Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Быт эпохи XIX века имел свою уникальную особенность в поведении людей, их внешнем виде, воспитании, времяпрепровождении и т.д. Особый интерес вызывает быт дворянства на протяжении всего XIX века, так как он отличался от быта других сословий и имел элементы не свойственные другим сословиям. Повседневная жизнь русского дворянства позволяет раскрыть специфику русской культуры XIX века, увидеть отличительные особенности дворянской жизни.
Обращаясь к истории дворянского быта, можно увидеть духовное, интеллектуальное и нравственное развитие людей того века. Представления о дворянской чести и этикете связаны с идеями того времени, и неотделимы от истории. Именно через повседневную жизнь можно лучше понять специфику XIX века, а также особенности мировоззрения и поведения людей той эпохи.
Дворянство на протяжении XIX века было наиболее грамотным, образованным и культурным сословием в России. Однако, несмотря на привилегированность своего положения в XIX веке дворянство не было однородным ни по происхождению, ни по имущественному положению, ни по культурным потребностям.
Историография. В 1920-е гг. условиях НЭПа детали повседневного быта дворянина нашли отражение в ряде искусствоведческих работ. Но культура повседневности дворянства характеризовалась лишь в общих чертах, в контексте взаимосвязи с видом искусства.
В 1960-х - первой половине 1980-х гг. возобновляется исследование некоторых проблем русской усадебной культуры. В конце 1970-х - начале 1980-х гг. началось исследование системы ценностей высшего сословия преимущественно на основе мемуаров и дневников. Новый период в историографии обозначенной проблемы начался с середины 1980-х гг., продолжается в настоящее время и характеризуется рядом тенденций:
1.Стремлением исследователей обобщить накопленный материал по истории повседневной культуры дворянства, что нашло своё выражение в работах Ю. М. Лотмана и К. А. Соловьёва. Несмотря на фактологическую насыщенность, названные исследования носили скорее публицистический, чем научный характер.
2.Последовательным изучением отдельных аспектов дворянского быта. При этом наибольшее внимание стало уделяться дворянской усадьбе. В 1990-е гг. этому историко-культурному феномену посвятили свои работы О. В. Докучаева, Р. М. Байбурова, Л. В. Иванова и др. В них подчёркивается огромное историческое значение дворянской усадьбы, развитие которой стимулировало расцвет различных видов искусства и позволило реализоваться творческим замыслам многих представителей «благородного» сословия. Начиная с 1990-х гг. весьма актуальной становится тема дворянской семьи, трансформации внутрисемейных отношений, семейных нравов. Однако в оценке семейных устоев благородного сословия исследователи не пришли к единому мнению по сей день. В 1990-х гг. одни историки были склонны к идеализации дворянской семьи, другие говорили о высокой нравственности в провинции и низкой - в столице, третьи стремились к объективному анализу семейных нравов дворянства. В 2000-х гг. тема дворянской семьи, трансформации внутрисемейных отношений получила дальнейшее развитие в работах Т. Н. Мальковской, В. В. Пономаревой, Л. Б. Хорошиловой,
Цель данной работы - проследить изменения, которые произошли в дворянском быту, а конкретно во внешнем виде, в воспитании и образовании.
Исследовательские задачи охватывают такие стороны дворянской повседневности, как:
1. Воспитание и образование дворян во второй половине XIX века.
2.Традиции и этикет высшего сословия общества второй половины XIX века.
3. Формы досуга дворянского сословия во второй половине XIX века.
1. Воспитание и образование дворян во второй половине XIX века
Во второй половины XIX века в воспитании и образовании дворян не происходило серьезных изменений. Воспитание по-прежнему в первые годы жизни ложилось на плечи нянек и гувернеров. Из воспоминаний Ф.Ф. Юсупова: “Первой была няня-немка. Она растила моего брата, потом перешла ко мне. Меня же поручили старой матушкиной гувернантке мадемуазель Версиловой”. Так И.А. Бунин вспоминал о своем учителе: “А воспитателем моим был человек - сын предводителя дворянства, учившийся в Лазаревском институте восточных языков. И был довольно начитан, владея тремя языками”. [5] С помощью учителей и воспитателей молодые дворяне могли свободно говорить на нескольких языках, и имели прекрасные манеры.
Обучение в гимназии давало учащимся среднее образование и готовило их к поступлению в высшие учебные заведения: классические гимназии - в университет, реальные - в технические институты. Так Ф.Ф. Юсупов рассказывал о своем пребывании в гимназии: “В отчаянье родители пожелали отдать меня в гимназию Гуревича, известную строгостью дисциплины”. Он был представителем одной из самой богатейшей дворянской семьи того времени, он отправился на учебу за границу в Оксфордский университет. Такое по тем временам могла позволить себе не каждая дворянская семья. После возвращения из-за границы Юсупов записался на офицерские курсы при Пажеском корпусе, но в действующую армию отправиться не пожелал. Затем последовала эмиграция из-за революции. Князь до самой смерти проживал в Париже, где им был открыт дом моды.
Но не всегда образование имело оконченный характер, у каждого современника были свои условия жизни и свои предпочтения. И.А. Бунин, к примеру, после окончания Елецкой уездной гимназии продолжил свое образование под руководством своего старшего брата. “Тут как раз на целых три года выслали к нам брата Юлия, уже кончившего университет, и он прошел со мной весь гимназический курс, занимался со мной языками, читал мне начатки психологии, философии, общественных и естественных наук”.
Образование было важной частью жизни человека, наравне с талантом. Что свидетельствует биография И.А. Бунина, он в раннем возрасте начал писать стихи, затем его произведения попадают в печать, после начал работать корректором в местной газете. Далее работая на литературном поприще к Бунину приходит настоящий успех, он был избран почётным академиком Санкт-Петербургской академии наук и стал первым русским писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе. [3]
Во второй половине XIX века еще больше возросла значимость высшего образования. В преподавании сочетались лекционный метод с практическими занятиями. Однако для большинства юношей обучение в университете не приносило удовольствия. С.М. Волконский, например, выше оценивал свое обучение в гимназии, нежели в университете. “ Я больше обязан гимназии, чем университету, и в смысле приобретенных знаний, и даже в смысле методов мышления. Многие получали высшее образование, но занимались после этого тем видом деятельности, которая была им интересна. Так С.М. Волконский, окончив историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, решил заняться театральной деятельностью. После занимал такие должности как уездный предводитель дворянства и директор Императорских театров. Волконский полностью посвятил свою жизнь работе в области культуры.
Резко возросла значимость женского образования во второй половине века. Это связано с тем, что приходит идея равенства полов, применения единых принципов воспитания для мальчиков и девочек. Во второй половине XIX века для женщин вводятся высшие женские курсы, первый толчок для развития высшего женского образования. Высшие женские курсы были открыты - педагогические, медицинские, театральные, телеграфные, стенографические, музыкальные. Эти курсы давали общеобразовательную подготовку и навыки профессии. Девушки преимущественно обучались в женских институтах, гимназиях, частных пансионах, и духовных училищах. Так на примере жизни М.К. Тенишевой можно представить себе то, как проходило обучение - “Через некоторое время меня отдали приходящей в частную гимназию Спешневой. Вначале я училась неровно, плохо: внимание отсутствовало”.
Не все женщины того времени заканчивали высшие учебные заведения, но это не мешало им заниматься самообразованием. Некоторые продолжали сове обучение за границей. Тенишева, например, реализовала себя в просветительской деятельности. Уже в зрелом возрасте она продолжила свое обучение за границей. В Париже она обучалась пению у знаменитой Маркези и училась в Академии Жюлиан, где серьёзно занималась живописью, коллекционированием. В дальнейшем ею была организована студия для подготовки молодых людей к высшему художественному образованию в Петербурге. Она также была действительным членом Общества изящных искусств в Париже. [6]
Все чаще женщины во второй половине XIX века оставались вне семьи и были вынуждены работать. Образ делового человека становился притягательным и для женщин. Они проявляли свои стремления в науке, образовании, медицине и искусстве. Однако традиционно многие девушки получали образование дома, так продолжалось до 1917 г. [10]
Наиболее привилегированным закрытым женским учебным заведениям в России во второй половине XIX века по-прежнему был институт благородных девиц. На примере биографии Водовозовой Е. Н. можно проследить, как проходило обучение в Смольном институте. Жизнь в институте по впечатлениям Е.Н. Водовозовой: “Была лишена впечатлений и удовольствий, каждый час и каждая минута распределялись по звонку”. Воспитанниц обучали гуманитарным наукам, а также были специальные уроки кулинарии, рукоделия, танцев и усиленное изучение языков. Ещё Е.Н. Водовозова сообщает о том, что: “На учение уроков у нас оставалось крайне мало времени, Нравственное воспитание стояло у нас на первом плане, а
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аверьянова Г.Д. Проблема организации содержания и методов обучения в русской гимназии. - М., 1973.
2. Аксаков К.С. Воспоминания студентства 1832-1835 гг. Русские мемуары. М., 1990.
3. Александров А.В. Современные исторические труды в России. СПб., 1845.
4. Алешинцев И.А. История гимназического образования в России XVIII-XIX веков. - СПб., 1912.
5. Бунин И.А. Воспоминания. М., 2003.
6. Водовозова Е.Н. На заре жизни. Т. 1. М., 1987.
7. Волконский С.М. Мои воспоминания. В 2-х кн. М., 2004.
8. Иванова Л. В. Дворянская усадьба - исторический и культурный феномен // Дворянское собрание. 1994. № 1. С. 149-165.
9. Короткова М.В. Социальная история России. Бальная культура Московского дворянства в XVIII - первой половине XIX в.: официальная церемония, развлечения или любовная игра? М.В. Короткова // Вестник РУДН.-2008.- № 2.- С.5-23.
10. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа: Утварь, одежда, пища и питье, здоровье и болезни, нравы, обряды, прием гостей.- М., 1992.- 301 с.
11. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века.- 2-е изд. - М., 1987.-320 с.
12. Лаврентьева Е. Хорошо было жить на даче. – М.: Этерна, 2008. – 219 с.
13. Ларионова М. Б. Дворянская усадьба на Среднем Урале второй половины XVIII - начала ХХ в.: дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 2006.
14. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX в.).- СПб., 1994.- 450 с.
15. Миронов Б. Н. Социальная история России. XVIII - начало XX в. Генезис лично¬сти, демократической семьи, гражданского общества и правового государства: в 2 т. СПб., 2003. Т. 1.
16. Мишанина Е. В. Поместное дворянство Оренбургского Заволжья середины XVIII - начала ХХ в.: дис. ... канд. ист. наук. М., 2004.
17. Мокряк Е. И. Дневники и мемуары как источник для изучения социальной пси¬хологии дворянства второй половины ХШХ - начала ХХ в.: автореф. дис. ... канд. истор. наук. М., 1977.
18. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. - М., 1995.-178 с.
19. Муравьёва О.С. Как воспитывали русского дворянина. М., 1995.
20. Некрасов А. И. Архитектура русской дворянской усадьбы. М., 1949.
21. Оноприенко И. Г. Быт и традиции провинциального дворянства: традиции и новации в 50-90-е гг. XIX в. (на примере Центрального Черноземья): дис. ... канд. ист. наук. Воронеж, 2007.
22. Охлябинин С. Повседневная жизнь. – М.: Мол. Гвардия, 2006. – 392 с.
23. Очерки русской культуры XIX века. Т. 3. // Хорошилова Л. Б. Женское образование и воспитание. // Изд-во Моск. Ун-та. 2001.
24. Плаксина Э.Б. История костюма. Стили и направления. М., 2003.
25. Поликарпов В.С. История нравов России: От Алексея Тишайшего до Николая Второго - Ростов н / Д, 1995. - 575 с.
26. Семёнов-Тян-Шанский П.П. Детство и юность. Русские мемуары. М., 1990.
27. Федосюк Ю. А. Что непонятного у классиков или энциклопедия русского быта XIX века. М., 1998.
28. Шевнина О. Е. Облик провинциального дворянства в конце 1850-х - 1870-е гг.: на материалах губерний Среднего Поволжья: дис. ... канд. ист. наук. Пенза, 2003.
29. Щепкина В.А. Воспоминания. Русские мемуары. М., 1990.
30. Яковкина Н.И. История русской культуры XIX век. СПб., 2002.