Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В обеспечении экономической безопасности России большое значение имеет борьба с легализацией преступных доходов. Эти преступления, скрыто распространяясь, достигли размеров, угрожающих основам мирового правопорядка, и стали представлять опасность не только для отдельных государств, но и для всего международного сообщества .
В условиях политико-экономической интеграции отмывание доходов превратилось в глобальный феномен. Этому немало способствовали современные технологии, которые дают возможность быстрого перемещения преступных средств, тем самым позволяя пользоваться пробелами законодательства различных стран. Одновременно эти же процессы повышают эффективность борьбы с легализацией преступных средств в связи с развитием обмена информацией между странами. Очевидно, что проблема легализации доходов преступного происхождения может быть решена путем четкого грамотного взаимодействия международных институтов, выступающих в роли регулирующей надстройки, и национальных систем противодействия отмыванию денежных средств.
Следует отметить, что институт противодействия отмыванию доходов в нашей стране сформировался позже американского и европейского, вследствие чего он во многом основан на действующих международных стандартах этой сферы. И несмотря на то, что в настоящий момент Российская Федерация является активным участником деятельности как региональных, так и международных групп по разработке стандартов противодействия отмыванию преступных доходов, анализ и рецепция зарубежного опыта являются, безусловно, необходимыми элементами для дальнейшего развития экономики страны. В этой связи первоочередную значимость имеет опыт Евросоюза не только по причине тесной экономической взаимосвязи и территориальной близости ЕС, но прежде всего исходя из того, что это уникальное объединение, имеющее развитый институт противодействия легализации капиталов преступного происхождения.
На основании изложенного изучение правового регулирования противодействия легализации (отмывание) безналичных денежных средств, полученных преступным путем представляет актуальность.
Объектом исследования является правовой институт противодействия легализации (отмывание) безналичных денежных средств, полученных преступным путем. Предметом исследования являются актуальные проблемы правового регулирования противодействия легализации (отмывание) безналичных денежных средств, полученных преступным путем.
Целью исследования является изучение правового регулирования противодействия легализации (отмывание) безналичных денежных средств, полученных преступным путем. Исходя из цели исследования выделим следующие задачи исследования:
- рассмотреть легализации (отмывание) безналичных денежных средств, полученных преступным путем;
- рассмотреть правовое регулирования деятельности кредитных организаций в системе противодействия финансированию терроризма и легализации доходов, полученных преступным путем;
- исследовать актуальные проблемы противодействия легализации преступных доходов в банковской сфере.
Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы.
1.Понятие легализации (отмывание) безналичных денежных средств, полученных преступным путем
На протяжении всей истории человечества денежные средства были объектами как законных сделок, так и преступлений. В ходе совершенствования гражданского оборота стала тонкой грань между гражданским и уголовным правом. В некоторых случаях в ходе судебного разбирательства либо следственных мероприятий затруднительно отделить свободу договора (ст. 421 Гражданского кодекса РФ) от мошенничества (ст. 159 Уголовного кодекса РФ). Свобода договора позволяет субъектам гражданского права заключать любые договоры, даже прямо не предусмотренные ГК РФ, однако данное обстоятельство может приводить к мошенничеству и злоупотреблению доверием, которые, так же, как и названный принцип, неоднозначны с точки зрения критериев их оценки.
Термин «отмывание денег» (money laundering) впервые был использован в 1980-х гг. в США применительно к доходам от наркобизнеса и обозначает процесс преобразования нелегально полученных денег в легальные деньги . Предложено много определений этого понятия. Президентская комиссия США по организованной преступности в 1984 г. использовала следующую формулировку: «Отмывание денег - процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение» .
В Российской Федерации термин «легализация» (отмывание) впервые был включен в статью 174 Уголовного кодекса РФ в 1996 г. Хотя этот термин использовался только в названии статьи без определения его содержания, отечественные правоведы, основываясь на буквальном толковании уголовно-правовой нормы, сходились в едином мнении, что под понятием легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества следует понимать совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а равно использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон о легализации) меняет ситуацию относительно махинаций с денежными средствами. Названный нормативный акт содержит ключевое понятие - «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем». Под этим термином понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.
В юридической науке проблеме легализации денежных средств уделялось самое пристальное внимание (Е. Малышенко , Л.А. Рогачевский , Д. Робинсон , В.О. Саруханян , А.Н. Чашин , А.В. Шашкова и др.).
Легализация (отмывание) безналичных денежных средств, полученных преступным путем, имеет ряд отличительных признаков.
Во-первых, следует отметить, что легализация денежных средств представляет собой процесс, направленный на придание деньгам законного вида или законного способа их получения. Понятие же «отмывание» с позиций юридической терминологии объяснить сложно, так как этот процесс связан в буквальном смысле с очищением какого-либо объекта от иных элементов. Вероятно, закрепляя данный термин, законодатель попытался выделить значимость и общественную опасность отмывания денежных средств. Таким образом, данное понятие имеет оценочное значение.
Несмотря на передовой законодательный шаг в области гражданского права, который заключается в упоминании безналичных денег как объектов гражданских прав (ст. 128 ГК РФ), представляется, что опосредовать процесс отмывания таких денег проблематично. Современное гражданское законодательство лишено определения и правового регулирования безналичных денег. Отсутствие телесной (вещественной) оболочки таких объектов гражданских прав делает затруднительным выявление фактов отмывания денег на практике.
Легализация безналичных денежных средств в гражданском обороте сопряжена и с другой проблемой. В Законе о легализации нет однозначной ясности относительного того, является ли отмывание процессом или результатом. Представляется, что данная проблема разрешима только путем юридического анализа действительности тех сделок, объектами которых выступают безналичные деньги. В противном случае едва уловимой становится грань между свободой договора, институтом доверенности (или коммерческого представительства), необычными сделками и мошенничеством.
Во-вторых, легализация безналичных денег в свете Закона о легализации немыслима без права собственности. Названный признак основан на классической триаде правомочий собственника: владение, пользование, распоряжение. В науке гражданского права долго велась дискуссия о природе безналичных денег. Точки зрения ученых и практиков разнились - от вещно-правового подхода до выделения информационной составляющей в этих
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Волеводз А.Г. Финансовые механизмы легализации (отмывания) денежных средств, полученных преступным путем, связанные с их переводом за границу // Банковское право. 2012. N 3. С. 64;
2. Всем выйти из тени [Электронный ресурс] // URL: https://www.kommersant.ru/doc/3488270.
3. Гладких В.И. К вопросу об объективной стороне легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // Российский следователь. 2014. N 7. С. 29 - 34.
4. Денисов И.К. Понятие легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества в отечественном уголовном праве // Адвокат. 2011. N 4. С. 22 - 24.
5. Зинковский М.А. Легализация (отмывание) безналичных денежных средств, полученных преступным путем, как межотраслевое понятие // Современное право. 2015. N 3. С. 108 - 111.
6. Информационное сообщение Федеральной службы по финансовому мониторингу от 16 января 2014 г. «Типовые вопросы применения отдельных норм Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70474014/.
7. Киселев И.А. Борьба с отмыванием преступных доходов: Практ. пособие для сотрудников правоохранительных органов. М.: Юриспруденция, 2010.
8. Малышенко Е. Возврат в Россию похищенных и «отмываемых» денег // Законность. 1999. N 12. С. 30 - 32.
9. Обнальный сектор экономики. Как и кто выводил миллиарды через молдавские схемы [Электронный ресурс] // URL: https://www.kommersant.ru/doc/2866928.
10. Постановление Правительства РФ от 6 августа 2015 г. N 804 «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2015. N 33. Ст. 4835.
11. Приказ МВД России от 27 июня 2006 г. N 503 // СПС «КонсультантПлюс»
12. Проценко К.В. Роль кредитных организаций в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Финансовая архитектоника и перспективы развития глобальной финансовой системы: Сб. тезисов межрегиональной V научно-практической конференции (г. Симферополь, 21 - 23 сентября 2016 г.). М.: Антиква, 2016. С. 299 - 303.
13. Прошунин М.М. Правовые вопросы организации системы противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма в кредитной организации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2005. N 2. С. 31 - 37.
14. Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения: пер. с англ. М.: Вече, 2012. 176 с.
15. Робинсон Д. Всемирная прачечная: Террор, преступления и «грязные» деньги в офшорном мире / Пер. с англ. А. Шматова; Ред. Е. Харитонова. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
16. Рогачевский Л.А. Адвокатура в правовом механизме противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Международно-правовой и внутригосударственный аспекты // Правоведение. 2005. N 4. С. 79 - 105.
17. Саруханян В.О. Борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма и новые технологии // Московский журнал международного права. 2009. N 3. С. 146 - 155.
18. Состоялось Координационное совещание, посвященное вопросам борьбы с преступностью в банковской сфере // Прокурор. 2017. N 2. С. 63 - 65.
19. Торбин Ю.Г., Янчуркин О.В., Маматов В.Г. Противодействие легализации и незаконному выводу за рубеж банковских активов // Журнал российского права. 2016. N 12. С. 93.
20. Указ Президента РФ от 13 июня 2012 г. N 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» (вместе с «Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу») // СЗ РФ. 2012. N 25. Ст. 3314.
21. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» // СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
22. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3418.
23. ЦБ отозвал лицензии у трех банков [Электронный ресурс] // URL: https://www.kommersant.ru/doc/3283940.
24. ЦБ отозвал лицензию у банка «Сибэс» [Электронный ресурс] // URL: https://www.kommersant.ru/doc/3283910.
25. ЦБ отозвал лицензию у московского Межтопэнергобанка [Электронный ресурс] // URL: https://www.kommersant.ru/doc/3361736.
26. ЦБ отозвал лицензию у Русского международного банка [Электронный ресурс] // URL: https://www.kommersant.ru/doc/3401948.
27. ЦБ пресек «молдавскую схему» вывода активов из России в 2014 году [Электронный ресурс] // URL: https://www.kommersant.ru/doc/3253374.
28. Чашин А.Н. Выявление необычных сделок как метод противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. М.: Дело и Сервис, 2010.
29. Чебриков А.П. Противодействие незаконным финансовым операциям и выводу денежных средств за рубеж на примере Южного федерального округа // Прокуратура и следствие в странах СНГ. 2012. N 5. С. 23 - 24.
30. Шашкова А.В. Адвокат как субъект первичного финансового мониторинга. Применение рискового подхода в противодействии легализации (отмыванию) незаконных доходов к лицам юридической профессии // Вопросы экономики и права. 2010. N 6. С. 36 - 41.
31. Oswald K. Die Implementation gesetzlieher Masnahmen zur Bekampfung der Geldwasche in der Bundesrepublick Deutschland. Freiburg. Br., 1997. S. 6.
32. President's, Commission on Organized crime. The each connection, 1984. P. 7.
33. Suddeutsche Zeitung: в отмывании денег из России участвовали 27 немецких банков [Электронный ресурс] // URL: https://www.kommersant.ru/doc/3248497.