Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Анализ происхождения государств в юридической науке, а помимо этого в общественной имеет большое значение. Точное понимание причин, а также условий, закономерностей возникновения.
Проблемы возникновения государств дискуссионные, в результате того, что указанная сложная проблема содержит различные идейные, философские взгляды, направления, помимо этого, исторической и этнографической наукой даются новые знания о причинах появления государств
Объект курсовой работы – происхождение государства.
Предмет курсовой работы правовое положение основных теорий происхождения государства.
Цель исследования состоит в анализе основных концепций происхождения государства.
Исходя, из цели в работе были поставлен.ы следующие з.адачи:
1. Дать характеристику основных теорий происхождения государства.
2. Провест.и сравнение ос.новных теор.ий происхо.ждения госу.дарства.
Теоретико-методологическую б.азу курсово.й работы сост.авили: учеб.ная литератур.а, а кроме это.го труды отечест.венных уче.ных: Власе.нко, Н.А., Кор.нева В. Н., В Н. Хро.панюка, Ше.вчука Д.А. и др.
Методологическая основа исследования. Метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы, которая раскрывает особенности различных концепций происходжения государств; метод системного анализа, частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования, что позволило исследовать заявленную тему и сделать соответствующие обобщения и выводы.
Структура р.аботы. Стру.ктуру работ.ы определя.ют цели и з.адачи иссле.дования. В р.аботе присутст.вует введе.ние, две г.лавы, закл.ючение, сп.исок источ.ников.
Глава 1. Х.арактерист.ика основн.ых теорий про.исхождения госу.дарства
§ 1. Патри.архальная теор.ия
Название изуч.аемой теор.ии произош.ло от гречес.кого слова р.аtriаrсhеs - г.лава рода. П.атриархаль.ной теорие.й представ.ляется госу.дарство в к.ачестве естест.венной фор.мы жизни л.юдей, вне которо.й их общен.ие будет не.возможным. Воз.никает оно во вре.мя стремле.ния людей к объе.динению, к обр.азованию п.атриархаль.ных семей. Кро.ме этого с.амо государст.во отождест.вляют с бо.льшими сем.ьями, в котор.ых отношен.ия монархо.в и их под.данных, в с.вою очеред.ь, отождест.вляют с от.ношениями от.цов и члено.в семей, а госу.дарственну.ю власть - с от.цовской вл.астью в качест.ве продолже.ния и разв.ития после.дней. Монар.хи должны з.аботиться о по.дданных, к.ак о своих дет.ях, а они в с.вою очеред.ь - подчин.яться им.
Принято сч.итать, что п.атриархаль.ную теорию изобре.л древнегречес.кий философ, ос.новоположн.ик логики и не.которых ин.ых отрасле.й современ.ной науки, ве.личайший, по с.ловам К.Мар.кса, мыслите.ль древност.и – Аристоте.ль (384-32.2 до н.э.), котор.ый, хоть (.по словам со.временной н.ауки немно.го наивно) ут.верждал, что госу.дарственно.й властью я.вляется про.должение, а т.акже развит.ие власти от.цовской, но пр.и этом реа.листично с.мотрит на госу.дарство: госу.дарственные де.ятели не мо.гут ждать н.аступления и.деальных ус.ловий, а до.лжны на ос.новании воз.можностей, с.амым лучши.м образом, пр.и условиях н.аилучшей ко.нституции у.правлять л.юдьми - та.кими, как о.ни есть. Н.аилучшие фор.мы государст.венной власт.и, по его с.ловам, так.ие, при котор.ых исключе.на возможност.ь своекорыст.ного приме.нения власте.й и при котор.ых власти с.лужат всему об.ществу. К д.анным форм.ам, по сло.вам Аристоте.ля, нужно от.нести монар.хию, аристо.кратию, умере.нную демокр.атию. Наиху.дшие госуд.арственные фор.мы по его с.ловам – это т.ирания, ол.игархия и о.хлократия (.господство чер.ни)1.
Другой осно.ватель патр.иархальной теор.ии – это к.итайский ф.илософ, истор.ик, а поми.мо этого госу.дарственны.й деятель Ко.нфуций (551-47.9 до н.э.), г.лавная рол.ь в учения.х которого (ст.авших в да.льнейшем к.итайской гос. ре.лигией - ко.нфуцианство) от.ведена кон.цепции «жэ.нь» (челове.колюбие). О.на предста.вляет систе.му идей «ч.жун» (пред.анность госу.дарю), «и» (.верность до.лгу), «сяо» (с.ыновняя почт.ительность), «.куань» (ве.ликодушие), «.ди» (уваже.ние к стар.шим) и так д.алее. Со с.лов Конфуц.ия, имеющеес.я разделен.ие людей не.льзя измен.ить, младш.ие должны по.дчиняться ст.аршим, нижесто.ящие вышесто.ящим. Но пр.и этом он го.ворит о то.м, что госу.дарство до.лжно основ.ываться не н.а безликих и всео.хватывающи.х законах, не н.а произволе т.иранов, а н.а мудрость добро.детельных пр.авителей и и.х, талантл.ивых и досто.йных помощ.никах.
На основан.ии патриар.хальной теор.ии происхо.ждения госу.дарства опр.авдывали н.адобность госу.дарственно.й власти и н.амного поз.же2.
Именно так в 164.2г. Р. Фил.ьмер в свое.й работе «.Патриархия, и.ли защита естест.венного пр.ава короле.й» обоснов.ывает присутст.вие в Англ.ии неогран.иченной вл.асти монар.ха. Так, с е.го слов пер.воначально Бо.г дарует коро.левскую вл.асть Адаму, котор.ый на осно.вании этого не то.лько отец че.ловеческого ро.да, но и в.ластелин. Д.алее Адам пере.дает данну.ю власть ст.аршему сыну - п.атриарху, а тот – с.воему пото.мку - коро.лю.
Последователь п.атриархаль.ной теории в Росс.ии социоло.г и публиц.ист Н.К.Ми.хайловский (184.2-1904), котор.ый активно про.пагандиров.ал ее идеи со.вместно с и.деей народ.ничества. Пр.иверженец д.анного уче.ния происхо.ждения и сут.и государст.ва – это росс.ийский истор.ик М.Н. По.кровский, котор.ый тоже ви.дит природу госу.дарственны.х властей во в.ласти отцо.вской3.
Указывая н.а значение п.атриархаль.ной теории, ну.жно в перву.ю очередь у.казать на то, что д.анную возн.икшую еще в дре.вности теор.ию убедите.льно опровер.гает совре.менная истор.ическая и юр.идическая н.аука, доказ.авшая, что п.атриархаль.ная семья и госу.дарство по.явились ед.иновременно во вре.мя разложе.ния первоб.ытного общ.инного стро.я, и что ро.дственная с.вязь в общест.ве, в которо.м присутст.вует данна.я семья, р.азрушается до.вольно быстро. Но, пр.и этом дан.ная теория и.меет значите.льное влия.ние, как в Е.вропе, так и в Росс.ии. Под ее воз.действием по.является тр.адиция вер.ы в доброго ц.аря, добро.детельных пр.авителей, «от.цов народа», то.лько после по.явления котор.ых возможно из.менение к луч.шему, и на му.дрость котор.ых (а не н.а право и з.аконы) дол.жно опират.ься государст.во. Данная и.дея, назыв.аемая еще тр.адицией патер.нализма, о.казалась до.вольно живуче.й, не ушла о.ни в прошлое и н.а сегодняш.ний день. В д.анных явле.ниях можно н.аглядно ус.мотреть ре.акционную сут.ь патриарх.альной теор.ии, которо.й теоретичес.ки оправды.валась пасс.ивность об.щества, ож.идание, им чу.жого решен.ия, являяс.ь, по сущест.ву, антиде.мократично.й. В это же вре.мя патриар.хальная теор.ия наиболее про.грессивная, не.жели теоло.гические уче.ние о госу.дарстве и пр.аве, на ос.новании то.го, что госу.дарство хот.ь и примит.ивно, но все же в.ыступает в к.ачестве про.дукта разв.ития человечес.кого общест.ва, а не бо.жественной во.ли. Следов.ательно, это о.дна из пер.вых теорий, котор.ая показал.а, пусть у.прощенно, пуст.ь односторо.нне, но пр.и этом соц.иальную пр.ироду госу.дарства.
Основа патр.иархальной теор.ии – это м.ысли о том, что госу.дарство по.является из р.азросшихся се.мей, а власт.ь монархов н.ад подданн.ыми основа.на на власт.и отцов-патр.иархов над до.мочадцами.
После этого про.должительн.ый период вре.мени данну.ю теорию пре.дают забве.нию, пока, н.аконец, ее не ре.анимировал.и англичане в э.поху Стюарто.в. К ХVII ве.ку относят из.дание тракт.ата английс.кого учено.го Р. Филь.мера «Патр.иарх» (1680.г.). Указа.нное сочине.ние обосно.вывает поло.жение о то.м, что Ада.м, получает в.ласть от Бо.га, а зате.м передает ее
Фрагмент для ознакомления
3
Список литер.атуры
1. Акимова М..К., Брызга.лова И.Г., Гу.жавина Т.А., К.аргин Ю.И., Кот.ляров С.Б., Ку.кушкин О.В., Перс.иянцева С..В., Чичеро.в Е.А. Гра.жданское об.щество в росс.ийских рег.ионах. – Но.восибирск, 2015.
2. Ерохин И.Ю., Ар.жанова И.О. Ге.ндер и вопрос.ы истории госу.дарственно.го казачест.ва // Фунд.аментальные и пр.икладные исс.ледования: проб.лемы и резу.льтаты. – 2014. – № 15. – С. 58-6.2.
3. Ерохин И.Ю. К.азачество и госу.дарственност.ь // Апроб.ация. – 201.3. – № 2 (5). – С. 24-.27.
4. Ерохин И.Ю. «.Казачий на.ционализм» и госу.дарственна.я идея: миф.ы и реальност.ь // Новое с.лово в нау.ке и практ.ике: гипотез.ы и апроба.ция результ.атов иссле.дований. – 201.3. – № 7. – С. 28-.33.
5. Ерохин И.Ю. Вое.нная служб.а – основа госу.дарственност.и казачест.ва // Вест.ник гуманит.арного обр.азования. – 201.3. – № 6 (.32). – С. 1.2-22.
6. Ерохин И.Ю. Бор.ьба за умы и с.импатии: Куб.анское каз.ачье войско // Со.временные н.аучные исс.ледования и и.нновации. – 2015. – № 5-.2(49). – С. 1.25-129.
7. Ерохин И.Ю. Фор.мирование госу.дарственно.й концепци.и терского к.азачества // Н.аучно-инфор.мационный жур.нал Армия и об.щество. – 2014. – № 2 (.39). – С. 104-108.
8. Котляров С..Б., Кукушк.ин О.В., Хр.амова О.Е. По.иск эффект.ивной моде.ли взаимоде.йствия госу.дарства и и.нститутов гр.ажданского об.щества // Со.циально-по.литические н.ауки. – 2016. – № 2. – С. 6.2-64.
9. Лаврентьева Е..В., Котляро.в С.Б. Поло.жительные и отр.ицательные сторо.ны демократ.ического и тот.алитарного ре.жима // Stud.ium. – 2014. – № 4-1 (.33). – С. 2.
10. Петров И.В. Идеи правового государства в Древнем Египте: мифы и реальность // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 5. – С. 124–125.
11. Петров И.В. Скандинавские письменные источники о торговых правоотношениях Древней Руси // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 5. – С. 81–82.
12. Петров И.В. Восточное монетное серебро: Ока (до 825 г.) // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 5. – С. 82.
13. Петров И.В. Восточное монетное серебро: Средняя Волга, Вятка, Кама (до 825 г.) // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 5. – С. 125–126.
14. Петров И.В. Четвертый этап обращения куфического дирхема в Восточной Европе (790-е гг.) // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 10. – С. 76–77.
15. Петров И.В. Пятый этап обращения куфического дирхема в Восточной и Северной Европе (800-е – первая половина 820-х гг.) // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 3. – С. 17–19.
16. Смоленский М.Б., Колюшкин Л.Ю. Теория государства и права. – Ростов-н/Д, 2012.
17. Толоконникова Е.В., Котляров С.Б. Предпосылки возникновения абсолютной монархии в России // Studium. – 2014. – № 4-1 (33). – С. 59-66.