Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В настоящее время весьма значимым является компетентностный подход к обучению и личностно - ориентированная модель преподавания любой дисциплины. Личностно-ориентированная модель в образовании переориентирует образование с ведущей роли учителя как транслятора и интерпретатора знаний, который преподносит ребенку информацию и новые знания. При современной образовательной системе учитель выступает в роли помощника, подсказчика, который определенным образом направляет образовательный процесс, корректирует, контролирует его направленность, степень понимания и овладения учебным материалом [4, с.76].
В связи с этим особую значимость приобретает формирование у ребенка не только определенных знаний, навыков и умений, но и выработка определенных компетенций. Ведущая роль отводится исследовательской компетенции, в основе которой лежит способность школьников к самостоятельной организации и проведению исследования, творческий поиск. Исследовательские компетенции развивают у школьников самостоятельность, творческое мышление, расширяют кругозор, развивают способность к самостоятельному поиску информации, организации собственной деятельности, а также проверки эффективности своей деятельности [3, с.56].
Исследовательские навыки уже давно рассматриваются как неотъемлемая часть обучения в школе и являются залогом дальнейшего успешного после школьного образования. Существует множество средств формирования исследовательских компетенций учащихся [2, с.92]. Многие из них успешно применяются в ходе обучения. Навыки самостоятельности могут формироваться на любом уроке, в том числе, и на уроках русского языка и литературы.
В современной школе прослеживается противоречие между уже имеющимися методами, направленными на реализацию исследовательской деятельности школьников и недостаточным уровнем сформированности исследовательских навыков обучающихся при выходе из школы. Большинство обучающихся среднего и старшего звена испытывают затруднения при выявлении проблемы, анализе литературных источников, в частности, конкретного текста, обосновании своей точки зрения, грамотном построении предложений, формулировании выводов и т.д [3].
Проблема исследования. Тенденция к поиску наиболее эффективного средства развития исследовательских навыков, самостоятельности школьников всегда остается актуальной. Любое усвоение новой информации требует от ребенка определенных навыков и развитого критического мышления, а также творческого поиска, стремления к исследованию и познанию всего нового. Вместе с тем, необходимо иметь представление о том, как правильно организовать исследование, как подобрать интересующую литературу, отобрать материалы, выделить проблему и найти пути ее решения. В литературе предложено немало практических приемов, облегчающих исследовательскую работу школьников. Однако теоретические положения относительного нахождения пути решения этой проблемы все еще остаются мало разработанными [8, с.91].
Методологическая база. Работа основана на трудах Бояркиной К.А. [3], Петровой А.В.[3], Есипова Б.П. [8], Жаровой А.В. [9], Зотова Ю.Б. [12]., посвященных формированию самостоятельных и исследовательских навыков у школьников. Методы и формы организации исследовательской, проектной деятельности представлены в трудах Клименко А.В. [16]. В основу методической разработки, посвященной формированию исследовательских компетенций обучающихся посредством анализа усечений в современной русском языке, легли работы Земской Е.А. [10-11], Иванова Л.Ю. [13], Мечковской Н.Б. [22], Павлова Г.В. [24], Янко-Триницкой Н.А. [29-30].
Объект исследования – формирование исследовательских компетенций обучающихся.
Предмет исследования – особенности формирования исследовательских компетенций школьников на примере анализа усечений современного русского языка.
Гипотеза исследования. В основу исследования было положено предположение о том, что проведение со школьниками работы по анализу усечений, применяемых в современном русском языке, будет способствовать формированию у них исследовательских компетенций. Это будет способствовать развитию у них умения самостоятельно организовывать свою деятельность, контролировать результаты своей деятельности, добывать знания, планировать образовательный процесс, повысит мотивацию и заинтересованность в учебном процессе, а также сформирует умение критически мыслить, анализировать информацию.
Цель исследования: проанализировать особенности формирования исследовательской компетенции обучающихся в процессе в процессе изучения русского языка и литературы.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «исследовательские компетенции».
2. Рассмотреть условия, методы и средства формирования исследовательских компетенций у школьников.
3. Рассмотреть усечения в современном русском языке и возможность их применения с целью формирования исследовательских компетенций.
4. Разработать план занятия по развитию исследовательских компетенций школьников путем анализа усечений современного русского языка.
Методы исследования. В работе использованы теоретические методы: метод анализа литературы по теме исследования, метод классификации, обобщения и систематизации данных. Практические методы – методическая разработка, описательный и аналитический метод.
Научная новизна. Состоит в комплексном обобщении и систематизации материалов по теме усечений в современной русской речи, а также в разработке методических материалов по применению анализа усечений с целью развития исследовательских компетенций обучающихся.
Практическая значимость. Заключается в возможности использования разработанных рекомендаций для развития исследовательских компетенций, самостоятельности у школьников, а также выявленные подходы могут быть использованы для разработки дидактических материалов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, выделены основные противоречия и проблематика исследования, сформулированы цели, задачи, методы исследования, выдвинута гипотеза.
В первой главе рассмотрены основные характеристики исследовательской компетенции, раскрыта ее сущность, основные составляющие, приведены психолого-педагогические условия, средства и способы формирования исследовательских компетенций.
Во второй главе проанализированы возможности применения усечений в качестве материала для развития исследовательских компетенций обучающихся. Представлена методическая разработка, посвященная формированию исследовательских компетенций обучающихся посредством анализа усечений в современной русской речи.
В заключении обобщены результаты и сформулированы выводы.
В списке используемой литературы и источников приведена используемая литература, источники.
Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательских компетенций в процессе обучения
1.1. Исследовательские компетенции: сущность, понятие
Исследовательские компетенции представляют собой совокупность знаний в определенной области, умения видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования; способность применять эти знания и умения в конкретной деятельности.
Под исследовательской деятельностью подразумевают форму организации образовательного процесса, который обладает такими качествами, как стимулирующая активность, самостоятельность. Обязательно исследовательская работа должна быть направлена на удовлетворение познавательного интереса школьников [4].
Существуют различные направления образовательных систем с различными подходами к организации образовательного процесса. Однако, практически все современные системы образования отличаются увеличением доли самостоятельной и исследовательской работы учащихся. Также в настоящее время происходит смещение акцента с преподавания на учение. В связи с этим, не вызывает сомнений тот факт, что первостепенной задачей является формирование навыков исследовательской работы школьников. В связи с этим, и педагогический процесс направлен на формирование умений и навыков ведения самостоятельной исследовательской деятельности. Основной целью является умение мыслить критически, воспитывать культуру самостоятельной исследовательской деятельности. Также важным становится умение ребенка самостоятельно осуществлять поиск информации [9, c.67].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы и источников
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. -М., 1968 Большой толковый словарь русского языка/ Гл.ред. С.А.Кузнецов. -СПб., 2002
2. Боричевская, В.И. Развитие самостоятельности мышления у учащихся [Текст] / В.И. Боричевская // Начальная школа. - 2015. - № 1. - С. 5-7.
3. Бояркина К.А., Петрова А.В. Формирование у младших школьников навыков самостоятельной работы на уроках познания мира / автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед наук по направлению 5В010200 – «Педагогика и методика начального обучения», Петропавловск 2018. – 78 с.
4. Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся [Текст]: учеб. для вузов / В.К. Буряк.- М.: Просвещение, 1984. – 356 с.
5. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова// Избранные труды: Лексикология и лексикография. -М., 1977 Виноградов В.В. История слов. М., 1994
6. Девкин В.Д. Проспект словаря разговорно-окрашенной и сниженной лексики русского языка //Лексика и лексикография.-М., 1993
7. Джаубаева Ф.И. Экзотическая лексика в произведениях русских писателей о Кавказе. Опыт словаря. Ставрополь: СГУ. 2008.
8. Есипов, Б.П. Проблема улучшения самостоятельной работы учащихся на уроке [Текст] / Б.П. Есипов // Сов. педагогика. - 2015. - № 8. - С. 5-7.
9. Жарова, А.В. Учить самостоятельности [Текст]: учеб. для вузов / А.В. Жарова.- М.: Академия, 2015. – 115 с.
10. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М.: Русский язык, 1987. – с. 78
11. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М: Наука, 1992 Земская Е.А. СРЯ. Словообразование. Учеб пособие для студентов пед ин-тов. - М., «Просвещение», 1973
12. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока [Текст]: учеб. для вузов / Ю.Б. Зотов.- М.: Просвещение, 2017. – 256 с.
13. Иванов Л. Ю. Язык интернета: заметки лингвиста. 2000. http://www.faq -www.ru/lingv.htm
14. Исаев, Л.Н. О видах заданий к самостоятельной работе с книгой [Текст] / В.И. Боричевская // Сов. педагогика. - 2015. - № 3. – С. 21-23.
15. Кибрик А.А. Модус, жанр и другие параметры классификации дискурсов // Вопросы языкознания. 2009. №2. С.9
16. Клименко, А. В. Проектная деятельность учащихся [Текст] / А.В. Клименко // Преподавание истории и обществоведения в школе. - 2012. - № 9. - С. 69.
17. Костомаров В.Г. Наш язык в действии. Очерки современной русской стилистики. М.: Гардарики, 2005. – с. 76
18. Литвиненко В.И. Структура и функционирование усеченных слов в современном русском языке: Дисс канд филол.н. -Киев, 1988 Лики языка: Сб. науч. статей. М., 1998
19. Лопатин В.В. Нулевая аффиксация в системе русского словообразования// Вопросы языкознания. №1- 1966
20. Лопатин В.В. Современный русский язык. Теоретический курс. Словообразование. Морфология/ Под ред. Иванова В.В.- М.: Русский язык, 1989
21. Матронина, Л. Ф. Организация самостоятельной работы студентов [Текст]: учеб. для вузов / Л.Ф. Матронина. - М.: МИРЭА, 2016. – 205 с.
22. Мечковская Н. Б. Естественный язык и метаязыковая рефлексия в век интернета // Русский язык в научном освещении. № 2 (12). М., 2006. С. 165–185
23. Организация самостоятельной работы по русскому языку [Текст]: учебник / Н.К, Крупская. – Йошкар-Ола: изд-во МарГПИ, 2015. – 346 с.
24. Павлов Г.В. Усечение как продуктивная словообразовательная модель в разговорной речи. Горький, 1976
25. Рихтер Г.И. Обратное словообразование в русском языке// Проблемы словообразования русского и украинского языков: сборник статей. Киев-Донецк, 1976
26. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. -М., 1968.
27. Шаронов И. А. Коммуникативы и методы их описания // Компьютерная лингвистика и ин- теллектуальные технологии: По материалам ежегодной Международной конференции «Диалог 2009». Вып. 8 (15). М.: РГГУ, 2009. С. 543–548.
28. Щерба Л.В. Современный русский литературный язык// Л.В.Щерба. Избранные работы по русскому языку. М., 1967
29. Язык. Культура. Гуманитарное знание: сб. статей -М, 1999 Янко-Триницая Н.А. Словобразование в современном русском языке. М.: Изд-во «Индрик», 2001
30. Янко-Триницкая Н.А. Процессы включения в лексике и словообразовании.// Развитие грамматики и лексики современного русского языка-М.: Наука, 1964