Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших факторов повышения гибкости и развития экономики любой страны является экономическая деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства. Причины тому - некоторые преимущества перед другими субъектами предпринимательской деятельности. Это, например, быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования, большая независимость субъектов малого предпринимательства, относительно небольшой стартовый капитал, возможность быстро перестроить процесс производства в угоду требованиям рынков и др. Малый и средний бизнес являются опорой среднего класса населения, который, как известно, выступает гарантом стабильного и обеспеченного общества. Экономическое развитие страны невозможно представить без развития предпринимательского сектора, о чем и говорит нам экономический опыт большинства развитых стран. Именно поэтому каждое государство, с целью развития национальной экономики, обязано всецело оказывать широкую государственную поддержку системе свободного предпринимательства.
Последние несколько лет Россия находилась в состоянии экономического кризиса, одной из причин которого, помимо политической, является экономически необоснованное, противоречивое отношение государства к предпринимательскому сектору. Однако, несмотря на все трудности, малый и средний бизнес развиваются, хоть и очень медленно. Чтобы понять причины подобного неудовлетворительного положения, необходимо выявить проблемы и тенденции развития государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
В России малое и среднее предпринимательство (далее - МПС) как сектор экономики начало формироваться около 20 лет и в настоящее время оно стало достаточно устойчивым, приобрело значительную широту распространения. Также появилось нормативно-правовое регулирование, обеспечивающее деятельность малых и средних компаний, обозначены некоторые направления политики государства по их стимулированию, выработаны меры государственной поддержки, как на федеральном, так и на региональном уровнях, созданы органы для ее функционирования.
Малое предпринимательство выполняет важную роль в национальной экономике, непосредственно воздействует на экономический рост, способствует ускорению практического применения достижений научно-технического прогресса, обеспечению рынка товарами необходимого качества, созданию дополнительных рабочих мест, иначе говоря, создает возможности для устранения социально- экономических проблем. Становится очевидным, что дальнейшее развитие национальной экономики должно основываться, прежде всего, на интенсивном развитии частного предпринимательства, в силу того, что данный сектор является тем базисом, на основе которого возможно ускоренное экономическое развитие.
Несмотря на благоприятную институциональную среду, на процесс развития предпринимательской деятельности все большее влияние оказывают внешние факторы. Повышаются требования к конкурентоспособности, качеству продукции и услуг, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства. Актуальной является проблема возможных негативных последствий для малого и среднего бизнеса вследствие санкционных ограничений.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере деятельности субъектов малого предпринимательства.
Предметом – нормы действующего законодательства, регламентирующие правовой статус субъектов малого предпринимательства и меры по государственной поддержке предпринимательства.
Целью данного исследования является анализ сущности и содержания государственной поддержки предпринимательства.
Основные задачи исследования:
рассмотреть нормативно-правовую базу государственной поддержки предпринимательства в России;
выявить особенности и мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) в России;
раскрыть сущность и специфика государственной поддержки малого предпринимательства на региональном уровне;
осуществить систематизацию мер и видов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
В качестве методов исследования были использованы: аналитический метод, анализ нормативно-правовой базы. Проанализирован теоретический материал по данной проблематике.
1.ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
1.1 Нормативно-правовая база государственной поддержки предпринимательства в России
Огромное значение малого и среднего бизнеса для рыночной экономики привело к тому, что в развитых странах поддержка МСП является одним из основных направлений государственной экономической политики. Не стала исключением и Россия. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) [6] предусмотрено осуществление ряда мер институционального характера для содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Они включают развитие инфраструктуры поддержки новых предприятий в рамках бизнес-инкубаторов, технопарков и промышленных парков, упрощение для малых предприятий доступа к покупке и аренде недвижимости, расширение системы микрокредитования, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса, снижение издержек бизнеса, связанных с этими мероприятиями, ужесточение санкций в отношении сотрудников контрольных и надзорных органов, допускающих нарушения порядка проведения проверок, признание недействительными результатов проверок в случае грубых нарушений при их проведении, значительное сокращение внепроцессуальных проверок со стороны правоохранительных органов. А в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанном Минэкономразвития России, имеется специальный раздел, посвященный развитию малого предпринимательства и содержащий основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2013 - 2030 гг.
Законодательной основой регулирования деятельности субъектов МСП является Федеральный закон о развитии МСП [2], который закрепляет основные принципы государственной политики содействия развитию МСП и разграничивает компетенцию органов исполнительной власти в данной сфере. В Законе определены понятия субъектов МСП и инфраструктуры их поддержки, виды и формы такой поддержки.
Нормы, детализирующие правовое положение и государственную поддержку субъектов МСП, содержатся и в иных законодательных и подзаконных нормативных правовых актах. К федеральным законам, в частности, можно отнести ГК РФ (в части регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей), НК РФ (устанавливает льготные режимы налогообложения для субъектов МСП), Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (допускает упрощенные способы ведения бухгалтерского учета) [4], Закон о контрактной системе (устанавливает преимущества для субъектов малого предпринимательства при осуществлении закупок) [5], Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (устанавливает особенности организации и проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства), Закон о защите конкуренции (закрепляет возможность государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов МСП)и др.
Еще один важный документ – Федеральный закон от 22.07.2008 № 159 ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3], предоставляющий СМП преимущественное право приобретения арендуемых объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности.
СМП пользуются преимущественным правом на приобретение арендуемого ими имущества по цене, равной его рыночной стоимости, определяемой независимым оценщиком (ст. 3 Федерального закона № 159 ФЗ). Согласно ч. 4 ст. 4 данного закона договор купли-продажи должен быть заключен в течение 30 дней со дня получения СМП предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества.
На практике нередко уполномоченный орган (продавец), сославшись на отчет оценщика, заявляет одну цену, а у покупателя есть подтвержденная другим оценщиком более низкая цена. Соответственно, получив от продавца проект договора купли-продажи, СМП предлагает заключить договор по более низкой цене, для чего направляет продавцу (например, департаменту городского имущества) протокол разногласий либо проект договора в измененной редакции. В ответ уполномоченный орган извещает о своем несогласии на уменьшение цены, а затем, сославшись на неполучение в 30-дневный срок подписанного первоначального договора, признает СМП утратившим право на преимущественное приобретение арендуемого объекта.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 04.08.2014
2. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4006.
3. Федеральный закон от 22.07.2008 № 159 ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 03.07.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30 (ч. 1), ст. 3615.
4. Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 28.11.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации, 12.12.2011, N 50, ст. 7344.
5. Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ред. от 28.11.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации, 25.07.2011, N 30 (ч. 1), ст. 4571.
6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, N 47, ст. 5489.
7. Закон Санкт-Петербурга от 17 апреля 2008 г. N 194-32 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система / Режим доступа: URL: http://base.www.consultant.ru/ (дата обращения 25.02.2019 г.)
8. Закон Краснодарского края от 4 апреля 2008 г. N 1448-КЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае»
9. Долгосрочная целевая программа Московской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2013 - 2016 годы» (утв. Постановлением правительства Московской области от 28 августа 2012 г. N 1053/32) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система / Режим доступа: URL: http://base.www.consultant.ru/ (дата обращения 25.02.2019 г.)
10. Постановление администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области от 14 октября 2014 г. N 1924-ПА «Об утверждении муниципальной программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Люберцы» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система / Режим доступа: URL: http://base.www.consultant.ru/ (дата обращения 25.02.2019 г.)
Научная и учебная литература:
11. Алещенко, В.В. Карпова В.В. Совершенствование механизма государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. - Омск: ИЦ «Омский научный вестник», 2015. - 188 с.
12. Андреева Л.В., Андронова Т.А., Апресова Н.Г. и др. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / Отв. ред. И.В. Ершова. - М., 2014. – 321 с.
13. Борисов К.И. Мировой опыт применения программно-целевого подхода // Наука и современные технологии. - Мин.: ГУ «ПоиСА». 2013. - No 1. - С. 23-24.
14. Борисов С.Р. Малое и среднее предпринимательство в Российской Федерации: текущее состояние и перспективы. - М., 2018. – 235 с.
15. Вайпан В.А. Основы, проблемы и новые изменения в правовом регулировании деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // Журнал предпринимательского и корпоративного права. - 2016. - N 2. - С. 9 - 16.
16. Ганусова Ю.А. Совершенствование системы государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства: автореф. Маг.дисс, Красноярск, 2017. - 13с.
17. Иванов А.В. О возможностях формирования показателей оценки эффективности региональной поддержки малого и среднего предпринимательства // Экономика и предпринимательство. - 2014. - No5-2. - С. 795-798.
18. Исоков А. Направления развития финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2013. - No 4. - С. 96-99.
19. Крицкая М. Госпрограммы поддержки малого бизнеса 2018 // Контур. 2018. URL: https://kontur.ru/articles/4710 (дата обращения: 12.02.2019).
20. Минчаков И.М. Необходимость государственной поддержки предпринимательства // Вестник ТГУ. - 2009. - No 11 (79). - С. 43-47.
21. Осипов В.А. Прибыль как источник инновационного развития предприятий региона / В.А. Осипов // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 10 (51). - С. 738-741.
22. Перекрестова Л.В., Иризепова М.Ш. Налоговое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в регионах // Вестник Волгоградского государственного университета. - Серия 3, Экономика. Экология. - 2014. - № 4. - С. 125-134.
23. Сидорова Н.И. Малое предпринимательство: оценка состояния и тенденций, анализ факторов //Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - N 44. – С.23-24.
24. Строганов А.О., Жилина Л.Н. К истории вопроса об импортозамещении в России // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 12 (6). - С. 1278-1282.
25. Харин Е.П. О проблемах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России // Государство и право Материалы 56-й Международной научной студенческой конференции. - 2018. - С. 334-335.
26. Чеботарь Ю.М., Безденежных В.И Государственная поддержка малого предпринимательства и управление проектами государственно- частного партнерства в городе Москве. - М.: Автономная некоммерческая организация «Академия менеджмента и бизнес-администрирования», 2016. - 180 с.
Материалы правоприменительной практики:
27. Определение Верховного суда Российской Федерации от 02.10.2015 № 305-ЭС15 8832 по делу № А40-34226/2014 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система / Режим доступа: URL: http://base.www.consultant.ru/ (дата обращения 25.02.2019 г.)
28. Определение Верховного суда Российской Федерации от 02.10.2015 № 305-ЭС15 8151 по делу № А40-48277/2014 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система / Режим доступа: URL: http://base.www.consultant.ru/ (дата обращения 25.02.2019 г.)
29. Определение Верховного суда Российской Федерации от 30.09.2015 № 305-ЭС15 8832 по делу № А40-34226/2014 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система / Режим доступа: URL: http://base.www.consultant.ru/ (дата обращения 25.02.2019 г.)
30. Решение Арбитражного суда Ярославской области по делу № А82- 16750/2014 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система / Режим доступа: URL: http://base.www.consultant.ru/ (дата обращения 25.02.2019 г.)