Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Современный образовательный процесс характеризуется процессом модернизации, поэтому в таких меняющихся условиях особую необходимость и значимость приобретает такой нормативно - правовой акт, который направляет и определяет ход образовательного процесса. Новый ФГОС характеризуется тем, что в нем не сформулированы конкретные цели и задачи, имеющие отношение к конкретному предмету. Акцент делается на общих моментах, на необходимости развивать общее мышление, умение анализировать информацию, делать выводы, сопоставлять информацию. Подчеркивается необходимость развивать у учеников умение общаться, развивать общие коммуникативные навыки, логику, интуицию.
Весьма значимым является компетентностный подход к обучению и личностно - ориентированная модель преподавания любой дисциплины. В связи с этим особую значимость приобретает формирование у ребенка не только определенных знаний, навыков и умений, но и развитие универсальных учебных действий (УУД). Современный образовательный процесс направлен на общее развитие ребенка, развитие его умения и желания учиться, мыслить. В процессе обучения учащиеся приобретают способность к критическому мышлению, их кругозор значительно расширяется, они могут учиться и находить интересующую информацию самостоятельно, без помощи учителя и любой другой посторонней помощи. В соответствии с требованиями ФГОС, особое внимание уделяется такой компетенции как умение учиться.
Тем не менее, успешность учебной деятельности, способность к усвоению знаний, освоению учебной программы, зависит от индивидуально-психологических особенностей ребенка, и прежде всего, от развития основных мыслительных процессов. Наибольшее влияние на успешность обучения оказывает такое психическое качество, как внимание [Аникеева 2013].
Под вниманием понимают не один психический процесс, а определенную сторону психических процессов — направленность, сосредоточенность сознания на объектах или явлениях, предполагающую повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности [Шадрикова 2009]. Выделяют непроизвольное, произвольное, и постпроизвольное внимание.
Научная проблема исследования. Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, на неспособность удерживать внимание при решении учебных задач. До сих пор среди психологов идут споры по поводу природы внимания, его сущности. У школьника, как бы талантлив он ни был, всегда будут пробелы в знаниях, если внимание его недостаточно развито, и он часто бывает невнимательным или рассеянным на занятиях. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы. Все это указывает на необходимость целенаправленного развития произвольного внимания, указывает на необходимость поиска эффективных средств его развития. Одним из эффективнейших средств развития произвольного внимания является обучение грамоте.
Цель исследования: изучить возможности развития произвольного внимания у младших школьников в процессе обучения грамоте.
Объект исследования – произвольное внимание у младших школьников.
Предмет исследования – развитие произвольного внимания младших школьников в период обучения грамоте.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности психического развития младших школьников.
2. Провести теоретический анализ проблемы произвольного внимания у младшего школьника в современной психологической науке.
3. Охарактеризовать взаимосвязь между учебной деятельностью по освоению грамоты и уровнем развития произвольного внимания.
4. Провести эмпирическое исследование, направленное на определение взаимосвязи внимания и успешности освоения грамоты у младшего школьника.
5. Разработать и апробировать методику развития произвольного внимания младших школьников в процессе освоения грамоты.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что между уровнем произвольного внимания и успешностью учебной деятельности у младших школьников существует тесная взаимосвязь. Произвольное внимание можно развивать в процессе различных видов деятельности, в том числе, и в процессе обучения грамоте. Развитие произвольного внимания у младших школьников в процессе обучения письму, будет способствовать повышению школьной успеваемости, расширению круга учебных интересов.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ литературных источников, анализ нормативно-правовой документации; эмпирические – наблюдение, психологическое тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе МОУ «2-Засеймская средняя образовательная школа» Мантуровского района Курской области.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ И ЕГО РОЛИ В ОСВОЕНИИ ГРАМОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Особенности психического развития младших школьников
Младший школьный возраст является очень ответственным и важным периодом развития личности ребенка. В этот период особенно аккуратно следует относиться к ребенку, его чувствам, переживаниям, поскольку ребенок в это время очень чувствителен и раним. Приходится школьный младший возраст на период с 6 до 11 лет. На это время приходится обучение ребенка в начальных классах. Как правило, ребенок переходит из детского сада в школу, при этом происходит смена коллектива, изменяются требования и ожидания по отношению к ребенку [Ересь 1974].
На каждой возрастной стадии происходит смена ведущей деятельности. Это необходимо учитывать при планировании школьной программы, отдельных занятий, выборе основных предметов, их целей, задач и технологий преподавания. Различные возрастные категории имеют ведущий тип деятельности. В младшем школьном возрасте формируются также новые виды деятельности, новые формы взаимоотношений в коллективе, именно эти их и рекомендуется использовать в качестве базы, на основе которой будет происходить дальнейшее развитие универсальных учебных действий.
Преподаватель должен помнить о том, что в младшем школьном возрасте у детей изменяются и перестраиваются психические процессы. Именно от психических процессов зависят изменения личности ребенка. Не стоит забывать о том, что младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов жизни [Аникеева 2013].
К числу психологических новообразований мышления младшего школьника принято относить анализ, планирование и рефлексию, становление конкретных операций и переход к развитию формальных операциональных структур, интенсивное развитие креативности. Наиболее интенсивно все вышеперечисленные качества развиваются на уроках математики, при тщательно спланированном ходе занятия и правильно подобранной технологии обучения и формы взаимодействия со школьниками [Ересь 1974].
На этот период приходится интенсивное развитие личности. Ребенок стремится к познанию и изучению окружающего мира, на основании полученных сведений анализирует и интерпретирует информацию на столько, насколько развито его мышление и представления. В этот период происходит прогрессивное развитие, которое наблюдается во всех сферах жизни. В первую очередь совершенствуются основные психофизиологические функции. Конечным этапом является возникновение у ребенка сложных личностных характеристик и новообразований [Выготский 1935].
При этом для ребенка в процессе формирования качеств важным этапом является развитие непроизвольного характера обучения и познания. У ребенка, как правило, повышенное внимание, которое связано с познанием и попытками ориентироваться в окружающей среде, весьма незнакомой для ребенка. Также ребенку характерно эмоциональное отношение к окружающему миру. Для ребенка очень важны внешние впечатления, полученные из окружающей среды, они же обеспечивают дальнейшее развитие личности. С возрастом эмоциональность и впечатлительность изменяются. Неизменным при этом остается непроизвольное внимание, которое достаточно интенсивно развито у детей еще с дошкольного возраста [Жарова 2016].
Перечисленные выше факты свидетельствуют в пользу того, что именно в младшем школьном возрасте можно с минимальными усилиями и потерями развить у ребенка универсальные учебные действия, развить в нем способность мыслить, умение учиться, используя естественные психические и психофизиологические процессы. Однако при развитии универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте многие педагоги отмечают не только преимущества, но и ряд трудностей. Так, сложности целенаправленного развития универсальных учебных действий состоят в том, что для младших
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя./ Н.П. Аникеева. – М.:2013. – 250 с.
2. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте: Л.С. Выготский // Хрестоматия по вниманию. - М., 1976. - С.205.
3. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – М.: Гос. учеб.-педагогич. изд-во, 1935. – 356 с.
4. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии./ Л.С.Выготский. – М.: – 1966. – 541с.
5. Гальперин П.Я. К проблеме внимания: П.Я. Гальперин // Хрестоматия по вниманию. - М., 1976. – 221 с.
6. Гоноблин А.Н. Внимание и его воспитание:/ А.Н. Гоноблин. - М.: Просвещение, 1972. - 211с.
7. Гуревич П.С. Психология и педагогика. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 320 с.
8. Давыдов В.А. Что такое учебная деятельность // Начальная школа. – 2018. - № 7. – С. 12.
9. Диагностика познавательных способностей: Методики и тесты. Под ред. Шадрикова В. Д. Учебное пособие. — М.: Академический проект, 2009. — 544 с.
10. Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студ. сред. пед. учебн. заведений. – М.: Академия, 2015. – 464 с.
11. Епишева О.Б. Формирование приемов учебной деятельности // Математика в школе. – 2016. - № 6. – С. 26.
12. Ересь Е.П. Организация внимания в учебно-воспитательном процессе:/ Е.П. Ересь. - Мн.: Нар. света, 1974. - 64с.
13. Есипов Б.П. Проблема улучшения самостоятельной работы учащихся на уроке// Сов.педагогика, 2016. - №6. – С.12.
14. Жарова Л. В. Учить самостоятельности.- М.: Просвещение, 2016. – 456 с.
15. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - М., 2013. – 200 с.
16. Клименко А. В. Проектная деятельность учащихся// Преподавание истории и обществоведения в школе.- 2015.- № 9.- С. 69.
17. Ковалев В.И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности общественных отношений// Психологический журнал. - 2016. - № 4. - С.3-13.
18. Кожевников В. Когда исчезают перегрузки: об организации учебно-познавательной работы школьников // Народное образование. – 2017. - № 6. – С. 45.
19. Короткова М. В. Нетрадиционные формы уроков// Преподавание истории и обществоведения в школе.- 2017.- № 7.- С. 28.
20. Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты.– Ростов н/Д: Феникс, 2017.– 246 с.
21. Кром В.И. Активизация познавательной деятельности на уроках математики // Начальная школа. – 2017. - № 8. – С. 36.
22. Крутецкий В.А. Психология:/В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1986. - 352с
23. Кузьмина И.В. Развитие познавательной деятельности на уроках // Начальная школа. – 2015. - № 6. – С. 41.
24. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. – М.: Академия, 2016. – 452 с.
25. Немов Р.С. Психология:/ Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 1995. - Т.1. - 688с.
26. Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащихся // Педагогика. – 1998. - № 3. – С. 44.
27. Тупичкина Е. А., Крючкова И. В. Виды самостоятельных работ в условиях развивающего обучения// Начальная школа.-2016.- № 5.- С. 10.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1–4 кл.): офиц. текст. — М., 2009.
29. Хакунова Ф. П. Особенности организации самостоятельной работы обучаемых// Начальная школа.- 2013.- № 1.- С. 70.
30. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студ. пед. институтов / Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. - М.: просвещение, 1987. - 447с.