Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность анализ вопросов пределов действия нормативных актов связана с тем, что жизнь и деятельность людей, в обществе регулируется социальными нормами и социальным контролем, где центральное место занимает право, обеспечивающее саморазвитие общества. Правовое регулирование представляет собой упорядочение общественных отношений, когда человеку транслируется модель должного поведения в каких-то сложных, противоречивых и конфликтных жизненных ситуациях.
Нормативный акт в наши дни является юридическим воплощение права и по сути в нашей стране - главенствующий источник правого регулирования тех или иных правоотношений.
Основная цель исследования — проанализировать сущность и особенности пределов действия нормативных актов.
Задачи исследований:
1. Проанализировать понятие и сущность права.
2. Исследовать понятие нормативного акта.
3. Осветить нормативный акт как юридический инструмент государственного управления.
4. Изучить понятие и содержание пределов действия нормативных актов в пространстве, во времени и по круг лиц.
Таким образом, объектом исследований в работе является современная концепция нормативного регулирования общественных отношений посредством нормативного акта.
Предмет исследований работы — пределы действия нормативных актов.
На основе поставленных цели и задач, а также учитывая объект и предмет исследований структура работы сформирована следующим образом. В начале в первой главе изучаются теоретические аспекты права в целом и нормативного акта в частности, как институтов нормативного регулирования. В этой части работы исследуются сущность права и общая характеристика нормативного акта. Во второй главе работы исследуются вопросы пределов действия нормативных актов в пространстве, во времени и по круг лиц.
Следует отметить, что по данной теме в теории государства и права, а также в иных науках существует достаточное количество литературы, и это объясняется значимостью и интересом, проявляемым к данной теме. Вопросы действия нормативных актов как регуляторов общественных отношений всегда волновали отечественных и зарубежных правоведов, мыслителей, философов и пр.
Теоретическую основу исследования составили современная учебная и научная литература таких авторов, как Венгеров А.Б., Лазарев В.В., Матузов Н.И., Марченко М.Н., Корельский В. М., отдельные публикации ученых по вопросам взаимодействия права и морали в системе нормативного регулирования. Это труды Балашова А. И., Кузьминой М.В., Малофеева А.О., Михайлова С.В., Осиповой М.В., Прокуроновой С. С.
Методологическую основу исследования составили, прежде всего, общенаучные методы познания, такие как диалектический, системно-структурный и метод анализа и синтеза, специальные методы, а именно логико- юридический, сравнительно-правовой.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НОРМАТИВНОГО АКТА, КАК ЮРИДИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПРАВА
1.1 Понятие, сущность и признаки права
Вопрос о том, что в конечном итоге представляет собой право, занимает умы ученых-юристов на протяжении тысячелетий. Более того, на современном этапе также не выработаны единообразные понятие и признаки права, существует множество теорий и концепций правопонимания, в большей или меньшей степени, одобряемые научных сообществом. В этой связи сохраняется необходимость как можно более глубокого анализа и исследования вопроса о признаках права, совокупность которых, в результате, дает представление о сущности права в целом.
Одной из превалирующей в современной научной литературе посвященной исследованию вопросов юриспруденции выступает точка зрения о следующем определении права:
Право – это предопределяемая природой человека и общества система регулирования возникающих и существующих общественных отношений, которую отличает ряд, присущих только данной системе признаков .
Из приведенного определения может быть, прежде всего, сделан вывод о системном характере права и существовании ряда уникальных для права признаков, которые будут рассмотрены ниже.
Существующие в правовой доктрине попытки определения действительного содержания права чаще всего проводится через рассмотрение тех признаков, существование которых делает право универсальным регулятором общественных отношений. Соответствующий подход представляется верным, поскольку позволяет осуществлять максимально широкое рассмотрение различных аспектов права, как системного явления .
Переходя к рассмотрению признаков права необходимо отметить то, что в литературе, в зависимости от концепций и подходов правопонимания, разделяемых соответствующими авторами существует множество трактовок видов признаков права, в данной статье будут приведены основные из них и признаваемые большинством современных исследователей.
Итак, характеризуя право представляется целесообразным выделение следующих его признаков:
1. Нормативность. Содержательно право представлено совокупностью установленных государством абстрактных общеобязательных правил поведения – юридических норм, действие которых рассчитано на неопределенный круг лиц и многократное применение;
2. Системность. Как было отмечено в самом начале статьи, в юридической науке общепризнанным считается тезис о том, что право представляет собой определенную систему, то есть упорядоченную, согласованную внутри, организованную по различным уровням совокупность норм, обеспечивающих на основе выделения единых принципов детальную регламентацию тех общественных отношений, которые поддаются и нуждаются в соответствующем упорядочении;
3. Регулятивность. В правовой доктрине также однозначным является тезис о том, что право выступает именно регулятором общественных отношений, поскольку предоставляет субъектам права абстрактные образцы их собственного поведения, устанавливает требования, которые могут быть предъявлены к иным участникам отношений, формулирует образцы возможных вариаций организации отношений между людьми и организациями. Таким образом, право как бы направляет деятельность субъектов в русло единообразного и законного осуществления субъективных прав и исполнения юридических обязанностей ;
4. Общеобязательность. Санкционируясь государством, правовые предписания становятся обязательными для соблюдения всеми участниками общественных отношений под угрозой применения юридической ответственности, виды которой различаются в зависимости от степени общественной опасности и характера совершенного деяния;
5. Обеспеченность государством. Выделение данного признака обусловлено тем, что на всем протяжении «жизни» правовой нормы ее сопровождает деятельность компетентных органов государственной власти, выступающих от его имени и в интересах граждан. Так, правотворчество является прерогативой законодательных органов государственной власти (реже – органов исполнительной власти, применительно к подзаконным нормативно-правовым актам), в дальнейшем, реальное воплощение абстрактных нормативных предписаний реализуется при помощи системы государственных и муниципальных органов власти и управления, в том случае, когда возникает ситуация спора или нарушения правовой нормы, разрешение сложившейся ситуации относится к компетенции создаваемых в особом порядке юрисдиционных органов государственной власти, прежде всего – органов судебной системы РФ. Наконец, прекращение действия юридической нормы, по общему правилу, отнесено в сферу компетенции того органа, которым соответствующая норма была принята первоначально.
6. Формальная определенность – юридическая норма должна быть выражена вовне и зафиксирована в актуальном источнике правового регулирования строго определенным образом, поскольку, в силу абстрактности правовых норм, любое изменение формы выражения изменяет действительный смысл и правовой содержание юридического предписания.
Социальное назначение права – это та роль, которую играет соответствующая система в жизни государства и общества .
В современных условиях социальное назначение права может быть определено следующим образом: – будучи регулятором общественных отношений, система права призвана упорядочить отношения между людьми в самых разнообразных сферах общественной жизни.
Социальное назначение права ярче всего проявляется в тех функциях, которые реализуются рассматриваемой системой:
Функции права – основные стороны и направления воздействия права на отношения между членами общества, в процессе реализации которых выражается сущность и социальное назначение права .
Итак, в узком значении право представляет собой систему общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством. В более широком смысле данное понятие охватывает правовые отношения, основные права и обязанности граждан, гарантируемые и охраняемые органами власти .
В юридической науке до сих пор ведутся споры о происхождении права. Например, в Европе XVIII века возникла теория естественного права, в числе основателей которой были такие мыслители как Жан-Жак Руссо и Джон Локк. Они считали, что все люди изначально обладают некоторым набором естественных и неотчуждаемых прав, но в результате различных конфликтов возникает необходимость в механизме, регулирующем поведение индивидов. Так и появились первые законодательные нормы.
Марксистская теория воспринимает право как волю господствующего класса, которая опирается на принуждение людей к подчинению со стороны государства. Закон гарантирует власть правящей верхушки над рабочими и служащими, которые обязаны подчиняться установленным требованиям.
Социологическая (гарвардская) школа исходит из того, что право формируется из общественной практики, но свое юридическое закрепление находит в судебных решениях. Приверженцы этой теории, зародившейся в США ХХ века, придают большое значение независимости судебной системы. Они считают, что все споры могут и должны решаться цивилизованно, в установленном процессуальном порядке.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Балашов А. И. Правоведение. Учебник для вузов. С-Пб, 2018 – 141с.
2. Барнашов А.М. Механизм государства. Лекция Томск:, 2015 –20с.
3. Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трак¬товки. С-Пб, 2013 - 265с
4. Василик М.А. Политология: учебник М.: "Юристъ-Гардарика", 2015.– 110с.
5. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Теория права. М.: Юрист.- 2018– 350с.
6. Дробницкий О.Г. Понятие морали: историко-критический очерк М., 2014 – 80с.
7. Колюшкина Л.Ю. Теория государства и права (схемы и комментарии). - Москва: Гостехиздат, 2017. - 208 с.
8. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М.- 2017. – 350с.
9. Кондрашев А.А. Краткий курс по теории государства и права. Учебное пособие. - М.: Окей-книга, Рипол Классик, 2016. - 144 с.
10. Корельский В. М. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Изд. гр. ИНФРА, 2018. – 450с.
11. Кузьмина М.В. Компенсационная функция в системе функций права. М., 2017 - 70с.
12. Лазерев В.В. Общая теория государства и права. Учебник. М.: Юристъ.- 2016 .- 375с.
13. Лукьянова Е. Теория права и государства. – М.: Норма, 2017 - 420с.
14. Малахов В. П.Общая теория государства и права. Учебное пособие. - М.: Книжный дом, 2017. - 320 с.
15. Малофеев А.О. Функции нравственно-этических категорий в частном праве // Юридический мир. 2016. N 4. С. 27 - 30.
16. Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Инфра-норма.- 2017.- 440с.
17. Матузов Н.И. Теория государств и права. –Саратов.- 2018. – 500с.
18. Михайлов С.В. Правовые ценности. Ростов н/Д, 2017 - 200 с.
19. Мокичев К.А. Теория государства и права. - М.: Юридическая литература, 2018. - 520 с.
20. Осипова М.В. Иерархия юридических ценностей в правовой системе. Саратов, 2015 - 60 с.
21. Попова А. В. Теория государства и права. - М.: Питер, 2013. - 321 с.
22. Прокуронова С. С. Современное правопонимание. - М.: Издательство Михайлова В. А., 2016. - 232 с.
23. Прокуронова С. С. Теория государства и права. Конспект лекций. - М.: Издательство Михайлова В. А., 2016. - 232 с.
24. Рясина А.С. Оценочные категории: общетеоретический и нравственно-правовой аспекты. Саратов, 2016 - 87с .
25. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. М., 2015 – 104с.
26. Темнов Е. И. Теория государства и права. - М.: КноРус медиа, 2016. - 290 с.
27. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: ИПП «Отечество». 2014 - 410с.
28. Югов А.А. Публичная власть и ее функционирование. Екатеринбург, 2015 - 60с.