Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Объектом исследования является предприятие автосервиса. Изменение экономических условий обусловило резкое повышение конкуренции на рынке автосервиса.
Предметом исследования является бизнес-план создания предприятия автосервиса.
Цель работы - разработать бизнес-план проекта по созданию нового предприятия автосервиса и оценить его экономическую эффективность и устойчивость.
В процессе достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
дать характеристику рынка автосервисных услуг;
определить перспективное направление деятельности автосервисного предприятия;
разработать бизнес-план создания автосервисного предприятия на примере ООО «ХабаровскАВТО»;
рассчитать экономическую эффективность проекта создания автосервисного предприятия на примере ООО «ХабаровскАВТО»;
оценить устойчивость разработанного проекта.
1. РАЗРАБОТКА И ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНА СОЗДАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ХАБАРОВСКАВТО»
1.1. АНАЛИЗ РЫНКА СБЫТА
Согласно данным, публикуемым агентством «Автостат», на 1 января 2019г. цифра авто, числящихся по учетам государственной инспекции безопасности дорожного движения приближается к 45 миллионам. Это, не считая грузовых авто, которые также нуждаются в своевременном и качественном сервисе.
За последние 12 лет парк легковых автомобилей в России вырос на 67% - с 25,57 млн. штук в начале 2006 года до 44,4 млн. штук к концу 2018 года(рис.1).
Рис. 1. Парк легковых автомобилей в России, ключевые цифры
В 2018 году продажи легковых автомобилей и LCV в нашей стране, по данным АЕБ, составили 1 млн 800 591 единицу – на 12,8% больше, чем в 2017 году. По итогам декабря минувшего года тоже наблюдается положительная динамика (+5,6% до 175 240 автомобилей).
ТОП-10 производителей возглавляет группа Renault-Nissan-Mitsubishi, реализовавшая за год 648 795 автомобилей, что соответствует доле рынка 36%. На втором месте находится KIA-Hyundai с 407 684 проданными экземплярами и рыночной долей 22,6%. Третью строчку занимает Volkswagen Group с объемом 211 420 автомобилей и долей 11,7%. Таким образом, эти группы вместе занимают более 70% российского авторынка (рис.2).
Рис. 2. Авторынок РФ в 2018 г
Из десяти представленных групп автопроизводителей рыночный рост отмечен у девяти, а небольшое падение продемонстрировал только отечественный УАЗ (-0,9%). Больше других из производителей подросла японская Mazda: ее продажи за прошедший год увеличились на 22,3%.
Лидером среди моделей впервые стала LADA Vesta, показав самую высокую в ТОП-20 рыночную динамику (+40,2%) и сместив с первой строчки рейтинга продаж бестселлер 2017 года – KIA Rio. За 2018 год было реализовано 108 364 экземпляра LADA Vesta.
Далее с объемом продаж в 106 325 штук (+13,5%) следует также отечественная модель LADA Granta.
На третьей позиции – корейский KIA Rio c показателем 100 148 единиц (+3,6%). Hyundai Сreta c 67 588 экземплярами (+22,2%) занимает четвертое место, оттеснив своего «коллегу по конвейеру» Hyundai Solaris (65 581 автомобиль) на пятую позицию.
Отметим, что по итогам прошлого года, помимо Hyundai Solaris, показавшего падение (-4,4%), еще четыре модели из первой двадцатки демонстрируют отрицательную динамику: Renault Duster (-5,5%), Toyota RAV4 (-5,4%), Renault Logan (-1,2%), Renault Kaptur (-3%) и Chevrolet Niva (-6,3%). Причем, у Chevrolet Niva – самое большое падение продаж.
В 2018 году продажи новых автомобилей в России выросли на 12,8% по сравнению с 2017 годом. Оба сегмента – массовый и премиальный – тоже показали рост (+13,9% и +7,4% соответственно) (рис. 3).
Рис. 3. Динамика авторынка
Продажи машин массовых марок в 2018 году достигли 1 572 246 единиц, что составляет 91,2% от общего объема реализации. Стоит отметить, что среди ТОП-25 брендов-лидеров 18 показали положительную динамику.
Наибольший рост продемонстрировал Zotye – реализация автомобилей китайской марки выросла почти в 3 раза. Также высокую динамику показали японские Honda (+110%) и Mitsubishi (+86,6%).
Из семи брендов, продемонстрировавших отрицательную динамику в массовом сегменте, наибольшее падение зафиксировано у узбекского Ravon (-65,6%).
Продажи автомобилей премиум-сегмента в прошедшем году увеличились на 7,4% и составили 151 655 единиц (доля – 8,8%). Большинство представителей этого сегмента находятся «в плюсе» (10 из 14 марок). Самый большой рост продаж наблюдается у Genesis, чья реализация выросла на 77,6%. Остальные марки демонстрируют более «скромные» показатели роста – от +2,6% (Lexus) до +47,5% (MINI). Самое глубокое падение среди премиальных брендов за 2018 год отмечено у smart (-26,2%).
За 2018 год объем вторичного рынка легковых автомобилей в России достиг 4,8 млн единиц. Это на 1,9% больше, чем год назад. При этом рыночный рост наблюдается как в массовом, так и в премиальном сегменте (рис. 4).
Рис. 4. Структура рынка автомобилей с пробегом
На долю перепродаж автомобилей массовых марок приходится чуть более 90% всего вторичного рынка, что эквивалентно примерно 3,6 млн экземпляров (+2,1%). Лидирует здесь отечественная LADA, объем вторичного рынка которой за отчетный период превысил 1 млн машин, что на 3,6% меньше, чем в январе – сентябре 2017 года.
Из иномарок россияне чаще всего приобретают подержанные автомобили Toyota (444,5 тыс. шт.; +2,3%). Также на вторичном рынке популярна продукция таких производителей как Nissan, Hyundai, KIA, Chevrolet, Ford, Volkswagen, Renault и др.
Отметим, что в ТОП-20 марок по объему рынка отрицательную динамику, помимо LADA, демонстрируют еще отечественные УАЗ (-2,9%) и ГАЗ (-17,9%). А среди иномарок в «минусе» находятся Daewoo (-6,6%) и Peugeot (-0,9%). Остальные же бренды показывают рост вторичного рынка.
На долю премиум-сегмента пришлось около 10% рынка автомобилей с пробегом. Количественно это составило 375,5 тыс. единиц (+0,6%). В тройке лидеров тут традиционно присутствуют три немецких бренда: Mercedes-Benz (93,4 тыс. шт.), BMW (85,3 тыс. шт.), Audi (71,2 тыс. шт.).
Но если первые два демонстрируют рыночный рост (+0,3% и +1,7% соответственно), то третий – падение (-1,5%). При этом, кроме Audi, в отрицательной зоне расположились еще Volvo (-1,2%) и Jeep (-7,2%).
Наибольшая доля в структуре рынка как новых, так и подержанных легковых автомобилей, приходится на четыре основных сегмента – SUV, В, С, D (рис. 5). Если на первичном рынке они занимают долю 92,8%, то на вторичном – 87,5%. В структуре рынка новых автомобилей лидирует сегмент SUV с долей в 43,1%, что в очередной раз подтверждает растущую популярность кроссоверов и внедорожников в нашей стране.
На втором месте находятся автомобили сегмента В (37,9%), с большим отставанием от которых располагаются машины С- и D-классов (6,6% и 5,2% соответственно). Оставшиеся сегменты суммарно занимают 7,2%, причем больше половины из них имеют долю менее 1% от общего объема.
Что касается рынка вторичного, наибольшая доля здесь пришлась на сегмент В (37,8%), причем он имеет практически тот же показатель, что и на первичном рынке. Кроссоверы и внедорожники с 21,4% заняли вторую позицию. Автомобили С-класса (18,8%) находятся на третьем месте, а D-класса – на четвертом (9,5%). Картина по оставшимся сегментам, на которые приходится 12,5% вторичного рынка, практически повторяет ту, что сложилась на рынке новых автомобилей: большинство из них также имеют долю менее 1%.