе спортивной деятельности имеется постоянное взаимодействие спортсмена и тренера, что определяет необходимость психологического консультирование спортсмена, тренера с целью организации доверительного диалога со спортсменами и тренером. Возникновение стрессовых ситуаций во время такого контакта требует направленного анализа стрессовой ситуации, поиска вариантов, определения и демонстрации последствий того или иного выбора. Спортсмен в такой ситуации нуждается в помощи определения «внутренней опоры» с целью самостоятельного преодоления трудностей. Психолог также может оказывать консультативную помощь тренерам по волнующим их проблемам психологической подготовки спортсменов [3, 7, 14].
С целью повышения психологической грамотности и компетентности спортсмена и тренера рекомендуется проведение психологических занятий.
Психологическое сопровождение спортсмена по преодолению стресса может быть реализовано по двум направлениям. Во-первых, вся работа по оказанию помощи спортсмену может быть проведена психологом, который согласовывает с тренером цели работы и организационные вопросы. Тренер определяет, с какими спортсменами психолог должен работать в первую очередь, устанавливает время занятий и др. Во-вторых, психолого-педагогические воздействия могут быть реализованы тренером на основании диагностической информации и рекомендаций психолога.
Многие тренеры эффективно общаются со спортсменами и способны успешно решать возникающие у спортсмена проблемы. Однако необходимо помнить, что тренер во многом ограничен в возможностях оказания психологической помощи спортсмену, он не может
5
оценить результаты психологической диагностики в полном объеме, эффективно провести тренинги по улучшению взаимодействия, занятия психотехническими играми и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на рост количества исследований и публикаций, посвященных проблемам спортивной психологии, практика спортивной подготовки требует поиска новых представлений и методов. Это обусловлено также и другими проблемами.
Спорт, как и другие составляющие нашей жизни, развивается, рост спортивных достижений порождает новые вопросы, новые проблемы, в первую очередь – психологические. Можно с уверенностью утверждать, что практика спорта и психология в настоящее время испытывают вполне устойчивый взаимный интерес.
Спортивная деятельность является разновидностью экстремальной деятельности, она имеет большое количество стрессовых факторов, отрицательно влияющих на спортсмена. Таким фактором является соревновательная деятельность, поскольку она сопровождается максимальным напряжением всех физических и психических сил организма. Стрессовым воздействием является также длительный систематический тренировочный процесс, вносящий серьезные коррективы в режим жизни спортсмена.
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Вильяме К. Тренинг по управлению стрессом. – М., 2012, – 233 с.
2. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса, СПб., Питер, 2009 – 540с
3. Вяткин Б. Л. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. – М., 2011, – 211с.
4. Гиссен Л. Д. Время стрессов. – М., 2010. – 300 с.
5. Ильин Е.П. Психология спорта: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2012. – 435с
6. Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. – СПб., 2010, – 272 с.
7. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб., 2011. – 246 с.
8. Мерлин В.В. Из тетрадок памяти // В.С. Мерлин. Собрание сочинений в 5-ти т.; т.2. - Пермь, 2011. – 150 с.
9. Наенко Н. И., Овчинникова О. В. О различении состояний психической напряженности // Психологические исследования. – М., 2010, вып. 2, с. 46 с.
10. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2011. Т. 22. – № 1, – с. 90-101.
6
11. Психология физической культуры и спорта: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ловягина А.Е., Ильина Н.Л., Волков Д.Н. и др.; под ред. А.Е. Ловягиной. М.: Издательство Юрайт, 2016. – 456с
12. Самоукина Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 2010, – 213 с.
13. Селье Г. Когда стресс не приносит горя (Стресс без дистресса). – М., 2012, –323с.
14. Сумин Р. Управление стрессом высококвалифицированных спортсменов // Стресс и тревога в спорте: Международный сборник научных статей. – М., 2013. – с.52.
15. Федоскина Е.М. Методы психологической реабилитации спортсменов, находящихся в состоянии перенапряжения // Рудиковские чтения: матер. VI Международной научной конференции психологов физической культуры и спорта. М., 2010 – с. 45
16. Фресс П., Пиаже Ж. (ред.). Экспериментальная психология. - М.: Прогресс, 2010.
17. Шагиев Р.М. Структурно-функциональные характеристики стрессоустойчивости в спортивной деятельности: дис. … канд. псих. наук. Ярославль, 2009. – 28с
18. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2010. – 256 с.
19. Щербатых Ю. В. Психология стресса. – М., 2010. – с. 273 с