Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлен тем, что главными критериями успешного бизнеса и его рыночной привлекательности являются результативность и эффективность. Понятие результативности складывается из нескольких важных составляющих и оценивается системой таких показателей, как деловая активность, прибыль, рентабельность.
В переводе с английского под словосочетанием «business activity» понимается характеристика группы коэффициентов, используемых в аналитических исследованиях. Такой подход к определению деловой активности нельзя назвать удачным, поскольку он не отражает весь спектр финансово-хозяйственной деятельности с точки зрения ее эффективности, одной из составляющей которой является деловая активность. В современной российской практике нет четкого определения деловой активности, а словари дают лишь общее представление как об экономической деятельности, связанной с организацией и развитием производства.
Целью работы является организационно-экономический анализ бизнеса АО «Контактор».
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие основные задачи:
1 изучить характеристику деятельности
2 провести анализ имущественного положения
3 провести анализ прибыли предприятия
4 анализ рентабельности предприятия
Решение поставленных задач осуществляется с использованием следующих методов и подходов теоретико-методологический анализ научной литературы и программно-методической документации; теоретическое моделирование; методы опроса, беседы и метод статистического анализа.
При выполнении работы использованы следующие исходные данные: бухгалтерская отчетность за 2011-2015 г.г. АО «Контактор».
.
1.Теоретические аспекты анализа рентабельности и безубыточности предприятия
1.1 Сущность, формы и принципы рентабельности и безубыточности предприятия
Точка безубыточности — важнейший показатель для предприни-мателя, поскольку он обозначает тот факт, что фирма становится при-быльной.
Точка безубыточности — это показатель, а если точнее, тандем из 2 показателей: объема производства продукции и объема выручки от ее продаж, отражающий достаточность соответствующих значений с точки зрения покрытия текущих издержек. Иногда она называется также кри-тической точкой. Оба показателя — объем производства и объем вы-ручки — одинаково значимы и потому используются экономистами в неразрывной связке.
Точка безубыточности (комбинация ее компонентов) показывает отчетный период, по итогам которого предприятие принесло прибыль. В зависимости от дальнейшей динамики продаж и объема выпуска това-ров фирма может увеличивать прибыль, либо, наоборот, снижать ее и не обеспечивать, таким образом, достижения точки безубыточности. То есть точка безубыточности — это динамический показатель. Но успеш-ное предприятие, однажды достигнув его, как правило, удерживается на нем в дальнейшем.
Сроки достижения точки безубыточности бизнес-проекта — важ-нейший показатель для предпринимателя, инвестора, партнера, креди-тора. Любой из них ожидает скорейшего достижения того момента, ко-гда бизнес начнет приносить прибыль, а также рассчитывает на то, что фирма будет в дальнейшем развиваться при позитивной динамике вы-ручки и объема выпускаемых товаров в сочетании с оптимальными из-держками.
Для того чтобы вычислить точку безубыточности, понадобятся:
• показатели, отражающие объемы производства и продаж то-вара (или оказываемых услуг) в единицах (ОПП);
• показатели, отражающие отпускную цену 1 единицы продук-ции или услуг (ОЦ);
• показатели, отражающие расходы на производство 1 едини-цы продукции или услуг (РП);
• показатели, отражающие величину постоянных расходов (ПР);
• показатели, отражающие величину динамических расходов (ДР);
• показатели, отражающие выручку (В).
Каждый из отмеченных показателей берется в расчет по одному и тому же отчетному периоду, например, месяцу. Точка безубыточности, определенная для одного отчетного периода, может оставаться неизмен-ной также и для последующих периодов — если показатели отпускной цены, постоянных и переменных расходов не меняются.
Показатели по первому пункту могут выражаться в штуках, тон-нах и иных единицах измерения.
Отпускная цена 1 единицы товара или предоставленных услуг вы-ражается в рублях или иной валюте, в которой осуществляется их про-дажа.
Расходы на производство 1 единицы товара или услуги также вы-ражаются в рублях. В их структуре могут быть закупочные издержки, расходы по материалам, сырью, лицензионные отчисления. Соответ-ствующие цифры вычисляются как результат деления показателя по ди-намическим расходам (ДР) на показатель по объемам производства и продаж (ОПП).
Постоянные расходы — те, что не зависят от текущих показателей объема выпуска товаров и услуг. Например, таковыми могут быть рас-ходы на зарплату, оплату коммунальных услуг, аренду.
Динамические расходы — результат произведения показателей РП и ОПП или самостоятельный показатель (на основе которого, как мы отметили выше, может вычисляться РП). Они увеличиваются либо уменьшаются в зависимости от динамики расходов на производство и продажи.
Выручка — результат произведения показателей ОЦ и ОПП. Она увеличивается или уменьшается в зависимости от данных показателей.
Конечная цель деятельности любой коммерческой компании — прибыль, то есть положительная разница между полученными доходами и понесенными расходами. Прибыль — это абсолютный финансовый показатель. Посчитав его, мы можем увидеть, что за определенный пе-риод наши доходы покрыли расходы. Однако оценить эффективность деятельности он все-таки не позволяет.
Например, возьмем 2 компании одной отрасли — одна крупная, с большими оборотами, другая — маленькая. Допустим, что обе фирмы за год сработали в прибыль. У большого предприятия прибыль в абсо-лютном выражении может существенно превышать финансовый резуль-тат, полученный малым. Однако это вовсе не означает, что оно работает эффективнее. Ведь большая прибыль может достигаться за счет масшта-бов деятельности, а не за счет грамотного ведения бизнеса, то есть за счет количества, а не качества. А это далеко не лучший вариант.
Между тем просто на основании сведений о прибыли мы не можем давать оценку деятельности таких разных компаний, поскольку показа-тели несопоставимы. И здесь нам на помощь приходит рентабельность.
Итак, мы выяснили, что по рентабельности можно судить об эф-фективности работы компании. Отсюда следует круг лиц, которым этот показатель может быть полезен. Очевидно, что к ним относятся:
• собственники компании, которым важно знать, как работают их деньги;
• управленцы, ведь они ответственны за работу фирмы, в том числе и перед собственниками;
• потенциальные инвесторы — стоит понимать, куда вклады-ваешься;
• аналитики, экономисты, финансисты — они работают с циф-рами, строят прогнозы, ищут резервы роста, борются с неэффективным использованием ресурсов.
На первый взгляд, это всё. Между тем в круг заинтересованных следует включить также налоговиков. Да-да, инспекции тоже интересна ваша рентабельность, а именно показатели рентабельности продукции и активов. Они отслеживают среднюю рентабельность по отраслям — данные с 2006 по 2014 год можно найти в приложении № 4 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ежегодно сведения до-полняются). И сравнивают с ними вашу рентабельность. Отклонение больше 10% может стать сигналом для включения компании в план вы-ездных проверок (см. 11-й из общедоступных критериев самостоятель-ной оценки налогоплательщиками рисков налоговой проверки). А это значит, что уделять внимание рентабельности стоит и работникам бух-галтерских и налоговых служб организаций.
Мы знаем, чтобы рассчитать рентабельность деятельности, фор-мула должна содержать сведения о прибыли, выручке, активах, капита-ле и заимствованиях предприятия. Всю эту информацию можно почерп-нуть из финансовой отчетности: бухгалтерского баланса и отчета о фи-нансовых результатах.
Но на их основе можно посчитать лишь достаточно укрупненные, общие показатели. Более детальный и глубокий анализ требует и более подробной информации. Например, для расчета рентабельности от-дельного вида продукции нужны цифры прибыли и себестоимости кон-кретного изделия, рентабельность продаж можно посчитать не в целом по организации, а по виду деятельности, а для этого нужно знать сумму выручки и прибыли именно по интересующему нас направлению бизне-са. А значит, чтобы подсчитать рентабельность деятельности предприя-тия, формула должна пополниться данными из бухгалтерской аналитики или управленческого учета.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1 Садовская Т.Г., Дадонов В.А., Дроговоз П.А. Анализ бизнеса: В 4 ч. / Под ред. Т.Г. Садовской. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. Ч.1. Бизнес и международные стандарты финансовой отчетности. 144 с.
2 Садовская Т.Г., Дадонов В.А., Дроговоз П.А. Анализ бизнеса: В 4 ч. / Под ред. Т.Г. Садовской. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. Ч. 2. Финансово-хозяйственная деятельность наукоемкого пред-приятия. 328 с.
3 Садовская Т.Г., Дадонов В.А., Дроговоз П.А. Анализ бизнеса: В 4 ч. / Под ред. Т.Г. Садовской. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. Ч. 3. Производственно-экономический потенциал наукоемкого предприятия. 280 с.
4 Садовская Т.Г., Дадонов В.А., Дроговоз П.А. Анализ бизнеса: В 4 ч. / Под ред. Т.Г. Садовской. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. Ч. 4. Организационно-экономический анализ бизнеса. – 288 с.
5 Дроговоз П.А. Управление стоимостью инновационного про-мышленного предприятия / Под ред. Т.Г. Садовской. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. 240 с.
6 Садовская Т.Г. Организационно-экономическое проектирование бизнеса наукоемких предприятий: Монография. М.: Пограничная ака-демия ФСБ России, 2010. 240 с.
7 Садовская Т.Г. Оценка стоимости бизнеса и синергетических эф-фектов при создании и реорганизации корпораций // Аудит и финансо-вый анализ. 2011. № 6. С.115-127.
8 Садовская Т.Г., Дроговоз П.А., Куликов С.А., Стрельцов А.С. Стратегическое управление процессами военно-гражданской интеграции высокотехнологичных предприятий в условиях глобализации экономики // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 2. С.325-344.
9 Бизнес-информатика и сетецентрические системы управления / Т.Г. Садовская, П.А. Дроговоз, Л.Г. Попович, В.А. Дадонов, Л.И.Садовский, С.А. Куликов; Под ред. Т.Г. Садовской. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014. 48 с.: ил.
10 Дадонов В.А. Вопросы развития интегрированных систем менеджмента на российских промышленных предприятиях в условиях продвижения продукции на международных рынках // Электронное научно-техническое издание «Инженерный журнал: наука и инновации». ISSN 2308-6033. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013. Выпуск № 3 [http://engjournal.ru/catalog/indust/hidden/650.html]
11 Дроговоз П.А., Иванов П.Д. Перспективы развития бизнес-информатики как междисциплинарного подхода к управлению наукоем-кими промышленными предприятиями // Электронное научно-техническое издание «Инженерный журнал: наука и инновации». ISSN 2308-6033. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013. Выпуск № 3 [http://engjournal.ru/catalog/indust/hidden/654.html]
12 Дроговоз П.А., Кашеварова Н.А. Анализ зарубежных моде-лей и механизмов управления интеллектуальной собственностью и их адаптация на российском предприятии ракетно-космической отрасли // Электронное научно-техническое издание «Инженерный журнал: наука и инновации». ISSN 2308-6033. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013. Вы-пуск № 3 [http://engjournal.ru/catalog/ indust/hidden/645.html]
13 Садовская Т.Г., Пискунова Д.Ю. Методика эксперсс-оценки и выбора схемы финансирования сделок слияний и поглощений в высоко-технологичных отраслях промышленности // Электронное научно-техническое издание «Инженерный журнал: наука и инновации». ISSN 2308-6033. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013. Выпуск № 3 [http://engjournal.ru/catalog/indust/hidden/657.html]
14 Дроговоз П.А., Пасхина О.М. Национальные инновационные системы в машиностроении: зарубежный опыт // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Машиностроение. 2011. Спецвыпуск (№ 3) Актуальные про-блемы управления машиностроительными предприятиями. С.45-59