Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Метание копья – вид состязаний, история которого насчитывает несколько тысячелетий, но не теряющий своей привлекательности и в наши дни. И хоть за прошедшие века мир изменился неузнаваемо, идеи, выраженные в скульптуре античного копьеметателя – стремление к гармоничному развитию человека, стремление к мирному дружескому состязанию на спортивных аренах.
В настоящее время метание копья является обязательным в олимпийской программе. Настоящий рекорд мира принадлежит чешскому копьеметателю Яну Железны. Он послал копье на 96м. 40см.
В течение многих лет техника метаний совершенствуется на основе большого опыта тренеров и спортсменов. С ростом спортивных достижений все труднее оказывалось эмпирически обосновывать наиболее целесообразные варианты движения, и на помощь практике пришла наука. Особенно возросла необходимость в научных исследованиях теперь, после значительного
2
роста спортивных достижений в последние годы, объясняющегося, прежде всего хорошей скоростно-силовой подготовкой метателя. Однако скорость и силу беспредельно увеличивать нельзя, и дальнейший рост результатов возможен не столько за счет их увеличения, сколько за счет лучшего их использования, что осуществимо при совершенствовании техники метаний.
Глава 1. Теоретические основы воспитания скоростно-силовых качеств копьеметателей
1.1. Развитие скоростно-силовых качеств в различных видах спорта
Скорость и сила являются одними из важнейших физических качеств. Как правило, их развитие тесно сопряжено, что связано с анатомо-морфологическими и физиологическими возможностями нашего организма.
Скорость - способность человека совершать двигательные действия в минимально короткий промежуток времени. Она относится к числу консервативных, т. е. трудно развиваемых, качеств. Формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями: скорость выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную быстроту и способность длительно поддерживать ее. Развитие скорости во многом зависит от природных данных, часто передаваемых по наследству, а также от профессионализма педагога и интересов, и стремлений детей развить данное качество. Основными факторами при этом являются: состояние центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека; морфологические особенности мышечной ткани, её композиции (т.е. соотношение быстрых и медленных волокон); сила мышц; способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное; энергетические запасы в мышце (АТФ и КТФ); амплитуда двигательных актов, т.е. степень подвижности в суставах; способность к координации движений при скоростной работе; биологический ритм жизнедеятельности организма; возраст, пол; скоростные природные способности [12, 16].
Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет [8].
Согласно словарю «Психофизиология профессиональной деятельности», составленному Е.В.Трифоновым (1996), сила человека – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему. В составе общей силы различают: физическую силу, психическую силу, духовную силу. Проявление каждого вида силы зависит от специфических усилий, используемых для преодоления или противодействия сопротивлению. Это, в первом случае физические усилия, во втором – душевные и психические усилия, в третьем – духовные и нравственные усилия [19].
Многие авторы классических учебных пособий по теории и методике физического воспитания указывают, что основным средством по развитию скоростно-силовых качеств являются упражнения с преодолением сопротивления (Зациорский В.М., 2009, Матвеев Л.П., 1997, Озолин Н.Г., 2003, Платонов В.Н., 1994, Курамшин Ю.Ф., 1999, Холодов Ж.К., 2003) [7, 11, 15, 19, 22]. В связи с этим силовые упражнения целесообразно разделить на две группы:
3
- упражнения с внешним отягощением (использование других предметов, возвышений, мягкой неустойчивой поверхности, сопротивления партнера и т.д.);
- упражнения с использованием веса собственного тела.
Существует также вариант, когда вес собственного тела дополняется внешним весом (использование утяжелителей, эспандеров и др.) [27].
При определении мышечной силы очень важно отметить, в каком именно режиме работают мышцы. В разных режимах величина мышечной силы может отличаться до 100%. Во время выполнения силовых упражнений, спортсмен может поднимать, опускать или удерживать различные веса. Соответственно, мышцы будут работать в разных режимах. Если в процессе силового упражнения, т.е. преодоления внешнего сопротивления, мышцы человека сокращаются, то здесь можно говорить о преодолевающем режиме работы. Значение скоростно-силовой подготовки в тренировочном процессе копьеметателей
Скоростно-силовая тренировка копьеметателей предполагает использование специальных упражнений и приспособлений, для того чтобы спортсмены могли выполнить соревновательное упражнение, требующее правильной техники исполнения (Рис.1).
Проявление силовых качеств в метании копья связаны с функцией рук. Спортсмен должен удерживать копьё и придать ему как можно большее ускорение.
Наиболее глубокие исследования функций и возможностей кисти проведены в физиологии труда.
S. Bousset [цит. по Ж.Шерер] выявил, что эффективность ручного труда во многом определяется рациональным способом захвата и удержания предмета. Благодаря своим морфологическим особенностям, кисть позволяет выбрать наиболее целесообразный выполняемой задаче способ захвата любого предмета. Разнообразие видов захвата, в основном, определяется главными вариантами силы захвата и формой предмета. В своих исследованиях С. Бюиссе опирается на классификацию способов захвата предметов Taylor, где выделяется 6 основных видов: пальцевой, ногтевой, боковой, сферический, крючкообразный, кольцевой. Результаты сравнительного анализа классификации способов захвата предметов (по Taylor) и использования их в тренировочном процессе у копьеметателей приведены в таблице 1.
Из таблицы видно, часто в тренировочной деятельности копьеметателей используются сферический, крючкообразный и кольцевой способы в качестве вспомогательных упражнений.
Глава 2. Специфика средств и методов развития скоростно-силовых качеств в метании копья
2.1. Методика воспитания скоростно-силовых качеств копьеметателей
4
На основе изучения специальной литературы (В.М. Зациорский и др.) был выполнен теоретический анализ с целью отбора оптимальных методов и средств развития силы у копьеметателей.
Методы развития силы и скорости:
1. Метод максимальных усилий
2. Метод повторных усилий
3. Метод динамических усилий
Существует так же еще одна классификация силы, по В.Н. Платонову:
- изометрический;
- изокинетический;
- изотонический [1, 6].
Изометрический метод позволяет локально воздействовать на отдельные мышечные группы, что позволяет не только развить силовые качества, но и совершенствовать отдельные её параметры.
Изокинетический метод, является основным в силовой тренировке, особенно при развитии максимальной силы. Этот метод предполагает наличие устройств, при помощи которых возможно выполнение движений в широком диапазоне скорости, проявлять максимальные или близкие к ним усилия.
Изотонический метод предполагает выполнение упражнений в динамическом режиме с большими отягощениями, 75%-90% от максимального, с малым количеством повторений [13].
2.2. Разработка комплексов упражнений для развития скоростно-силовых качеств копьеметателей
На основе данных научно-методической литературы были отобраны наиболее эффективные упражнения, в результате чего был разработан комплекс общефизических упражнений, направленный на развитие скоростно-силовых качеств копьеметателей, а также комплекс, направленный на специальное развитие скорости и силы метателей копья.
При включении в программу занятий в учебно-тренировочных группах разработанного комплекса упражнений можно ожидать значительного повышения скоростно-силовых качеств атлетов в короткий срок.
В процессе воспитания скоростно-силовых качеств необходимо предусматривать повышение специального силового потенциала специфических мышечных групп.
Для составления общефизического комплекса скоростно-силовых упражнений необходимо выбрать по 1,2 упражнения из каждой группы (таблица 2), при этом важно руководствоваться следующим рекомендациям:
5
-первыми следует выполнять упражнения, где задействованы крупные мышечные группы (мышц спины, брюшного пресса, мышц бедра), например: прыжки, приседания, подтягивания, отжимания, планки;
-упражнения с собственным весом, следует выполнять не более 15 повторений, далее добавлять отягощение.
- упражнения для мышц рук и туловища выполнять в разных режимах, в преодолевающем, изометрическом и плиометрическом режиме в пропорции 50:30:20 [20]
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Андреева, В. Е. Сопряженное развитие гибкости и скоростно-силовых качеств на этапе базовой подготовки: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Андреева Вера Евгеньевна. – СанктПетербург, 2010. - 170 с.
2. Астахов С.А. Технология планирования тренировочных этапов скоростно-силовой направленности в системе годичной подготовки высококвалифицированных единоборцев: Автореф. дис. кан.пед.наук.- М., 2003.
3. Бондаренко, A.A. Пути повышения силовой подготовки атлетов Текст. / A.A. Бондаренко // Пауэрлифтинг. 2009. - № 6. - С. 5-7.
4. Виноградов, Г.П. Теория спортивной тренировки : учебное пособие / Г.П. Виноградов ; С.Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПб. : [б.и.], 1999. – 210 с.
5. Виноградов Г.П. Теоретические и методические основы физической рекреации: На прим. занятий с отягощениями: диссертация доктора педагогических наук: 13.00.04 — Санкт-Петербург, 1998. – 475 с.
6. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.
7. Войцеховский С.М. Книга тренера.- М.: Физкультура и спорт, 1971.
8. Воробьев А.Н. Лёгкая атлетика: Учебник для институтов физической культуры . 3-е изд. — М.: Физкультура и спорт,1981. - 356с.
9. Гришина, Ю.И. Основы силовой подготовки Текст. / Ю.И. Гришина. -М.: Феникс, 2011.-288 с.
10. Гузь, С.М. Средства и методы развития силы на этапе начальной спортивной специализации в силовом троеборье/ Гузь С.М., Хуббиев Ш.З. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009. -№ 12(58).-С. 40-46.
11. Гульянц А.Е. Методика круговой тренировки силовой направленности в системе физического воспитания студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 1988. - 27с.
6
12. Евсеев, С.П. Формирование двигательных действий с помощью тренажеров / С.П. Евсеев. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 90 с.
13. Ермоленко, Е.К. Возрастная морфология: учебник. / Е.К. Ермоленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 464 стр.
14. О.И. Загревский, В.О. Загревский Методы силовой подготовки гимнастов// Вестник Томского государственного университета. 2013. 377. С. 136–139.
15. Зайцева В.В. Тренировка силы и силовые тренажеры // Теория и практика физической культуры. 1993. - №1. — С.26 – 32.
16. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. М.: Советский спорт, 2009. - 200 с.
17. Классификация специальных упражнений, применяемых в тренировке метателей (на примере метания копья) [Электронный ресурс]/режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-spetsialnyh-uprazhneniy-primenyaemyh-v-trenirovkemetateley-na-primere-metaniya-kopya (Дата обращения: 05.03.2019)
18. Коробков А. В. Физическая культура людей разного возраста: Сила. Быстрота. - М.: Физкультура и спорт, 2006, - 159с.
19. Кузнецов В.В. Специальная силовая подготовка спортсменов высших разрядов. М. : Сов. Россия, 1975. 192 с.
20. Лейкин, М.Г. Биомеханические аспекты воспитания силы в процессе обучения и тренировки / М.Г. Лейкин. – Киев: Изд-во Минобразования Украины, 2001. – 152 с.
21. Лысков Ф.Д. Педагогические основы создания и применения тренажеров (методические рекомендации) – М.: Высшая школа, 1979. – 69 с.
22. Люташин Ю. И. Методика комплексного развития силовых качеств студентов вузов средствами атлетической гимнастики: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Люташин Юрий Иванович; [Место защиты: Волгогр. гос. акад. физ. культуры].- Волгоград, 2010.- 169 с.
23. Осипова В.Н. Возрастная физиология и психофизиология: учебное пособие.- М.: МГИУ, 2010. – 190 с.
24. Планирование тренировки в метании копья [Электронный ресурс]/режимдоступа:https://sinref.ru/000_uchebniki/05000sport/002_uchebnik_trenera_po_legkoi _atletike_1982/130.htm (Дата обращения: 05.03.2019)
25. Теория и методика физической культуры / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, Попова В.И. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, - 1999. – 374 с.
26. Физиология человека: Учебник для ВУЗов физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических ВУЗов / Под общ. ред. В. И. Тхоревского. – М.: Физкультура, образование и наука, 2001. – 492 с.
7
27. Шейко Б.И. Пауэрлифтинг. - Уфа, 2002. - 322с. [Электронный ресурс] /РФВСА - Режим доступа: http://rfapa.ru/sport-na-pilone
28. Hatfield F, Power- A Scientific Approach: Advanced Muscie Building Techniques for Explosive Strength, 1989, Contemporary Books Inc., 224p.
29. Hatfield F, Hardcore Bodybuilding: A Scientific Approach Hardcore Bodybuilding, McGraw-Hill, 1993, 448p
30. Hatfield F, Aerobic Weight Training: The Athletes Guidi to improved Sports Performance, McGraw-Hill, 1983, 118p