Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Достаточно много вопросов возникает по поводу актуальности развития малого бизнеса в России. В настоящее время малый бизнес активно развивается во всех странах мира, роль данных предприятий в экономике велика, это: производство продукции, услуг, создание новых рабочих мест, сокращение безработицы, уменьшение социальной нестабильности, получение людьми возможности организации своего дела. В ходе научно-исследовательской работы необходимо определить актуально ли в целом развитие малого бизнеса в России или нет.
Бизнес – это предпринимательская экономическая деятельность, приносящая доход, прибыль. Существует несколько видов предпринимательства: крупное предпринимательство, среднее предпринимательство и малое предпринимательство.
Деятельность предпринимательства напрямую влияет на успешное развитие не только крупного бизнеса, но и экономики страны в целом, обеспечивая наполнение внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами, рост экспортного потенциала.
Во-первых, в условиях усиления конкуренции на мировом рынке малый бизнес с помощью меньшей капиталоёмкости, чем у крупного производителя, обеспечивает модернизацию производства и обновление ассортимента выпускаемой продукции, тем самым приспосабливается к меняющимся условиям состояния рынка и периодически повторяющихся экономических кризисов. Во-вторых, малый бизнес дает обществу дополнительный социально-экономический эффект.
Из этого всего можно сделать вывод, что малый бизнес является не только звеном в формировании валового внутреннего продукта страны, но и важнейшим фактором занятости и источником доходов населения, обеспечения национального благосостояния.
Степень разработанности проблемы. Проблемой настоящего исследования занимались такие авторы как, Блинов А.О., Брагина Е., Шумпетер Й., Друкер П., Вечканов Г. С., Мартынова Н. Н., Макаров, С.И., Никушин, В.В., Набатников В.М. и др.
Целью исследования является разработка мероприятий, направленных на разработку эффективного механизма стимулирования развития предпринимательства.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие предпринимательства.
2. Исследовать методы стимулирования предпринимательства.
3. Разработать мероприятия, направленные на разработку эффективного механизма стимулирования развития предпринимательства.
Объектом исследования выступает предпринимательство.
Предметом исследования являются методы поддержки и регулирования предпринимательства в России.
Методы исследования. В процессе предпринятого исследования в рамках диалектического и системного подходов использовались такие методы, как структурный, функциональный, сравнительный.
Информационная база. Теоретические источники исследования представлены, прежде всего, трудами классических представителей основных течений мировой экономической мысли; информационная база отражает научные публикации современных российских и зарубежных экономистов, статистические данные, статьи и научные отчеты, размещенные на Web–страницах ведущих научно–исследовательских центров, институтов, вузов и издательств России (а также стран Западной Европы) по вопросам финансирования предпринимательства.
Глава 1. Предпринимательство. Основные виды объединений в предпринимательской деятельности
1.1. Товарное производство и рынок
Под товарным хозяйством следует понимать особый тип экономических отношений, в которых производители изготавливают товары для удовлетворения потребностей покупателей. Иначе говоря, основной целью создания товара выступает его продажа на рынке. Доставка продукции, как правило, осуществляется в результате обмена, принимающего вид торговли или бартера.
Основными чертами, предопределяющими сущность товарного хозяйства, являются: основная цель производства продукции – ее продажа; наличие общественного разделения труда и его специализация на выпуске какого-либо товара; всеобщность товарно-денежных отношений; честная рыночная конкуренция и ее общая поддержка; связь между производством и потреблением, опосредованная рынком. В целом товарное хозяйство характеризуется открытостью системы организационно-экономических отношений .
Вновь созданная продукция первоначально отправляется на рынок с целью ее обмена на деньги или другие товары. Только после этого она попадает в сферу потребления. Рынок в данном случае выступает в качестве регулятора, подтверждающего либо не подтверждающего необходимость изготовления определенного товара для продажи.
Хозяйство товарного типа способно быстро реагировать на потребительский спрос и его изменение, малейшее изменение которого приводит к необходимости сокращать выпуск одних товаров и наращивать объемы производства других товаров.
В результате товарно-рыночного обмена осуществляется перераспределение ресурсов между экономическими агентами, благодаря чему обеспечивается регулирование структуры национальной экономики и совершенствуется механизм потребления средств.
1.2. Государственное регулирование рынка
В ходе развития общества меняются, и формы, и объем деятельности государства в экономике. В частности, чем более усложняются хозяйственные связи, тем активнее проявляется государственное регулирование экономики. В вопросах регулирования экономики и ее процессов, государство должно преследовать приоритетную цель – достижение благосостояния нации в целом .
В современных условиях невмешательство государства в регулирование экономики, несмотря на то, что по этому вопросу имеются разные мнения, уже немыслимо, поскольку оно является неотъемлемым элементом воспроизводства и решает различные задачи:
1. Стимулирование экономического роста;
2. Регулирование сбалансированности основных макроэкономических показателей, в том числе во внешнеэкономической деятельности государства, как то импорт и экспорт и т.п.;
3. Регулирование инфляции и устойчивости национальной валюты;
4. Контроль занятости работоспособного населения;
5. Поощрение прогрессивных сдвигов в региональных и отраслевых структурах и т. д.
Только государственное вмешательство способствует снижению негативных процессов, например, криминализации экономики, уклонения от уплаты налогов, установленных национальным налоговым законодательством, деятельность монополий и т. п.
Любая национальная экономика представляет собой сложную и многогранную систему, обладающую своими характерными чертами и особенностями. При этом каждая экономическая система является совокупностью всех микро- и макроэкономических процессов и основывается на сложившихся в государстве формах собственности, ресурсах, направлений хозяйственной деятельности, способах регулирования данной хозяйственной деятельности на всех уровнях управления и т.д. Перечисленные и прочие особенности экономических процессов формируют различные экономические модели.
Среди основных моделей на сегодняшнее время выделяют:
1. Чистый капитализм (чистая рыночная экономика);
2. Командная (административная) экономика;
3. Традиционная экономика;
4. Смешанная экономика .
Особенностями рыночной экономики можно назвать частную собственность и право распоряжаться ею (право собственности), личная свобода субъектов экономической деятельности. В случае наличия рынка свободной конкуренции, вопросы регулирования решаются через рынок и цены, а в современной рыночной экономике наблюдается активное вмешательство государства в процессы развития национальной экономики.
Отличительными чертами командно-административной модели экономики являются общественная (по факту, государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, адресное, директивное планирование, строгая централизация в распределении ресурсов и капитальных вложений, практически полное отсутствие самостоятельности ключевых элементов экономики – предприятий и организаций.
В итоге неэффективность функционирования командно-административной системы обусловлена двумя значительными недостатками: отсутствие способности мобильно приспосабливаться к экономическим переменам и невосприимчивостью к достижениям научно-технического прогресса.
Форма государственного регулирования – это общая направленность и ключевые принципы воздействия в лице соответствующего государственного органа (субъекта) на объект.
При применении выбор формы зависит не только от экономического положения, но и от организации общества, от целей и задач, стоящих перед ним на определенных этапах развития. Более приоритетной является законодательная форма регулирования, поскольку посредством законов, механизмов их разработки, принятия и реализации, формируются основные концепции государственного и общественного устройства, права и обязанности субъектов хозяйствования .
Государственные расходы, налоги, субсидии, льготы, акцизы и пошлины относятся к основным инструментам бюджетно-налоговой формы регулирования экономики. Данные инструменты применяются правительством и уполномоченными государственными органами для сдерживания и/или стимулирования макроэкономиче
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ от 12.12.1993. // Российская газета. № 25. 2015. – С.12.
2. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209–ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 1.07.2017).
Учебная литература
3. Афанасьев В.А. Малый бизнес: проблемы становления // Рос.экон. журн. 2015. № 2. – С.62.
4. Балацкий Е. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования / Е.Балацкий, А. Потапова // Экономист. 2016. № 4. С.45–54.
5. Баско О.В. Проблемы доступа малых предприятий к финансовым ресурсам // Деньги и кредит. 2016. № 5. – С.56–58.
6. Батурин Ф.А. Кому оно нужно, это малое предпринимательство? // ЭКО. 2015. № 7. С.160–168.
7. Береснева А.В. Роль малого бизнеса в развитии экономики // ЭКО. – 2016. № 8. С.25–32.
8. Беспалов М.В. Особенности формирования и развития малого и среднего российского инновационного предпринимательства // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 3. С.14–19.
9. Бикбулатов В.Р. Современный инструментарий финансово–кредитной поддержки развития малого бизнеса // Микроэкономика. – 2015. – № 1. – С.186–192.
10. Блинов А.О. Малое предпринимательство в современной модели рыночного хозяйствования России // Проблемы прогнозирования. – 2016. – № 1. – С.66–75.
11. Брагина Е. Городские ниши малых предприятий // Мировая экономика и международные отношения. – 2014. – № 10. – С.5.
12. Босчаева, З.Н. Формула малого предпринимательства как основы развития регионов / З.Н. Босчаева. – М.: Экономика, 2012. – 254 c.
13. Бычков, В.П. Экономика предприятия и основы предпринимательства в сфере автосервисных услуг: Учебник / В.П. Бычков. – М.: ИНФРА–М, 2013. – 394 c.
14. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность: Учебник / Г. С. Вечканов. – СПб.: Питер, 2012. – 384 с.
15. Глисин Ф. Малые предприятия в условиях кризиса // Экономист. 2014. N 7. С.28–42.
16. Горфинкель В.Я. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: учебное пособие / В.Я. Горфинкель, С.В. Земляк, О.М. Маркова и др. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА–М, 2010. – 245 с.
17. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы / П. Друкер. – М.: Юнити, 2013. – 214 с.
18. Индивидуальный предприниматель: практическое руководство. Под общей ред. Ю.Л.Фадеева. – М. :Эксмо, 2014. – 224 с.
19. История предпринимательства России: курс лекций. С.И. Сметанин. – М.: КНОРУС, 2015. – 192 с.
20. Круглова Н. Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): учебник / Н.Ю. Круглова. – М.: КНОРУС, 2014. – 544 с.