Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 2. РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ
2.1. Цели и задачи работы по организации взаимодействия семьи и дошкольной организации
Опытно-поисковая работа проводилась на базе ФГБДОУ ***.
В ФГБДОУ «Детский сад № ***» воспитываются дети с 3 до 7 лет.
В течение учебного года в дошкольном учреждении функционирует 4 группы общеразвивающей направленности: младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе.
Режим работы групп с 7ч. 00 мин. до 19ч. 00 мин. Пятидневная рабочая неделя.
В детском саду созданы все условия для воспитания и развития детей. Имеются:
• 4 групповых помещения
• методический кабинет
• зал для музыкальных занятий и физкультуры, оборудованный техническими средствами (фортепиано, телевизор, музыкальный центр и др.), детскими музыкальными инструментами, атрибутами к танцам, играм, драматизациям, а также необходимым спортивным инвентарем;
• медицинский кабинет;
• пищеблок со всем необходимым технологическим оборудованием;
• постирочная;
• игровые площадки.
Группы оснащены дидактическими пособиями, материалами для конструирования, творчества, художественной литературой и различными играми. В каждой группе имеются уголки развития: спортивный, творческий, книжный.
Во взаимодействии с родителями можно выделить три основных направления, а точнее, формы работы:
• Индивидуальная
• Коллективная
• Наглядно-информационная
Хочется подробнее рассказать об этих формах и методах работы с родителями, которые объединяют воспитателей и родителей в трудном, но очень благородном деле - «воспитание и развитие наших детей».
Индивидуальная форма работы заключается в использовании таких методов, как
• анкетирование родителей (не часто, но периодически предлагают заполнить родителям анкеты на различные темы, например: «Здоровье ребенка», «Книга в кругу семьи»,
• беседы и консультации «Первые дни в детском саду», «Игры с ребенком дома», «Развиваем творчество»;
• изучение опыта семейного воспитания и посещение воспитанников на дому, с целью знакомства с условиями жизни ребенка в семье.
Сначала, конечно, не все родители с энтузиазмом откликались на эти предложения. Но потом всё чаще стали обращаться за советом и помощью в вопросах воспитания, делиться своим опытом, и даже приглашали в гости.
Наладив контакт с семьями воспитанников, стало намного легче реализовывать вторую форму работы – коллективную. Она включает в себя различные виды тематических и консультативных родительских собраний и встреч, семинары-практикумы, «круглые столы», мастер-класс для родителей, лекции, совместные с детьми досуги, праздники, мероприятия по благоустройству детского сада и его территории.
К тематическим родительским собраниям, консультациям в ДОУ воспитатели всегда стараются подготовить выставку детских творческих работ для мам и пап, или фотостенд, где используются фотографии из жизни группы, для того, чтобы показать родителям, как интересно проходят дни в детском саду, чем занимаемся, в какие игры любим играть, что мы делаем на прогулке, как готовятся к выступлениям на празднике.
Воспитатели подбирают цитаты известных педагогов, писателей, психологов на определенную тему, например, «Азы воспитания», «Знаете ли Вы своего ребенка?», «Секреты психологического здоровья», (которые помогают нам более широко раскрыть тему собрания или семинара).
Встречи проходят в виде «круглых столов», семинаров, мастер-класса, например, «Изготовление поделок из природного материала», «Что такое «оригами» и др. Мамы и папы воспитанников ДОУ активно принимают участие в различных диалогах и обсуждениях, пополняют свой «родительский багаж» педагогическими знаниями.
Очень привлекательным, востребованным и полезным для родителей оказалось участие в досуговой деятельности группы, в подготовке к таким развлечениям и праздникам, как:
«Ай да, бабушки!»
«День Матери»
«Осенний карнавал»
«Новый год»
«Зимние забавы»
«День семьи»
«День защиты детей»
Атмосфера доброжелательности при совместной подготовке досугов сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Многие родители обнаружили у себя таланты, о которых они и не догадывались ранее. Как у детей, так и у родителей было много восторгов и удивлений.
В группах детского сада сложилась хорошая традиция – ежегодно отмечать семейные праздники «Наши дедушки и бабушки», «Моя милая мамочка», «Папин день», «Наша дружная семья».
Каждое время года отмечается праздник "День именинника". Дети и взрослые в этот день становятся волшебниками, творят чудеса для себя и окружающих. Организуя праздник для одного малыша, родители позволяют всем детям почувствовать себя сопричастными к празднику, получается праздник для всех. С большим нетерпением все дети ждут этих праздников, ведь этот праздник позволяет почувствовать не только атмосферу чудес и веселья, каждый ребенок получает массу незабываемых впечатлений.
Использование в праздниках совместных игр родителей и детей, обогащает отношения взрослых и малышей через эмоциональное общение. Включение в совместную деятельность с детьми позволяет родителям увидеть какие-то проблемы своего ребенка, возможные трудности в общении, увидеть как справляются с этими трудностями другие дети и родители, перенять опыт взаимодействия как с собственным ребенком, так и со всем родительским коллективом.
Родители также как любой другой человек нуждаются в оценке своего труда. Именно поэтому важно на каждом родительском собрании выражать благодарность тем родителям, которые помогают в совместной работе группы и детского сада в целом.
Родители оказывают неоценимую помощь в жизнедеятельности группы, многое делают своими руками: это и одежда для кукол, и ширма для кукольного театра, различные тренажеры для физического развития детей в группе, украшения и поделки на уличной территории детского сада. Тем самым родители активно участвуют в создании и обогащении предметно-развивающей среды для своих детей.
Третьим, не менее важным направлением работы с родителями мы считаем наглядно-информационную форму работы. Она содержит в себе не только традиционные родительские уголки, выставку детских работ «Наше творчество», информационные стенды «На планете «Семья», «Расти здоровым, малыш», папки-передвижки «Экологические праздники», «Читаем дома», «О безопасности» и другие, где мы знакомим родителей с практическим материалом, дающим возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, советами, информацией, актуальной на данный период времени.
Эта работа включает в себя и различные тематические выставки, например, «Моя любимая игрушка», «Милой мамочки портрет», «Новый год у ворот!», фотовыставки, например, «Моя семья», «Наш день», «Наше радужное лето».
На форуме каждой группы, родители могут оставить свои пожелания и предложения, высказать своё мнение, познакомиться с интересными высказываниями детей. Живой интерес, удивление и улыбку вызвали фотогазеты «Моя мама» и «Мой папа», где дети говорят о своих самых дорогих людях и дарят им пожелания: Варя – «Моя мамочка добрая, красивая, нежная, любимая. Хочу, чтобы кашу ела и веселая была!», Женя о папе: «Он лохматый и веселый, я люблю с ним на велосипеде кататься…».
Наглядно-информационная форма работы с родителями даёт возможность донести до них любую информацию в доступной форме, а молодым родителям проявить себя как творческую личность.
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в современных условиях является одной из приоритетных задач ФГБДОУ «Детский сад № ***».
На констатирующем этапе нами проводилось изучение состояния проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в базовом дошкольном образовательном учреждении.
Использовалась методика О.Л. Зверевой «Изучение степени вовлечённости родителей в образовательный процесс».