Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Фармацевтический рынок – это совокупность заинтересованных в производстве, продаже и потреблении медикаментов лиц: компании – производители, дистрибьюторы, персонал аптек, врачи и руководство поликлиник и стационаров и, непосредственно, сами пациенты.
Фармацевтический рынок – это социально-экономическая система, где происходит обмен фармацевтическими товарами и услугами. Он является развитой площадкой с высоким уровнем конкуренции.
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время на фоне усиливающейся конкурентной борьбы между фармацевтическими компаниями практически невозможно продать тот или иной препарат лишь через предложение его какой-то отдельной характеристики или качества. Поэтому, в отличие от других рынков, фармацевтический характеризуется еще и наличием принятия комплексного решения при покупке или согласии на применение рекламируемого медикамента, причем у различных целевых групп это решение складывается из весьма различных потребностей – если для практикующего врача эти потребности одни (эффективность, безопасность препарата, удобство в его применении, экономическая доступность и постоянное наличие в аптеках), то у начмеда стационара они абсолютно другие (увеличение койкооборота, снижение стоимости койко-дня, снижение числа осложнений и повторных госпитализаций и т.д.).
Цель работы – проанализировать тенденции развития рынка фармацевтики.
В связи с этой целью ставятся задачи:
- раскрыть сущность фармацевтического рынка,
- выявить его особенности,
- проанализировать тенденции развития фармацевтического рынка России,
- рассмотреть перспективы развития рынка.
Объект работы – фармацевтический рынок.
Работа включает в себя введение, две части, заключение и список литературы.
1.Теоретические аспекты функционирования фармацевтического рынка
1.1.Понятие и особенности фармацевтического рынка
Фармацевтический рынок – это совокупность заинтересованных в производстве, продаже и потреблении медикаментов лиц: компании – производители, дистрибьюторы, персонал аптек, врачи и руководство поликлиник и стационаров и, непосредственно, сами пациенты.
Подобное подробное деление участников фармацевтического рынка необходимо, прежде всего, для дифференциации их потребностей в отношении предлагаемых лекарственных средств (ЛС).
Известно, что в экономике различают всего три основных типа рынков [4, c.92]:
- рынок потребительских товаров (т.н. FMCG – fast moving customer goods, быстропродающиеся потребительские товары): продукты, одежда, сигареты и т.п.
- рынок индустриальных товаров (станки и оборудование);
- рынок услуг: банковское, страховое дело и т.п.;
С одной стороны, фармацевтический рынок имеет все признаки FMCG: значимость упаковки товара, широкое применение рекламы в его продвижении, возможность применения мерчандайзинга и сбытовых акций. С другой стороны, фармацевтические компании продают не таблетки – они торгуют здоровьем, а «здоровье» - это услуга (согласно определению понятия «услуга», она неосязаема, не подлежит хранению и т.п., что полностью описывает и термин «здоровье»).
При продаже услуги наибольшее значение имеют не свойства предлагаемого товара, а личные качества продавца. Следовательно, первой и главной особенностью фармацевтического рынка можно назвать его двойственность – с одной стороны это значимость свойств предлагаемого ЛС, но с другой – и профессионализм продавца, т.е. медицинского представителя фармацевтической Компании.
Следующим значимым отличием фармацевтического рынка является то, что, в соответствии с действующим международным и национальным законодательством, ни один производитель не имеет права предлагать свои ЛС непосредственно пациенту – фармацевтические компании вынуждены действовать через посредников, каковыми являются врачи различных специальностей и работники аптек – провизоры и фармацевты. При этом следует учитывать, что названные посредники в продажах сами, как правило, не являются ни потребителями, ни покупателями продвигаемого Компанией медикамента (хотя почти каждый врач при этом просит образцы ЛС для «апробации»). Другими словами, представителю необходимо убедить в преимуществе препарата людей, которые на личном опыте не собираются проверять справедливость его слов. Основным инструментом его работы оказывается воздействие на предпочтения в прописывании (рекомендации) препаратов врачом, на его т.н. prescription habit [5, c.288].
Помимо этого, стоит учитывать и значительную ригидность и медлительность изменений фармацевтического рынка. Подобная неповоротливость этого рынка объясняется наличием огромного числа потребителей медикаментов и, как следствие этого, наличием массового производства (известно, что все крупные фармацевтические заводы «забиты» заказами минимум на полгода) – т.е. для переналадки производства требуется время.
Помимо чисто технических проблем, быстрому появлению ЛС на рынке препятствует длительная процедура создания и регистрации оригинальных препаратов.
Следующей особенностью рынка медикаментов является то, что основной упор в продвижении ЛС делается именно на работу медицинских представителей компаний: прежде всего из-за этических ограничений в продвижении рецептурных препаратов (их нельзя рекламировать публично и в СМИ), а также в силу большей убедительности презентации товара при личном контакте с клиентом. При этом, цена подобного способа продвижения товара является весьма высокой – просчитано, что средняя себестоимость одного визита медицинского представителя обходится фармацевтической компании примерно в 20 $ (в эту сумму входит содержание сотрудника, стоимость промоционных материалов и т.п.) – гораздо дешевле ( но менее прибыльно) давать круглогодичную рекламу по телевидению в прайм-тайм. Тем не менее все фармацевтические компании идут на такие высокие затраты в силу того, что никакая, даже самая креативная и яркая, реклама не в состоянии заменить возникающих личных отношений врача с представителем, и, тем более, не в состоянии дать ответ на возникающие вопросы [5, c.231].
В настоящее время на фоне усиливающейся конкурентной борьбы между фармацевтическими компаниями практически невозможно продать тот или иной препарат лишь через предложение его какой-то отдельной характеристики или качества. Поэтому, в отличие от других рынков, фармацевтический характеризуется еще и наличием принятия комплексного решения при покупке или согласии на применение рекламируемого медикамента, причем у различных целевых групп это решение складывается из весьма различных потребностей – если для практикующего врача эти потребности одни (эффективность, безопасность препарата, удобство в его применении, экономическая доступность и постоянное наличие в аптеках), то у начмеда стационара они абсолютно другие (увеличение койкооборота, снижение стоимости койко-дня, снижение числа осложнений и повторных госпитализаций и т.д.).
Следовательно, в продаже медикаментов следует не только знать потребности в отношении препаратов своих целевых групп, но и уметь дифференциировать их на визите в зависимости от специальности клиента, его должности и многих других критериев.
1.2.Принципы функционирования фармацевтического рынка
Фармацевтический рынок – это социально-экономическая система, где происходит обмен фармацевтическими товарами и услугами. Он является развитой площадкой с высоким уровнем конкуренции.
Фармацевтический рынок состоит из множества связей и элементов.
Среди факторов, влияющих на функционирование фармацевтического рынка можно выделить следующие [9, c.65]:
1. Географические (месторасположение, климат, близость основных торговых путей);
2. Экономические (уровень обеспеченности региона ресурсами и его общее развитие, научно-технические возможности);
3. Политические (эффективность взаимодействия разных ветвей и уровней власти);
4. Социально-демографические (уровень жизни населения);
5. Финансовые (уровень развития региональной банковской системы);
6. Инфраструктурные (наличие и уровень развития инфраструктуры региона).
Основной целью фармацевтического рынка является оптимизация фармацевтической помощи. Другими словами, маркетинг в фармацевтическом бизнесе подразумевает анализ связи между потребностью и предложением, а также оценку влияний всех внутренних факторов системы на обеспечение населения медицинскими услугами и препаратами.
При этом деятельность фармацевтического субъекта на рынке не ограничивается только реализацией медицинских препаратов.
Рассмотрим ключевые понятия, входящие в основу рынка [7, c.38]:
• Потребность – это ощущение, основанное на нехватке чего-либо. Например, потребность человека в лекарственном препарате или услуге, вызванная заболеванием.
• Спрос – это потребность, подкрепленная покупательной способностью. Самый распространенный пример спроса в фармацевтике – рост продаж медикаментов от аллергии в весенний и летний сезоны.
• Товар – все, что может удовлетворить потребность покупателя: продукция, услуга, идея и др.
• Обмен – получение от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
• Сделка – коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.
• Рынок – это площадка, на которой продавец и покупатель осуществляют свою деятельность.
Фармацевтический рынок представляет собой важный сектор экономики страны, который требует ответственного подхода к работе, особенно в сфере маркетинга. Фармацевтический маркетинг должен сочетать в себе стимулирование продаж с обязательным соблюдением правил предоставления точной информации об услугах и препаратах.
Реклама медицинских препаратов сегодня ограничена множеством запретов. Так, запрещено рекламировать лекарственные средства,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Битерякова, А. М. Налоги и налоговый менеджмент в системе управления экономикой фармацевтической организации / А.М. Битерякова, З.К. Другова. - М.: Феникс, 2016. - 224 c.
2. Васнецова, О. А. Медицинское и фармацевтическое товароведение / О.А. Васнецова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 608 c.
3. Гаммель, И. В. Безрецептурные лекарственные препараты. - М.: Издательство Нижегородской государственной медицинской академии, 2014. - 430 c.
4. Глембоцкая, Г. Т. В лабиринтах фармацевтического менеджмента / Г.Т. Глембоцкая. - М.: Литтерра, 2016. - 256 c.
5. Дремова, Н. Б. Медицинское и фармацевтическое товароведение / Н.Б. Дремова. - М.: Медицинское информационное агентство, 2017. - 608 c.
6. Медицинское и фармацевтическое товароведение. Практикум / Под редакцией О.А. Васнецовой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 704 c.
7. Настольная книга современного фармацевтического работника. - М.: Феникс, 2016. - 512 c.
8. Основы фармацевтической биотехнологии / Т.П. Прищеп и др. - М.: Феникс, Издательство НТЛ, 2015. - 256 c.
9. Подгорнев, Павел География фармацевтической отрасли. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 132 c.
10. Подгорнев, Павел География фармацевтической промышленности. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 132 c.
11. Сергеев, Ю. Д. Правовые основы фармацевтической деятельности в Российской Федерации / Ю.Д. Сергеев, А.А. Мохов, М.И. Милушин. - М.: Медицинское информационное агентство, 2015. - 480 c.
12. Синева, Т. Д. Особенности педиатрической фармации. Фармацевтическая технология и фармакологические аспекты / Т.Д. Синева, О.А. Борисова. - М.: СпецЛит, 2014. - 560 c.
13. Швицер, Ю. Производство химико-фармацевтических и техно-химических препаратов / Ю. Швицер. - М.: Книга по Требованию, 2015. - 484 c.
14. https://telemedicina.ru/ - телемедицина
15.https://www.dsm.ru/docs/analytics/november_2018_pharmacy_analysis.pdf - фармацевтический рынок России
16. http://pharmgalaktika.ru/ - фармгалактика
17. https://pharmvestnik.ru/ - фармацевтический вестник
18. https://www.interfax.ru/ - интерфакс
19. http://medictionary.ru/ - медэнциклопедия
20. https://www.rosminzdrav.ru/ - Минздрав РФ