Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изобретение книгопечатания открыло мир духовных богатств широкому кругу людей и тем самым дало новый толчок развитию науки, техники, общественной мысли. Пока книга была рукописной, её социальная база оставалась крайне узкой, появление первой печатной книги не только совпало по времени, но и сравнимо с великими географическими открытиями.
Первая славянская книга, напечатанная глаголицей, вышла в свет в 1483 году в Венеции, а в 1491 году Швайпольт Феоль печатает в Кракове первые славянские книги кириллицей с обращением к читателям на малорусском языке. Позже всего печатное дело проникло в пределы Восточной Европы. Лишь в первой четверти XVI века начинается печатание кириллицей книг для румын и сербов, которые в это время гибли под нашествием турок, и к середине века – через сто лет после открытия – печатное дело проникает в Московскую Русь . С появлением книгопечатания происходят кардинальные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества исследуемого периода, а прежде всего изменения наблюдаются в развитии русского литературного языка и его кодификации, поэтому, на наш взгляд, не вызывает сомнения актуальность рассмотрения влияния появления первых печатных книг на развитие языка Московской Руси.
Целью данной работы является изучение влияния книгопечатания Московской Руси на развитие русского литературного языка.
Объект исследования- русский литературный язык.
Предмет исследования- влияние появления книгопечатания Московской Руси на развитие русского литературного языка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть политические и культурные условия возникновения книгопечатания в России;
- рассмотреть причины появления книгопечатания;
-описать первую типографию Ивана Фёдорова в Москве;
-определить, как повлияло книгопечатания на развитие русского литературного языка, в частности на его лексику и грамматику.
Основополагающими в изучении истории русского книгопечатания можно считать труды академиков А.С. Орлова, М.Н. Тихомирова, Н.П. Киселёва, Е.В. Зацепиной, Т.Б. Уховой.
Среди трудов по общему обзору книги следует упомянуть книги М.И. Щелкунова (1926), Е.И. Кацпржак (1955), И.Е. Баренбаума и Т.Е. Давыдовой (1960), В.С. Люблинского и других.
В историографию русского книгопечатания имеют право войти и опыты применения к книге искусствоведческого анализа (А.И. Некрасов, А.А. Сидоров), а также отдельные работы монографического характера, труды, статьи и диссертации научных работников государственных библиотек.
1 Политические и культурные условия возникновения книгопечатания в России
Начало книгопечатания в Московском государстве относится ко второй половине XVI века, который характеризуется как эпоха напряженной борьбы за укрепление централизованного государства, национальной консолидации вокруг главного центра- Москвы и глубоких изменений во всем укладе русской жизни . Центральная государственная власть, благодаря коренным реформам в разных сферах жизнедеятельности, укрепилась, крупные территориальные завоевания Московской Руси не только расширили границы государства, но и усилили его позиции в борьбе с бывшими интервентами – монголо-татарами. В это время частью Московского государства, благодаря агрессивной политике Ивана Грозного, становятся некогда монгольские царства Казанское (1552) и Астраханское (1556).
Расширение территории государственных границ привело к расширению деятельности русской православной церкви на новых территориях, куда посылались проповедники-миссионеры, целью которых было распространение православной веры, строились церкви и монастыри, внедрялась система образования на основе православного церковного учения.
Всё это способствовало увеличению потребности в большем количестве богослужебных книг, но рукописное производство не могло удовлетворить всё возрастающие массовые потребности в книгах. Кроме того, недостатком рукописных книг всегда было наличие большого количества ошибок, неточностей, отсутствие единообразия письменного языка. Так, например, ученый монах Максим Грек, приглашённый из Греции в Москву во время Василия III как переводчик рукописных книг, написанных на греческом языке, обнаружил в рукописных книгах большое количество ошибок и пытался их исправить в своих переводах. На церковном соборе 1551 года царь Иван IV заявил: «Божественные книги писцы пишут с неправленных переводов, а написав, не правят же; опись к описи прибывает и недописи, и точки непрямые. И по тем книгам в церквах божьих чтут, и поют, и учатся, и пишут с них» . В этой связи Стоглавый Собор 1551 года постановил введение строгой духовной цензуры и конфискацию духовными властями неисправленных рукописей из общего обращения.
Возникшую потребность в большом количестве церковных книг с идентичным, текстом без ошибок писцов рукописным способом производства было невозможно, так как использование рукописного способа не только не могло удовлетворить потребности читателя массово, но и гарантировало новые ошибки. Единственным способом приведения письменных источников в соответствие и устранение имеющихся текстовых недостатков являлся переход от ручного производства книг к механическому, именно данные условия стимулировали идею создания типографии в Москве как столице государства.
Зачатки печати механическим способом на Руси так же, как и на Западе, возникли значительно раньше, чем появилось настоящее книгопечатание. Элементы печати, например, можно обнаружить в некоторых древнерусских рукописных книгах. Верхняя крышка переплёта одной из таких книг имеет десять оттисков одного и того же единого штампа. В рукописных книгах также встречаются оттиски заставок, наклеенные на листы, и других украшения, которые выгравированы на дереве или металле.
В библиотеке Великого московского князя ещё в XVI веке печатные книги, изданные в Венеции и других зарубежных городах, написанные на латинском, греческом и других языках. В Московской Руси были известны первопечатные славянские издания Швайпольта Феоля и Франциска Скорины, но эти издания не имели широкого распространения и не были доступны массовому читателю, поэтому преимущество отдавалось традиционным рукописным книгам.
Создание типографии в Москве было инициировано людьми, близкими к главе русской церкви митрополиту Макарию, который лично был заинтересован в расширении производства церковных книг и в их исправлении.
Церковная общественно активно лоббировала идею создания книгопечатания, так, например, сторонником введения книгопечатания являлся просвещённый старец Артемий, который излагал свои взгляды и идеи в Посланиях к разным лицам, рукопись этих посланий в середине XIX в. нашёл библиограф и собиратель древних книг Вукол Ундольский.
Историки единодушно пришли к мнению, что два Послания старца Артемия, написанные около 1551 г., адресованы царю Ивану Василевичу, хотя имя царя в них не упоминается. В них решается вопрос о том, будет или нет книгопечатанье в Москве. Артемий достаточно чётко излагает гуманистическую программу, в которой защищает «книжное учение». Артемий утверждает, что те противники просвещения, которые видят в книге причину недугов человека и ересей, не правы в своих суждениях, ведь, по его мнению, в ересь впадают именно те, кто незнаком с книжной премудростью, поэтому книжная мудрость-лекарство от недугов и ереси .
Артемий в Посланиях указывает и на недостаток учебников на Руси: «Зело нужна, - пишет Артемий царю, - божественная сия Азбука к научению детям» .
Вопросом о развитии системы образования в Московской Руси был озабочен и Стоглавый собор 1551 г. «И мы о том по царскому совету, - говорилось в одном из разделов Стоглава, - уложили в царствующем граде Москве и по всем городам… избрати добрых духовных священников, и дьяконов, и дьяков женатых и благочестивых… могущих и иных пользовати и грамоте бы и чести и писати горазди. И у тех священников и у дьяконов, и у дьяков учинити в домах училища, чтобы все православные хрестьяне предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма» .
Впервые на Руси на государственном уровне создавалась система школьного обучения: появились школы и училища, что вызывало острую потребность большом количестве учебников и учебных пособий. Проблему обеспечения книжной продукцией систему образования огромного по рамкам средневековья государства могло книгопечатание.
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Березов, П. Чудо из чудес. – М.: Московский рабочий, 1964. – 318 с.
2. Глухов, А. Ради братий моих: «Апостолу» Ивана Федорова – 430 лет/ А. Глухов // Библиотекарь. – 1994. - № 3. – С.16-27
3. Древнерусский язык: учеб. пособие для ист. фак. ун-тов / Н.Г. Самсонов. - М.: Высшая школа», 1973. - 295 с.
4. Зернова, А.С. Начало книгопечатания в Москве и на Украине. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://escriptorium.univer.kharkov.ua/handle/1237075002/5425 (дата обращения: 14.02.2019)
5. История русского языкознания: учеб. пособие для филол. специальностей / под редд. Ф.М. Березина. - М.: Высшая школа, 1979. - 223 с.
6. История русского литературного языка / под ред. А.Н. Горшкова. - М.: Высшая школа, 1969. - 366 с.
7. Историческая грамматика русского языка: учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.». - М.: Просвещение, 1990. - 400 с.
8. Кацпржак, Е.И. История письменности и книги. - М.: Искусство,1955. -358 с.
9. Кузьминова Е.А. Первые грамматики церковнославянского языка: к характеристике ранней филологической традиции // Русская словесность.-2012 № 2. – С. 21-35
10. Леонтьева Г. А. Палеография. Хронология. Археография. Геральдика: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Владос, 2000 – 199 с.
11. Немировский, Е.Л. Иван Фёдоров (около 1510-1583) [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://avidreaders.ru/author/e-l-nemirovskiy/ (дата обращения: 14.02.2019)
12. Немировский, Е.Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://avidreaders.ru/author/e-l-nemirovskiy/ (дата обращения: 13.02.2019)
13. Немировский, Е. Л. Рождение книги. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://avidreaders.ru/author/e-l-nemirovskiy/ (дата обращения: 11.02.2019)
14. Осипов Б.И. История русской орфографии и пунктуации. Новосибирск: 1992. – 150 с.
15. Осипов Б.И. Учителю об истории русского письма. Омск: Омск. гос. ун-т, 2000. – 193 с.
16. Попова Л. А. Грамматика Лаврентия Зизания // ОНВ. 2006. №9 (47). [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grammatika-lavrentiya-zizaniya (дата обращения: 15.02.2019)
17. Послания старца Артемия (XVI века). [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://e-heritage.ru/ras/view/publication/general.html (дата обращения: 15.02.2019).
18. Пронштейн А. П. Развитие графики кирилловского письма. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1987 – 111 с.
19. Сидоров, А.А. Начало русского книгопечатания и Иван Фёдоров // 400 лет русского книгопечатания 1564-1964. Т. 1: Русское книгопечатание до 1917 года. 1564-1917/ Отв. ред. А.А. Сидоров. – М.: Наука, 1964.- 181 с.
20. Сказания о начале славянской письменности / отв. ред. В.Д. Королюк. - М.: Наука, 1981. - 197 с.
21. Смотрицкий М. Грамматика. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://avidreaders.ru/ (дата обращения: 14.02.2019 г.)
22. Тихомиров М.Н. Начало московского книгопечатания // Уч. зап. Моск.гос. ун-та. – М.: МГУ, 1940. – Вып. 41. – С. 34-52
23. Тихомиров, М.Н. Россия в XVI столетии. – М.: Просвещение, 1962. – 271 с.
24. Хабургаев Г.А. Старославянский язык. Учеб. пособие. – M.: Просвещение, 1974. -355 с.
25. Хрестоматия по истории грамматических учений в России / сост. В.В. Щеулин, В.И. Медведева. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://elib.utmn.ru/Record/RU$2F (дата обращения: 14.02.2019 г.)
26. Шомракова, И.А. Всеобщая история книги. / И.А. Шомракова, И.Е. Баринбаум. – СПб.: Профессия, 2005. – 471 с.