Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Использование частных военных компаний на сегодняшний день этично в случаях, когда речь идет об охране лиц, например, личной безопасности дипломатов, пребывающих по необходимости в нестабильных регионах мира; с такими операциями вполне могут справиться сторонние организации.
Частные военные компании могут выполнять самые разнообразные функции (от услуг национальным армиям по оптимизации управления, подготовке кадров, информационно–аналитической и информационно–логистической работе до непосредственного выполнения боевых или специальных военных задач), предметом дальнейших рассуждений станет правовой статус ЧВК и их сотрудников, принадлежащих представителям нейтральных государств, применительно к их небоевому или боевому участию в военном конфликте немеждународного характера на той или иной противоборствующей стороне.
Делегирование операций по обеспечению безопасности частным предприятиям поднимает юридические и этические вопросы, потому что ЧВК занимают фактически серую область между двумя типами учреждений – вооруженными силами государства и юридическими лицами – с различными регламентами деятельности, а также подсудностью.
В работе были использованы статьи и монографии по тематике появления, оценки деятельности и использования частных военных компаний.
Целью настоящей работы является рассмотрение института частных военных кампаний. Для достижения поставленной цели были выработаны следующие задачи:
проанализировать исторические спектры появления ЧВК;
рассмотреть типологизацию ЧВК;
проанализировать особенности нормативного регулирования и правового статуса ЧВК;
рассмотреть практические аспекты участия ЧВК в современных вооруженных конфликтах.
Объектом работы являются частные военные компании.
Предмет исследования – типологизация частных военных компаний.
Методы исследования. Среди методов, которые нашли свое применение в работе можно выделить следующие: индукция и дедукция, формально–юридический, метод сравнительного правоведения, статистический, метод прогнозирования, сравнительно–правовой метод.
Структура работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, что включают четыре параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1: Феномен ЧВК в современном мире
1.1: История появления ЧВК
Современные международные отношения уже практически невозможно представить без различных негосударственных акторов, таких как: НКО, НПО, МПО, ТНК и т.д. Особое место в этом списке занимают Частные Военные Компании(ЧВК), которые уникальны тем, что одновременно могут выступать и как самостоятельный актор, претендуя на присвоение одной из основных функций государства–насильственной, и являться частью более сложных структур, таких как ТНК, или же просто выступать в качестве достаточно мощного инструмента влияния в руках «сильных государств». И в том и другом случае, они являются лишь бизнес–структурами, предоставляющими различные услуги в военной сфере и сфере обеспечения общественной безопасности.
Как указывают Р.К. Голдмэн и Ю. Эллисон, столкновение признается вооруженным конфликтом немеждународного характера в случае, если боевые действия приобретают интенсивный, организованный характер, длятся намного дольше, чем временные беспорядки. При этом конфликт не должен выходить за пределы одного государства и в нем не должна участвовать иная иностранная держава. По мнению этих юристов–международников, при наличии указанных выше критериев, международное сообщество уже вправе требовать от всех враждующих сторон соблюдения минимального объема норм гуманитарного права, указанных в ст. 3, общей для четырех Женевских конвенций 1949 г., и в Дополнительном протоколе II к ни.
Во внутренних вооруженных конфликтах всегда налицо два противоположных намерения.
Правительство максимально препятствует предоставлению какого–либо статуса повстанцам, тем самым оставляя за собой право не руководствоваться в их отношении нормами и правилами ведения войны, что может стать почвой для неправового или правового, но чрезмерно жестокого обращения не только с вооруженными лицами, но и с той частью населения, которая стоит на повстанческой стороне.
Первые упоминания об использовании наемных формирований, как инструмента внешней политики государства, можно встретить со времен Древней Греции и Древнего Рима, а во времена Средневековья наемники пользовались большую популярностью у феодалов в междоусобных войнах, так как обладали лучшей «выучкой», чем рекруты, набранные из крестьян. Самым ярким примером использования «частной военной силы» в истории нашей страны, является покорении Сибири казаком Ермаком и его дружиной, чья экспедиция была полностью оплачена богатым родом Строгановых и, в первую очередь, была направлена на представление не только государственных , но и частных интересов этого именитого семейства.
Великую Французскую революцию принято считать началом эпохи регулярных армии в Европе, что, в свою очередь означает отказ от услуг «классических» наемных формирований, таких как, отряды кондотьеров или ландскнехтов. Но, стоит отметить, что институт использования частных специалистов в военной сфере не был на время полностью уничтожен, как утверждают некоторые исследователи, а просто приобрел новые, достаточно разнообразные, формы, первая из которых–»колониальные» части, создававшиеся в армиях крупных колониальных держав, такие как: Иностранные легионы (Французский, Испанский), Дивизия Гуркхов и Войска Сипаев (Британская Империя). Вторая же форма, которую условно можно назвать «индивидуальной»–когда опытные военные специалисты нанимались в иностранные армии в качестве офицеров и консультантов, многие из которых сыграли ключевую роль в истории ряда государств. Такие известные личности как Джузеппе Гарибальди, адмирал Томас Кокрейн, Уильям Уокер, Томас Уорд, генерал Чарльз Джордж Гордон в разное время принимали участие в гражданских войнах на территории Латинской Америки, в Освободительной войне между Грецией и Турцией, Опиумных войнах в Китае, будучи при этом наемными специалистами.
После первой мировой войны, понятие «наемники» и вовсе размылось, так как появилась новая группа военных–профессионалов, служивших в национальных армиях государств (в приведенный период прежде всего Германии) и выполнявших служебные обязанности, заключавшийся в консультировании военных ведомств стран–союзников, но параллельно получавших солидное вознаграждение–»военспецы», как их называли в Советской литературе. В период «Интербеллум» военные из Германии, СССР, США, Великобритании оказывали консультационные услуги различными формированиям в Китае, Латинской Америке и во время Гражданской Войны в Испании (примечательно, что на республиканцам помощь оказывали Советские специалисты, а франкистам–бывшие участники белого движения в России и военнослужащие немецкой армии, в том числе, целый добровольческий корпус «Кондор»)
После окончания Второй Мировой Войны, классический институт наемничества, наконец, закончил свои трансформации, и, можно сказать, получил свое второе рождение– отряды «диких гусей» (иногда насчитывавшие несколько тысяч человек) наводнили Африку и Ближний Восток, в которых в то время активно шел процесс деколонизации, воюя то за одну, то за другую сторону в бесконечной череде гражданских войн и государственных переворотов, охвативших оба региона, с 50–х до конца 70–х годов прошлого века ( собственно, в конце приведенного периода ЧВК стали активно разворачивать в регионе свою деятельность). Отряды Жака Шрамма, Боба Денера (получившего прозвище «Короля Наемников»), Майкла Хоара и пр. прославились тем, что предоставляли «государственные перевороты под ключ» для любого заказчика, но в большей степени для спецслужб крупных государств; а новые правительства Африканских государств часто пользовались услугами наемников для проведения карательных операций и подавления восстаний, самый яркий пример– жестокая расправа над участниками восстания «Симба» 1964–1965 гг. в Конго, проведенная, в основном, проведенная вооруженными силами Бельгии, Конго и ряда других стран, при активном участии «Коммандо 5» и «Коммандо 6» – отрядами Майкла Хоара и Жана Шрамма. (Стоит отметить, что именно в этот период термин «наемник» стал приобретать негативную окраску, хотя именно в тогда «солдатами удачи» в Африке становились люди, часто в меньшей степени преследовавшие материальную выгоду, а в какое–то мере даже идеологическую, так как названные выше формирования наемников набирались из представителей белого населения, подвергшихся репрессиям со стороны коренных жителей Африки после падения колониальных режимов).
Из приведенных выше примеров, можно сделать вывод, что представители институт «классического» наемничества на протяжении многих веков играли одну из главных ролей в политике и международных отношениях, но, также стоит отметить, что ни одна из перечисленных организаций или личностей ( за исключением, пожалуй, колониальных торговых компаний, пользовавшихся услугами «частной армии», но тем не менее главным видом деятельности имевших торговлю) не имели никаких признаков бизнес–структуры, легально оказывающей определенные услуги военного характера и получая за это доход, которыми являются современные ЧВК а, скорее, представляли из себя группы авантюристов, ищущих заработка. Когда же в мировой истории случился этот «переход» от нелегальных формирований «солдат удачи» к бизнес–единицам, претендующим на приватизацию ряда государственных функций в сфере безопасности? Рассказывая об истории феномена наемничества, мы не зря остановились на событиях второй половины прошлого века в Африке и на Ближнем Востоке, так как именно этот период принято считать временем рождения ЧВК и начала полного «вытеснения» классического наемничества в качестве инструмента «теневой» (или «грязной») политики.
Первая Частная Военная Компания, называвшаяся WatchGuard International (WI), была создана в Великобритании в 1967 году выдающимся военным деятелем того времени–полковником Дэвидом Стерлингом, который прославился в годы Второй Мировой Войны созданием SAS–Специальной Авиадесантной Службы–ставшей в последствии самым элитным подразделением британской армии. В первое время, WI, занималась подготовкой подразделений стран и организаций на Ближнем Востоке, поддерживающих британские интересы в регионе. Интересно, что «костяк» созданной Стерлингом компании составили офицеры созданного им же подразделения, многие из которых, к тому моменту, уже имели опыт консультирования спецподразделений армии султана Омана Кубоса по части «контрпартизанских» операций в 60–х годах. Также важно исследовать и политическую подоплеку создания первой в мире ЧВК, так как по схожему принципу создавались и многие другие подобные структуры: в 1962 году в Йемене произошло свержение законно правившей монархии и установление нового режима( который, кстати, был признан ведущими мировыми державами СССР и США), противоречащего интересам Великобритании в регионе, в следствии чего непризнанного ей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных истчоников
1. Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, ст. 1, стр.1 [Электронный ресурс] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/mercen.shtml доступен, 22.05.2016 года.
2. Конвенция ОАЕ (Организации Африканского Единства) о ликвидации наемничества в Африке [Электронный ресурс] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/raceconv.shtml, доступен, 22.05.2016 года.
3. Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, ст. 1, стр.1 [Электронный ресурс] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/mercen.shtml доступен, 22.05.2016 года.
4. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву// стр. 4, ст.2 [Электронный ресурс]http://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf, доступен 22.05.2016
5. Устав Организации Объединенных Наций/ ст 42, 43, гл. 7 [Электронный ресурс] http://www.un.org/ru/charter–united–nations/index.html доступен 22.05.2016
6. Устав ООН/ гл. 2 [Электронный ресурс] http://www.un.org/en/charter–united–nations/, доступен 22.05.2016
7. Постановление суда Международного Трибунала № ICTR–96–13–A от 27 января 2000 года [Электронный ресурс] http://unictr.unmict.org/sites/unictr.org/files/ case–documents/ ictr–96–13/appeals–chamber–judgements/en/011116.pdf, доступен 22.05.2016
8. Department of Defense Contractors in Afghanistan and Iraq: Background and Analysis [Электронныйресурс] https://www.fas.org/sgp/crs/natsec/R40764.pdf, доступен 22.05.2016
9. Операция Организации Объединенных Наций в Конго (ОНУК) [Электронный ресурс] http://www.un.org/ru/peacekeeping/missions/past/congo.htm, доступен 22.05.2016
10. Доклад комиссии международного права (23 апреля – 1 июня и 2 июля – 10 августа 2001 года) [Электронный ресурс] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/responsibility.pdf, доступен 22.05.2016
11. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов (Протокол II). Женева, 8 июня 1977 года. [Электронный ресурс] https://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/6lkb3l.htm, доступен 22.05.2016 года.
12. Конвенция (IV) о защите гражданского населения во время войны (Женева, 12.08.1949). URL: https://www.icrc.org/. (дата обращения: 20.02.2019).
13. Конвенция (II) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (Женева, 12.08.1949). URL: https://www.icrc.org/.(дата обращения: 20.02.2019).
14. Комментарий Комиссии международного права ООН к Статьям об ответственности государств за международно–противоправные деяния // Доклад Комиссии международного права ООН о работе ее 53–й сессии. Документ ООН A/56/10. С. 70.
15. Доклад Экономического и Социального совета, Доклад Третьего комитета Генеральной Ассамблеи ООН, проект Резолюции XVII, 14 декабря 1982 г., A/37/745. URL: https://www.icrc.org/.(дата обращения: 20.02.2019).
16. Закон РФ от 11.03.1992 N 2487–1 (ред. от 05.12.2017) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // «Российская газета», N 100, 30.04.1992.
17. Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (ред. от 09.08.2018) «Вопросы прохождения военной службы» (вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы»)// «Российская газета», N 191, 28.09.1999 (до ст. 18 включительно), N 192, 29.09.1999 (до конца).
18. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53–ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О воинской обязанности и военной службе» // «Российская газета», N 63–64, 02.04.1998.
19. «Военная доктрина Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 25.12.2014 N Пр–2976) // «Российская газета», N 298, 30.12.2014
20. Алексеева Т.А., Казанцев А.А. Внешнеполитический процесс. Сравнительный анализ: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2012. 223 с.
21. Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие для студентов вузов / 2–е изд. испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2010. 230 с.
22. Валецкий О. В., Коновалов И.П. Эволюция частных военных компаний // Пушкино, 2013. 19с.
23. Воробьев Е.Г. Правовой статус частных военных компаний в военном конфликте немеждународного характера: юридические ремарки к намерениям легализации частных военных компаний в Российской Федерации // Военно–юридический журнал. 2015. N 7. С. 15 – 19.
24. Давыдов Ю.П. Норма против силы. Проблема мирорегулирования. М.: Наука, 2002. 287 с.
25. Егорова А.К. Правовое регулирование охраны морских судов в зонах повышенной опасности с использованием частных военных и охранных компаний // Международное уголовное право и международная юстиция. 2018. N 4. С. 25 – 28.
26. Коновалов И.П. Солдаты удачи и воины корпораций. История современного наемничества // Пушкно, 2015 - 53 с.
27. Красинский В.В. Защита государственного суверенитета: монография. М.: НОРМА, ИНФРА–М, 2017. 608 с.
28. Кулебякин В.Н., Королькова Е.Е. Статус сотрудников частных военных и охранных компаний по международному гуманитарному праву // Московский журнал международного права. 2015. N 4 (100). С. 27 – 42.
29. Котляр, В. К вопросу о «гибридной войне» и о том, кто же ее ведет на Украине // Международная жизнь. – 2015. – № 8. – С. 58–72.
30. Кибакин М.В., Корякин В.М. Проблема толкования понятия «военная услуга» в контексте использования частных военных компаний в современных военных конфликтах // Электронное научное издание «Военное право». 2015. Вып. 3. URL: http://www.voennoepravo.ru/node/5874.
31. Королькова Е.Е. Международно–правовая ответственность государств за деятельность частных военных и охранных компаний в вооруженном конфликте // Международное публичное и частное право. 2018. N 3. С. 20 – 23.
32. Михайленко А.Н. Частные военные и охранные компании в России: быть или не быть? // Обозреватель. 2013. N 5. С. 90 – 99.
33. Небольсина М. А. Регулирование деятельности частных военных и охранных компаний: сравнительный анализ политики международных организаций и мировых держав., дис. Москва 2016 – 248 с.
34. Романовская О.В. Делегирование государственно–властных полномочий в системе публично–правового регулирования // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. N 2. С. 143 – 154.
35. Романовская О.В. Конституция России и фронтолиз государственной власти // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 9. С. 22 – 25.
36. Саврыга К.П. Международно–правовая ответственность государства–нанимателя за противоправные действия частных военных и охранных компаний // Московский журнал международного права. 2013. N 4.
37. O'Grady E. M. International Alert, The Privatization of Security: Framing a Conflict Prevention and Peacebuilding Policy Agenda. L., International Alert, April 2001, P. 7.
38. Zafiro v. United States 506 U.S. 534 (1993). URL: http://www.lawschoolcasebriefs.net/2013/11/zafiro–v–united–states–case–brief.html#sthash.icf822zJ.dpuf (дата обращения: 20.02.2019).
39. Электронный ресурс: URL: http://ria.ru/defense_safety/20120411/623227984.html (дата обращения: 20.02.2019)
40. Электронный ресурс URL: http://www.globalsecurity.org/intell/ops/croatia.htm (дата обращения: 20.02.2019).
41. Schwartz M. The Department of Defense‘s Use of Private Security Contractors in Afghanistan and Iraq: Background, Analysis, and Options for Congress. Congressional Research Service. Report for Congress. 13.05. 2011. URL.: http://www.fas.org/sgp/crs/natsec/R40835.pdf(дата обращения: 20.02.2019).