Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Идея Британской империи часто соединялась с идеей об ее предызбранности и о необходимости потому обеспечить доминирование Британской национальной империи над всеми другими и над миром в целом. Поэтому британская имперская идеология является весьма поучительным объектом для анализа в рамках курса истории мировой политики.
Открытие новых земель придало новую значимость и старым, еще античным и средневековым символам и легендам. Эта символика также стала оказывать свое влияние на формирование новой имперской идеологии. Прежде всего, поскольку в античной и средневековой географии в ходу было словосочетание "Orbis Terrarum" ("Круг земной") применительно ко всему известному миру, то вновь открытые земли стали называть "Novus Orbis" (дословно "Новый Круг" или в общераспространенном русском переводе - "Новый Свет").
С другой стороны, показательно, что в течение XVI века, пока за Новым Светом еще не утвердилось название "Америка", эти земли, особенно в Англии, часто именовали Атлантидой. Так, известному мореплавателю Адриану Джильберту в 1583 г. было дано правительственное дозволение на освоение и установление английских порядков в "северной части Атлантиды, именуемой Новым Светом".
Особая символическая подоплека сопровождала процесс открытия новых земель в самой северной части Нового Света - современной Гренландии, Канады и островов между ними. Здесь многие открываемые земли вызывали реминесценции с легендарной Последней Фулой (Ultima Thule) из средневековых мифов и потому их освоение приобретало особую идеологическую значимость. Использование символики Фулы в этом регионе сохранилось до наших дней. И сейчас американская военная база на крайнем Северо-Западе Гренландии носит название Фула. К слову, символика "Последней Фулы" проецировалась и на юг, на другой край земли, причем использовалась там и на рубеже XIX-XX веков. Так, отряд первых колонистов Сесила Родса, направленных им на освоение современного Зимбабве, свой первый укрепленный форт на территории за пределами белых поселений назвал именно Фулой.
В истории оформления британской имперской идеологии центральное место принадлежит Джону Ди (John Dee, 1527-1608) - известному английскому мыслителю, географу и математику. С именем Ди связывают разработку концепции, легшей в основу позднейших колониальных империй, представления об особом предназначении Нового Света, а также попытку соединить магию с мировой политикой.
Именно Джону Ди принадлежит появление самого термина "Британская империя" и разработка концепции прав Англии на колониальные завоевания и доминирование в мире. В 1577-78 гг. он разрабатывал эту идею в своих трактатах. Под империей Ди понимал совокупность Британии и ее колоний. Также Ди подчеркивал важность переселения англичан в колонии и соответствующей миграционной политики государства. Ди подчеркивал, что Британская империя превосходит любую земную монархию со времен сотворения мира и может стать всеобщей монархией.
Свою имперскую концепцию Ди рассматривал в контексте общего мистического единства мира. В поисках символических "ключей" к пониманию этого единства и преломлению его в т.ч. в реальной мировой политике, Ди написал, может быть, свой самый известный трактат "Иероглифическая монада".
Важнейшей задачей на пути к созданию империи Ди считал открытие англичанами новых навигационных маршрутов и колонизацию вновь открываемых территорий.
Наиболее ярким выразителем британских имперских идей в этот период стал предприниматель и политик Сесил Родс. Главным вкладом Родса в историю универсализма и мировой политики является идея о создании всемирной британской империи с глобальным имперским парламентом. Только при всемирной империи, согласно Родсу, возможно поддержание долгосрочного мира на планете. Выдвижение в 70-х гг. XIХ в. на элитарном уровне обновленного имперского идеала требовало создания благоприятного общественного настроя для проведения соответствовавшей ему политики. Насущной идеологической и политической задачей становилось формирование нового типа гражданина, носителя иного, отличного от норм либерального индивидуализма представления об отношениях личности, общества и государства. Если либерализм трактовал понятие ответственности лишь в качестве средства личного утверждения, то личность британца новой, империалистической формации должна была сполна реализовать заложенный в ней потенциал, служа высокому общественному идеалу. «Надо жить, а не прозябать, – писал «властитель дум» своего времени Т. Карлейль, обращаясь к современникам. – Жизнь твоя, хотя бы ты был самый жалкий из смертных, – не праздная стезя, а действительность, полная высокого смысла! Твоя жизнь – твое достояние, это все, с чем ты можешь пойти навстречу вечности» 1 . Философ Ф. Бредли считал активную жизненную позицию любого члена общества святым долгом гражданина2 . Критиковавший либеральную систему ценностей известный историк и публицист Дж. Фруд отдавал предпочтение не каждой личности в отдельности, а объединяющей их организации, которая имеет бесспорное превосходство в силе. Права человека, если такие существуют, делал он вывод, должны состоять не в свободе, а в разумном руководстве и контроле3 . Применительно к проблемам имперского строительства этот социальный тип должен быть готов к активным действиям во имя империи и на ее благо, которое мыслилось как укрепление ее монолитности и расширение границ ее влияния. Отсюда актуальной идеологической и политической задачей нового поколения политиков, связывавших свое будущее с обновляющимся обликом своей страны, стало внедрение в массовое сознание оптимизированного образа империи, не идущей к своему историческому концу, о чем долго и настойчиво рассуждали манчестерцы. Обновлявшаяся империя мыслилась исполненной сил, имеющей блестящее будущее.
Цель исследования-раскрыть имперскую идею в британской философии.
Для реализации цели были постановлены следующие задачи:
Рассмотреть идеологические особенности британской империи.
Анализировать имперскую идею в Великобритании.
Структура работы: введение, две основные главы, заключение, список использованной литературы.
1. Образование британской империи
1.1Идеологические особенности британской империи
Британская империя была самой крупной империей, которую когда-либо знала история. Ее сила и влияние простирались по всему миру, формируя его по своему подобию. Британская империя никогда не пребывала в статичном состоянии ― она постоянно менялась, развивалась и реагировала на происходящие события.
Британская империя 1950-х годов сильно отличается от самой же себя в 1850-х годах и, конечно же, в 1750-х и 1650-х годах. Ее политика в колониях в одной части мира могла сильно отличаться от политики в другой части. Кроме того, в ее составе побывало невероятное множество участников за многие годы ее существования. Одни из них попали туда из жадности и эгоизма, другие, однако, имели более гуманистические мотивы, хотя часто были ограничены социальными устоями своих эпох.[4;55]
Причастность к короне обеспечила многим гражданам новые возможности, но кому-то она принесла лишь ограничения, разрушения и лишение свобод и прав.
Какой период охватывает история Британии?
Определить, с какого времени начинает свой отсчет Британская империя, не так легко. Как правило, говорят о двух ее периодах. Первый период (или Первая империя) обозначен, главным образом, временем колонизации Америки. Их называли «Тринадцать колоний», и в 1783 они обретут свою независимость от Британии.
Вторая империя состояла из остатков Первой, добавив Индию, и была расширена во время наполеоновских войн, а затем продолжала расширение в течение XIX века и даже в начале XX-го. Именно эта Вторая, преимущественно викторианская империя и ассоциируется у большинства людей с Британской империей, о которой говорили: «над ней никогда не заходит солнце!». ораздо реже эти две Британские империи иногда называются Второй и Третьей империями. Историки выделяют еще одну: время нормандской экспансии. В этот период к Англии присоединяются Уэльс, Нормандские острова, остров Мэн и учреждаются первые форпосты в Ирландии.
Здесь часто возникает путаница, потому что сами норманны пришли с севера Франции, и как понять, была ли это нормандско-французская или английская империя? На самом деле норманны произошли от викингов, которые переселились на север Франции. Эта англо-французская империя, если можно так выразиться, позже будет называться Анжуйской. Она действительно начала распадаться на две страны ― Англию и Францию ― во время Столетней войны. Хотя даже после этого Англия имела влияние на севере Франции в Кале, пока Мария Тюдор, наконец, не потеряла контроль над ней в 1558 году, хотя Нормандские острова по-прежнему технически остаются частью Великобритании.[9]
Технически о Британии как о государстве можно говорить, начиная только с 1707 года, поэтому в период с 1497 по 1707 год ее следует называть Англией, хотя Уэльс уже тогда был ее частью. Британия часто вступала в союзы с французами в XVIII-XIX в.в., с русскими в середине XIX века и немцами в XX веке. Ее армию регулярно призывали на помощь на континенте, но по завершении конфликтов они не принимали участия в урегулировании или колонизации.
Европа была густо населена, она нарастила достаточно высокий технологический уровень, и народы стали все более осознавать свою национальную и языковую идентичность. А Британия, будучи островным государством, имела к тому же мощный военно-морской флот и таким образом могла себе позволить выбирать, в каких кампаниях на континенте участвовать, а в каких нет, и потому уделяла больше внимания морской торговле с неевропейскими рынками. Конечно, Британская империя
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Bunting B. The Rise of the South African Reich. — L., 1986. — P. 9.
2. Абрамова СЮ. Африка: четыре столетия работорговли. М., 1978.
3. Акимов Ю.Г. От межколониальных конфликтов к битве империй: англо-французское соперничество в Северной Америке в 1613-1713 гг. СПб, 2002.
4. Актуальные проблемы истории колониализма ("круглый стол") // Новая и новейшая история. 1989. № 4. С.80.
5. Алаев Л. Б. Империя: феномен или этап развития? // Вопросы истории. 2000. № 4-5.
6. Английские партии и колониальная империя Великобритании в XIX веке (1815- середина 1870-х гг.) / Айзенштат Марина Павловна; Гелла Тамара Николаевна, Кол.авт. Институт всеобщей истории РАН. Москва: Б/и, 1999.
7. Антонова К.А. Английское завоевание Индии в XVIII в. М.,1958.
8. Антонова К.А. Советские индологи о причинах падения Могольской Индии // Очерки экономической и социальной истории Индии. М.,1972.
9. Бабаходжаев М.А. Борьба Афганистана за независимость. 1838-1842. М.,1980.
10. Балашова Ю.А. Трансляция культур в процессе христианизации Западной Африки / Восток-Запад: проблемы взаимодействия и трансляции культур. Сб. научн. трудов. Саратов, 2001. С.5-15.
11. Балезин А.С. У Великих африканских озер: монархи и президенты Уганды. М., 1989.
12. Британская империя / Под ред. П. И. Лебедева-Полянского, Ф. И. Петрова, О. Ю. Шмидта. — М., 1943. — С. 313.
13. Всеобщая история / С. В. Новиков, А. С. Маныкин, Щ. В. Дмитриева. – М.: Филологическое общество «СЛОВО»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 639 с. – (Справочник студента).
14. Грудзинский В. В. Английские переселенческие колонии XIX в., от коронного статуса к самоуправлению // Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. — №34(135). Серия «История». Вып. 27. С.90-101.
15. Давидсон А. Б. Ключевая проблема XXI столетия: последствия распада империй. // Новая и новейшая история. 2006. № . 2. С. 3 - 21.
16. Давидсон А. Б. Последствия распада империй для XXI века // Вестник Российской Академии Наук. 2002. Т. 72. № 5. С. 396-404.
17. Жуков Д. С. Имперские административно-политические институты в условиях демократизации: исторический опыт второй Британской империи [Электронный ресурс] // Интернет-конференция «Великие державы в контексте мирового политического процесса: история и современность». М., 2014
18. Заболотный В. М. Англо-бурская война 1899-1902 гг.: начало упадка Британской империи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. – 2011. – №3. – С.63-73.
19. Ивонин Ю. Е. Имперская идея и проблема государственности в Западной Европе XVI века // Вопросы истории. 1993. № 6.
20. Крючкова Н. Д. Переселенческий колониализм викторианской эпохи и «экспорт» семейных ценностей / Н. Д. Крючкова // Британские исследования. – №4. – 2014. – С.53-65.
21. Новая история стран Европы и Америки: Учеб. для вузов / И. М. Кривогуз, В. Н. Виноградов, Н. М. Гусева и др.; Под. ред. И. М. Кривогуза. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 912 с.: 16 с. цв. вкл.
22. Польская Н. М. Великобритания / Редкол.: Сдасюк Г. В. (пред.) и др. – М.: Мысль, 1986. – 152 с., ил., карт. – (У карты мира).
23. Советская историческая энциклопедия. Гл. ред. – Е. М. Жуков. – М.: «Сов. Энциклопедия», 1963.
24. Соколов А.Б. «Правь, Британия, морями»?: политические дискуссии в Англии по вопросам внешней и колониальной политики в XVIII в. Ярославль, 1996.
25. Судейкин А. Г. Колониальная политика лейбористской партии Англии между двумя мировыми войнами. М., 1976.
26. Халфин Н.А. Вторая англо-афганская война (1878-1880) // Вопросы истории. 1979. № 3.
27. Халфин Н.А. Создание и распад Британской колониальной империи. М.,1961.
28. Ходячих С. С. Когда Британия ещё не была великой / С. С. Ходячих // Британские исследования. – №4. – 2014. – С.13-30.
29. Шкляж И.М. Английский расизм перед судом «Справедливого» // Новая и новейшая история. – 1989. – № 1. – С. 222-223.
30. Шубин Г.В. Российские добровольцы в англо-бурской войне. – С. 9-10.